Обслуживание
Примерные интервалы технического обслуживания двигателя:
- После обкатки нового или откапиталенного двигателя, следует менять заводское моторное масло при пробеге 2,5-3 тысячи километров.
- Далее, на интервале 10±2 тысячи километров, рекомендуется проводить замену масла, масляного фильтра и воздушного фильтра. Допустимый расход моторного масла составляет 0.1 литра на каждые 1000 километров пробега. Для данного двигателя подходят следующие виды масла: 15W40, 10W40, 20W40, 10W30, 5W40, 5W30. Объем масла в двигателе составляет 6 литров, а для замены следует использовать 5.4 литра. Рекомендуется менять масло каждые 7 тысяч километров пробега.
- При достижении 30 тысяч километров или через 2 года эксплуатации, стоит обновить антифриз и заменить свечи зажигания.
- Когда автомобиль проезжает 50 тысяч километров, рекомендуется провести замену катушек зажигания, высоковольтных проводов, топливного фильтра, ремня генератора и прокладки клапанной крышки.
- При пробеге 70 тысяч километров, необходимо заменить гидрокомпенсаторы, предпочтительно всего комплекта.
- Ресурс цепи в приводе ГРМ рассчитан на 100 тысяч километров, но рекомендуется проверять состояние цепи между 30 и 50 тысячами километров. Полную замену приводного узла следует производить после 100 тысяч километров пробега.
Такие рекомендации помогут поддерживать двигатель в хорошем состоянии на протяжении его эксплуатации.
Отключение электросистемы
- Подготовка инструментов: для отключения электросистемы вам понадобятся тестер или мультиметр, ключи для откручивания клемм аккумулятора и другие основные инструменты.
- Разъединение аккумулятора: перед началом работ убедитесь, что двигатель выключен и ключ зажигания вынут из замка. Откройте капот и открутите клемму «+» аккумулятора с помощью ключа. Затем открутите клемму «-» аккумулятора. Убедитесь, что обе клеммы не соприкасаются друг с другом или с каркасом автомобиля, чтобы избежать короткого замыкания.
- Отключение подключений: разъедините все электрические подключения, связанные с карбюратором и электросистемой, такие как провода карбюратора, кабели датчиков и электрические разъемы.
- Отключение электросистемы автомобиля: отверните и удалите панель приборов, после чего вытащите все предохранители и отключите электрические разъемы, связанные с инжекторной системой, из соответствующих разъемов. Определите и отключите также все электрические подключения, связанные с датчиками и устройствами впрыска топлива.
После выполнения указанных выше шагов электросистема вашего автомобиля будет полностью отключена и подготовлена для установки инжекторной системы. Следуйте дальнейшим инструкциям для успешного проведения переделки двигателя ЗМЗ 406.
Сцепление газ 3221
Сцепление
на автомобиле однодисковое, сухое,
фрикционное, привод – гидравлический.
Рисунок
4. Сцепление
1
– главный цилиндр привода выключения
сцепления; 2 – картер сцепления; 3 –
маховик; 4 – фрикционные накладки
ведомого диска; 5 – нажимной диск;
6
– опорные кольца; 7 – пружина педали; 8
– диафрагменная пружина;
9
– подшипник выключения сцепления; 10 –
шток главного цилиндра;
11
– педаль; 12 – первичный вал коробки
передач; 13 – поролоновые кольца;
14
– муфта выключения; 15 – шаровая опора
вилки; 16 – кожух; 17 – вилка;
18
– шток рабочего цилиндра; 19 – соединительная
пластина; 20 – рабочий цилиндр; 21 –
прокачной штуцер; 22 – демпферная пружина;
23 – ведомый диск.
Сцепление
состоит из алюминиевого картера, муфты
выключения с подшипником и вилкой,
ведущего диска в сборе (корзины), ведомого
диска, главного и рабочего цилиндров,
соединенных между собой шлангом и
трубкой.
Ведущий
диск (корзина) состоит из кожуха, в
котором установлены диафрагменная
пружина, опорные кольца и нажимной диск.
Пружина, закрепленная на кожухе, краями
давит на нажимной диск.
Ведомый
диск состоит из ступицы со шлицевым
отверстием и двух дисков, к одному из
них приклепаны пластинчатые пружины.
К ним с обеих сторон крепятся фрикционные
накладки.
Пластинчатые
пружины, имеющие изгибы, способствуют
лучшему прилеганию диска и дополнительно
сглаживают рывки в трансмиссии при
включении сцепления.
Для
более плавной передачи крутящего момента
при трогании автомобиля или переключении
передач в окнах дисков установлены
демпферные пружины.
Ведомый
диск прижимается к маховику двигателя
нажимным диском корзины. Через фрикционные
накладки, усиливающие трение, крутящий
момент передается на ведомый диск и,
далее на первичный вал коробки передач,
с которым ведомый диск связан шлицевым
соединением.
Для
временного отсоединения двигателя от
трансмиссии служит привод выключения
сцепления. При нажатии на педаль
сцепления, поршень главного цилиндра
сцепления перемещается вперед.
Вытесняемая
жидкость по трубке и шлангу поступает
в рабочий цилиндр, выдвигая из него
поршень со штоком.
Шток
действует на хвостовик вилки, которая
поворачивается на шаровой опоре, другим
концом перемещая по крышке подшипника
коробки передач муфту выключения
сцепления. Подшипник муфты нажимает на
концы лепестков диафрагменной пружины.
Деформируясь, пружина перестает
действовать на нажимной диск, который
в свою очередь «отпускает» ведомый, и
передача крутящего момента прекращается.
Снаружи
механизм сцепления закрыт алюминиевым
картером. Картер шестью болтами и двумя
усилителями крепится к блоку цилиндров
двигателя. С другой стороны в картер
ввернуты четыре шпильки для крепления
коробки передач.
Картер
имеет посадочное место для рабочего
цилиндра сцепления и окно для установки
вилки. Для увеличения жесткости на
нижней части картера сцепления
устанавливается усилитель.
Особенности системы охлаждения ЗМЗ 406
Система охлаждения рассматриваемого движка выполнена в традиционном стиле. Жидкость охлаждения перекачивается водяным насосом через БЦ, головку БЦ, радиатор. В системе применяется поликлиновый ремень плоской формы. Такой ремень исключал возможность непредвиденного обрыва.
В систему включён термостат. Он направляет поток охлаждающей жидкости по большому, либо по малому кругу, в зависимости от температуры прогрева двигателя. Так же, при необходимости помпа 406 подаёт жидкость охлаждения в печку, обеспечивая тем самым тепло и комфорт в салоне автомобиля. В систему включён температурный датчик, постоянно указывающий температуру жидкости охлаждения. Он даёт возможность водителю, постоянно вести контроль за температурой ДВС.
Основные особенности ДВС ЗМЗ 406
Плюсы и минусы карбюраторов
Двигатели современных автомобилей в большинстве своем оснащаются электронными системами впрыска топлива – инжекторный впрыск, моновпрыск, центральный впрыск, распределенный впрыск. Перечисленные системы работают идеально, экономят топливо, но имеют слишком высокую цену. Второй минус – при выходе из строя либо засорении данных блоков их ремонт можно производить только в условиях автосервиса на специальных стендах. За это придется немало заплатить.
Карбюраторы имеют много преимуществ: недорогие, простые механизмы. При правильной регулировке они приносят значительную экономию топлива. Наиболее экономичным является карбюратор К-151Д – 8 литров бензина АИ-92. Второй по объему расходования топлива – солекс – 8,5 литров бензина АИ-92.
Наиболее прожорливый – карбюратор 4178 – 9 литров бензина Аи-92. Замеры осуществлялись на трассе при скорости 90 км/ч. Минусы карбюраторов: проблемы с холодным пуском при отрицательных температурах у моделей солекс, 4178. Иногда случаются провалы педали газа, обеднение топливной смеси.
Эти недостатки исчезают при правильной регулировке. Так что на вопрос: какой карбюратор лучше поставить на 406 двигатель газель, можно с полной уверенностью ответить: все три карбюратора – солекс, 4178, К-151Д являются вполне рабочими механизмами и их можно устанавливать на свою газель. Правильные регулировки превратят вашу Газель в зверя. Вы станете героем всех автострад.
Конструкция двигателя ЗМЗ-406
Подключение высоковольтных проводов ЗМЗ 405, ЗМЗ 406
Двигатели ЗМЗ карбюраторный и Евро-2 оснащены системой зажигания DIS (Double Ignition System).
В системе DIS используются катушки зажигания с двумя высоковольтными проводами. Каждая катушка работает с соответствующей парой цилиндров.
Первая катушка работает с 1 и 4 цилиндрами, вторая катушка работает с 2 и 3 цилиндрами.
Как подключить катушки зажигания?
Катушка зажигания 1 и 4 цилиндров расположена ближе к впускному коллектору, катушка 2 и 3 цилиндров ближе к выпускному коллектору.
Низковольтные провода катушек обязательно подключать к катушке парой. Пара проводов на катушку 1-4 немного короче пары проводов на катушку 2-3.
Внутри пары неважно, на какой контакт какой подключается провод – катушки неполярные. Так же внутри пары не важно, какой высоковольтный провод идет на какой цилиндр. Рассмотрим на примере (смотрите фото)
Рассмотрим на примере (смотрите фото)
Управление катушкой 1 (1 и 4 цилиндры) – зеленый и желтый провода. Эта пара подключается строго к катушке 1 и 4 цилиндров!
Низковольтная цепь – полярность не важна – можно подключить:
Вариант 1: Верхний контакт катушки – желтый, нижний контакт – зеленый.
Вариант 2: Верхний контакт катушки – зеленый, нижний контакт – желтый.
Высоковольтные выходы – полярность не важна – можно подключить:
Вариант 1: Верхний вывод на 1 цилиндр, нижний выход на 4 цилиндр.
Вариант 2: Верхний вывод на 4 цилиндр, нижний выход на 1 цилиндр.
Управление катушкой 2 (2 и 3 цилиндры) – голубой и желтый провода. Эта пара подключается строго к катушке 2 и 3 цилиндров! Далее – аналогично паре 1-4 – полярность внутри пары не важна.
Определяющим фактором при подключении пар низковольтных и высоковольтных проводов к соответствующей катушке зажигания является правильность их трассировки. Провода не должны быть сильно натянуты, сильно перегибаться, не должны тереться о неподвижные части двигателя и другие провода.
Еще статья о высоковольтных проводах ЗМЗ 405, 406 — прочтите, чтобы не повторить эту ошибку.
Технические данные ЗМЗ 406
ГАЗ Соболь 2007, двигатель бензиновый 2.3 л., 145 л. с., задний привод, механическая коробка передач — своими руками
Машины в продаже
По поводу мусора заводского, скорее всего так и есть. Вчера в автомагазине взял в руки тормозной цилиндр от супер современного ВАЗа. Весь в стружке от сверлений и нарезки резьбы. Стружка не только на поверхости но и в каналах. Пока вертел его в руках стружка провалилась в отверстие под трубку тормозную. Так же стружка оказалась и под пыльником поршенька.
та, которую вы называете старой, на самом деле новая (судя по маркировке 1003009-20), поэтому она и лучше с учетом всех перечисленных нюансов. Гидрики будут прокачиваться дольше, но зато отсекают масло пораньше, а значит гарантированное опускание клапана
без сеточки. крепче сделана и более по уму и качественней
Оо это ещё не самая модернизированная (((, на последних распредвалы прижимаются только 3 шейками, да — да 2 и 4 посчитали лишними.
так это говорят под змз-405 голова на 3 опоры.
Так и есть так и здесь сравниваешь 405 и 406, только вот в них разницы помойму нет. Разница только по годам выпуска, причом чем моложе тем хуже.((((
Оо это ещё не самая модернизированная (((, на последних распредвалы прижимаются только 3 шейками, да — да 2 и 4 посчитали лишними.
И ОДНА! ВСЕГО ОДНА ПРУЖИНА КЛАПАННАЯ!
А что на новой башке нет нижних тарелок под пружины? На моей 6го года они есть, остальное всё также как у вас.
на той что разбирал не было. может кто при замене сальников не поставил?
На каких авто используется двигатель ЗМЗ-406
Современный двигатель Заволжского моторного завода 406-й модели устанавливается на легковые автомобили ГАЗ-3110 «Волга» и грузовые Газели 3302.
Моторный и автомобильный заводы нижегородской области проводят постоянный мониторинг своей продукции, собирают информацию об эксплуатации произведенной техники.
Конечно, иногда возникают определенные конфликтные ситуации.
Они связаны с тем, что водители обращаются по вопросам:
- троит двигатель Газель;
- не видны метки ГРМ;
- отказывают форсунки;
- выходит из строя помпа;
- стучит ЗМЗ поршневая;
- подтекает масляный фильтр;
- нестабильно работает термостат;
- не выдерживаются основные технические характеристики и другие.
Производители всегда стараются оказать помощь через свои сервисные центры, которые разбросаны по всей России и СНГ.
Признаки неисправностей
Различают несколько видов состояния электрической цепи в автомобилях Газель 405 евро 2, 402, 406, 4216, 2705, 3302 или бизнес дизель:
- Двигатель не запускается. Автомобиль не может выполнять свою основную функцию при неработающем двигателе. Либо проводка на Газель бизнес дизель, 402, 406, 405 евро 2, 4216, 3302, 2705 повреждена, или вышел из строя один из агрегатов или механизмов авто.
- Двигатель автомобиля запускается, однако электрооборудование функционирует неправильно или с перебоями.
В том случае, если в результате попытки завести двигатель агрегат не запускается, но при этом топливо поступает в мотор, то вероятнее всего, проблема состоит в электрооборудовании:
В том случае, если транспорт оборудован карбюратором, для начала следует уделить внимание диагностике высоковольтных кабелей и свечей. Кстати, довольно часто на более старых автомобилях Газель с карбюратором на практике высоковольтные провода приносят неудобства водителю
Если высоковольтные кабеля отработали свой ресурс эксплуатации, двигатель будет работать некорректно. Так что в первую очередь проверяйте именно их. Не лишним будет на Газели с карбюратором проверить работоспособность трамблера и катушки. Помимо высоковольтных проводов, можно произвести диагностику схемы электроцепи в моторном отсеке.
В случае с инжектором ситуация немного другая. Разумеется, высоковольтные провода также могут стать причиной поломки, но в первую очередь нужно уделить внимание электрооборудованию. В частности, вас интересует система управления двигателем. В том случае, если система управления инжектора не в состоянии должным образом обрабатывать импульсы, поступающие с регулятором, то в результате она не сможет давать команды остальным узлам и механизмам. Соответственно, в работе двигателя начнутся перебои.
Как показывает практика, в большинстве автомобилей Газель бизнес дизель, 402, 406, евро 2 405, 3302, 2705 и других причины поломок заключаются в закисленных или подгоревших контактах. В данном случае речь идет о контактах в замке зажигания. При неработоспособности замка зажигания или блока в салоне транспорта как минимум не сможет работать освещение. Также неисправное электрооборудование может привести к неработоспособности омывателей, вентиляторов, стеклоочистителей и т.д.
Виды двигателей и расход топлива
Газели 406 бывают с несколькими моделями двигателей, что позволяет подобрать для себя более экономичную модель автомобиля по расходу горючего. Существует также возможность установить совместно с бензиновым двигателем оборудование гбо, которое позволяет использование двух видов топлива.
Основные виды двигателей
На Газели 406 устанавливают следующие виды двигателей:
- Инжекторный. Расход топлива ЗМЗ 406 у инжекторной Газели является минимальным в сравнении с другими видами моторов.
- Карбюраторный.
- Бензиновый. Наиболее экономически выгодный вариант. Затрата бензина Газели на 100 км в пределах двенадцати литров.
Причины поломок системы ГРМ
Как же все-таки этого избежать. Во-первых, пробег 300-400 тысяч километров для этого двигателя не предел он может, при грамотной эксплуатации, прослужить гораздо больше, но механизмы привода ГРМ должны меняться не более чем через 200 тысяч километров. Во вторых, во время работы двигателя гидронатяжители держат цепь в натянутом положении, но если представить себе, что на какое то мгновение они перестанут работать то цепь непременно заклинит , так как звенья цепи набегут друг на друга, тем более если вы едете на скорости и у вас возникла необходимость переключения передачи.
Падение давления масла может произойти по причине низкого давления в системе и при сбросе газа давление будет ниже нормативного, либо в масляный канал попала стружка или частицы нагара. Поэтому двигатель необходимо содержать в чистоте, регулярно проводить ТО и не скупиться на хорошее моторное масло. В иномарки мы не заливаем масло м-8. Тем более, как только эти моторы появились, владельцы старались заливать в них самое лучшее и дорогое масло, которое было в продаже
Почему же сейчас мы на это не обращаем внимание. Существуют еще причины, по которым ГРМ выходит из строя
Это заклинивание распредвалов, осевое смещение распредвалов, ослабление осевой фиксации ведомой и ведущих звездочек. Все эти неисправности являются следствием слабого натяжения цепи, в результате чего возникает вибрация и большая амплитуда биения цепи, что приводит к плачевным результатам. Так что при появлении малейших стуков или каких-то посторонних звуков в области передней крышки сразу же проверяйте состояние, в котором находятся цепи ГРМ.
Технические характеристики
С 1996 по 2008 год на Заволжском моторном заводе был произведен двигатель ЗМЗ 406 объемом 2.3 литра. Этот двигатель устанавливался на различные седаны под брендом Волга, а также на коммерческие микроавтобусы Газель.
Варианты данного мотора включают три версии: карбюраторные модификации 4061.10 и 4063.10, а также инжекторную версию 4062.10.
Годы выпуска | Материал блока цилиндров | Система питания | Тип | Количество цилиндров | Клапанов на цилиндр | Ход поршня, мм | Диаметр цилиндра, мм | Степень сжатия | Объем двигателя, куб.см | Мощность двигателя, л.с./об.мин | Крутящий момент, Нм/об.мин | Вес двигателя, кг | Рабочая температура двигателя, град. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1997-2008 | чугун | инжектор/карбюратор | рядный | 4 | 4 | 86 | 92 | 9.3 | 2286 | 100/4500 110/4500 145/5200 |
177/3500 186/3500 201/4000 |
185 187 |
~90 |
Расход топлива
В городском режиме расход горючего составляет 13.5 литров на каждые 100 километров пробега, а на трассе этот показатель снижается до 8.8 литров на 100 километров.
Общий расход топлива составляет около 11 литров на каждые 100 километров пробега. Эти данные соответствуют расходу Газ 31105 с МКПП.
Подбор и установка карбюратора
Процесс переделки двигателя ЗМЗ 406 с инжекторной системы на карбюратор начинается с подбора подходящего карбюратора. При выборе карбюратора необходимо учитывать несколько факторов, таких как мощность двигателя, объем цилиндров, объем камеры сгорания и требуемое качество смеси.
Основные параметры, которые следует учитывать при выборе карбюратора:
- Объем камеры сгорания — определяет необходимый воздухоподачу и расход топлива;
- Мощность двигателя — влияет на требуемый размер канала впуска и диаметр дроссельной заслонки;
- Объем цилиндров — важен для определения объема подачи топлива и воздуха;
- Требуемое качество смеси — определяется максимальной скоростью газовоздушной смеси и требуемой разбавлением.
После выбора карбюратора необходимо произвести его установку. Во время установки следует следить за тем, чтобы карбюратор был установлен на плоской поверхности, был надежно закреплен и не имел никаких дополнительных утечек воздуха.
Установка карбюратора включает следующие шаги:
- Снятие старого инжектора и всех связанных с ним элементов;
- Очистка поверхностей и проверка состояния прокладок;
- Установка карбюратора и его закрепление;
- Подключение необходимых трубок и проводов;
- Настройка и проверка работоспособности.
Важно помнить, что после установки карбюратора необходимо произвести его настройку с учетом особенностей вашего двигателя. Для этого рекомендуется обратиться к специалисту или использовать специализированное оборудование
Возможные неполадки проводки и методы их устранения
Какие неисправности наиболее характерны для электрической схемы Газелей 4216, 2003, 2705 и других моделей:
- Повреждение проводки. Если повреждение несерьезное, то такую проблему можно решить путем дополнительной изоляции цепи с помощью изоленты. При более значимых повреждениях весь участок цепи лучше заменить.
- Выход из строя предохранительного элемента. Неисправности такого плана решаются путем замены поврежденных устройств. Ни в коем случае не используйте самодельные предохранители из куска проволоки или в виде монетки, поскольку это может привести к возгоранию. Единственное, когда это возможно — когда вышел из строя предохранитель, без которого авто не заводится, к примеру, отвечающий за бензонасос, и вам нужно будет только доехать до ближайшего магазина.
- Плохой контакт оборудования с электросетью. В таком случае нужно произвести диагностику, подробная инструкция представлена выше. Если плохой контакт обусловлен окислением, то разъем достаточно будет зачистить, но если имеет место перегорание контактов, то их, вероятнее всего, придется менять. При этом учтите, что нужно определить причину, по которой контакт перегорел.
- Неполадки в работе системы зажигания. К примеру, это может быть повреждение корпуса распределителя, плохой контакт высоковольтных проводов с трамблером и свечами зажигания. Также автовладелец может столкнуться с неисправностью высоковольтников, в частности, речь идет о пробое изоляции. Такая неполадка приведет к нестабильной работе силового агрегата в целом, решить ее можно путем замены проводов.
- Выход из строя или некорректная работа генератора. Этот узел, как известно, предназначен для питания всего электрооборудования авто. Состоит он из множества компонентов, чаще всего изнашиваются щетки, перегорают обмотки, выходит из строя реле напряжения. Также нужно следить за натяжением ремня генератора — он не должен быть перетянут или не дотянут. Повреждения ремня также не допускаются — при их наличии нужно задуматься о скорой замене.
Различия в карбюраторных и инжекторных «3M3-406»
Расход топлива «Газель» – заводские нормы
Для любого автомобиля существуют определенные нормы расхода топлива — показатель выражается в литрах на 100 км пути. Но эти цифры условные, они не учитывают условия эксплуатации машины. Обычно эталонный расход топлива измеряется на ровной асфальтовой дороге при определенной скорости. Заводчане не учитывают нагрев двигателя, нагрузку на автомобиль, дорожные условия. Указанные показатели почти всегда ниже фактического расхода топлива. Но для приблизительных расчетов все же учитываются указанные цифры, к результату стоит прибавить лишь 10-20.
Таблица расхода топлива различных модификаций Газели
Модель автомобиля | Модель двигателя, тип | Объем двигателя, литры | Контрольный расход, на 100 км пробега |
ГАЗ 3302 | ЗМЗ 402 | 2,445 | 11.0 |
ГАЗ 33022 Цельнометаллический фургон | ЗМЗ 402 | 2,445 | 12,5 |
ГАЗ 33027 4WD | ЗМЗ 402 | 2,445 | 13,5 |
ГАЗ 33023 фермер | Карбюратор ЗМЗ 406. | 2 286 | 11,5 |
ГАЗ 3302 | Инжектор ЗМЗ 406 | 2380 | 11.0 |
ГАЗ 3302 | Крайслер | 2,460 | 11,5 |
ГАЗ 3302 | Инжектор УМЗ 4216 | 2 890 | 11,5-13 |
ГАЗ 33023 фермер | Крайслер | 2,460 | 11.0 |
ГАЗ 33027 4WD | Карбюратор ЗМЗ 406. | 2 286 | 12,5 |
ГАЗ 330273 4WD | Инжектор УМЗ 4216 | 2 890 | 12,5-15 |
Модель автомобиля | Модель двигателя, тип | Объем двигателя, литры | Контрольный расход, на 100 км пробега |
ГАЗ 3302 | ГАЗ 560 турбокомпрессор | 2 134 | 11.0 |
ГАЗ 33027 4WD | ГАЗ 560 турбокомпрессор | 2 134 | 12,5 |
ГАЗ 33023 фермер | ГАЗ 560 турбокомпрессор | 2 134 | 11.0 |
ГАЗ 3302 | Cummins ISF | 2,781 | 10,3 |
ГАЗ 33027 4WD | Cummins ISF | 2,781 | 11,3 |
Все данные приблизительны, потому что они различаются от одного источника информации к другому.
Обзор неисправностей и способы их ремонта
В силу конструктивных особенностей двигатель ЗМЗ 406 гнет клапан только при скачках цепи. Кроме того, они повреждаются друг о друга (впуск и выпуск при подъеме), а не о поршни. При обрыве цепи такой неприятности не будет.
Поскольку устройство ДВС было частично скопировано с SAAB и частично сохранилась конструкция ЗМЗ 402, для него характерны неисправности:
Высокая скорость XX | 1) поломка датчиков
2) нет контакта контроллера ХХ 3) порваны патрубки вентиляции картера |
1) замена датчиков
2) восстановление контакта 3) замена трубок |
Отказ цилиндра | 1) Неисправность ЭБУ
2) выход из строя катушки 3) поломка кончика свечи 4) поломка форсунки |
1) замена блока управления
2) ремонт катушки 3) замена наконечника 4) ремонт / замена форсунки |
Нестабильная работа ДВС | 1) утечки воздуха
2) вода в топливном баке |
1) восстановление сальника, замена прокладок
2) разгрузка бензина, сушка цистерны |
Двигатель не запускается | 1) выход из строя системы зажигания
2) подача топлива прервана |
1) замена катушки, контакт
2) замена фильтра, редукционного клапана, фазовая регулировка, замена бензонасоса |
Разборка и сборка К151Д
Все ремонтные работы карбюраторного узла проводятся в сухом помещении, на чистом столе, где нет никаких посторонних предметов (только необходимые инструменты и приспособления). При разборке снимаем:
- верхнюю крышку (держится на семи винтах)
- чтобы ее полностью демонтировать, также необходимо отсоединить телескопическую тягу подсоса;
- затем удаляем верхнюю прокладку, она в любом случае идет под замену, открутив боковой винт-заглушку, вынимаем ось, достаем поплавок из камеры;
- поплавок должен быть без внешних повреждений и без бензина внутри (чтобы это определить, его нужно потрясти);
- извлекаем иглу запорного механизма, она вынимается здесь свободно;
- дальше выкручиваем жиклеры ГДС (главной дозирующей системы), топливные находятся внизу, внутри камеры, воздушные – наверху;
- каждый жиклер имеет свою маркировку, и при их замене нужно устанавливать строго по своим местам те детали, которые соответствуют параметрам;
- дальше снимаем распылитель насоса-ускорителя, диффузоры первичной/ вторичной камеры (поддеваем их очень бережно, стараясь нигде не повредить, и еще там установлены небольшие прокладки);
- откручиваем четыре винта корпуса диафрагмы ускорительного насоса, если диафрагма даже не порвана, но потеряла эластичность, ее лучше заменить сразу;
- переворачиваем корпус, выкручиваем два винта крепления нижней части с дроссельной заслонками, винтики находятся практически посередине;
- между корпусами расположены две тонких и одна толстая прокладки, их тоже желательно сразу поменять;
- осталось открутить три винтика крепления корпуса экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ), и на этом основную разборку можно считать законченной.
Если нужно поменять жиклеры переходной системы, тогда еще следует откручивать боковые пробки.
При замене деталей с использованием ремкомплекта жиклеры ни в коем случае нельзя путать местами, они имеют определенную калибровку, и при неправильной их установке двигатель будет работать нестабильно, увеличится расход топлива. Два винта в основном корпусе (на фото снизу) являются регулировочными (один – это игла ускорительного насоса в дренажном канале, второй – регулятор клапана этой же системы, внутри канала имеется шарик). Боковые винты, находящиеся рядом с диффузорами – воздушные жиклеры ХХ (основной и дополнительный (второй)) и переходной системы.
Технические характеристики мотора ЗМЗ-406 2.3 литра
Карбюраторная версия ЗМЗ 4061
Точный объем | 2286 см³ |
Система питания | карбюратор |
Мощность двс | 100 л.с. |
Крутящий момент | 182 Нм |
Блок цилиндров | чугунный R4 |
Головка блока | алюминиевая 16v |
Диаметр цилиндра | 92 мм |
Ход поршня | 86 мм |
Степень сжатия | 8.0 |
Особенности двс | нет |
Гидрокомпенсаторы | да |
Привод ГРМ | цепь |
Фазорегулятор | нет |
Турбонаддув | нет |
Какое масло лить | 6.0 литра 10W-40 |
Тип топлива | АИ-76 |
Экологический класс | ЕВРО 0 |
Примерный ресурс | 220 000 км |
Инжекторная версия ЗМЗ 4062
Точный объем | 2286 см³ |
Система питания | инжектор |
Мощность двс | 130 — 150 л.с. |
Крутящий момент | 185 — 205 Нм |
Блок цилиндров | алюминиевый R4 |
Головка блока | алюминиевая 16v |
Диаметр цилиндра | 92 мм |
Ход поршня | 86 мм |
Степень сжатия | 9.1 — 9.3 |
Особенности двс | нет |
Гидрокомпенсаторы | да |
Привод ГРМ | цепной |
Фазорегулятор | нет |
Турбонаддув | нет |
Какое масло лить | 6.0 литра 5W-30 |
Тип топлива | АИ-92 |
Экологический класс | ЕВРО 2 |
Примерный ресурс | 230 000 км |
Карбюраторная версия ЗМЗ 4063
Точный объем | 2286 см³ |
Система питания | карбюратор |
Мощность двс | 110 л.с. |
Крутящий момент | 191 Нм |
Блок цилиндров | алюминиевый R4 |
Головка блока | алюминиевая 16v |
Диаметр цилиндра | 92 мм |
Ход поршня | 86 мм |
Степень сжатия | 9.3 |
Особенности двс | нет |
Гидрокомпенсаторы | да |
Привод ГРМ | цепной |
Фазорегулятор | нет |
Турбонаддув | нет |
Какое масло лить | 6.0 литра 10W-40 |
Тип топлива | АИ-92 |
Экологический класс | ЕВРО 0 |
Примерный ресурс | 240 000 км |
Скрытая неисправность мотора ЗМЗ при замене распредвалов и методы устранения
При замене распределительных валов следует особое внимание обратить на производителя, так как приобретая контрафактные и установив их на двигатель с огромной вероятностью можно получить в итоге несбалансированную работу мотора, хлопки, рывки и отсутствие тяги. Это и есть скрытая неисправность, полученная заменой не соответствующих техническим нормам распределительных валов
Скрытой она называется по причине возникающего вопроса владельца автомобиля о неравномерной работе двигателя после проведенного ремонта и заменой совершенно новых запасных частей.
Начинается поиск причин, повлекших несбалансированную работу двигателя и, как правило, перебирается все, начиная от замены свечей зажигания и заканчивая измерением компрессии в цилиндрах. Но при всех поисковых действиях специалисты получают удовлетворительные результаты каждого проверяемого узла, а двигатель продолжает «трясти». В конечном итоге, если срабатывает логика, то при возврате на место старых, «родных» валов работа двигателя входит в нормальный режим.
С целью предотвращения такой неисправности, вызванной установкой не соответствующих распределительных валов необходимо внимательно осмотреть его на предмет обработки рабочих поверхностей и нанесенных маркировок. Для этого нужно знать, что для двигателей семейства ЗМЗ выпускаются валы:
— 406.1006015-10 (устанавливаются на ЗМЗ-4062, ЗМЗ-40522 и ЗМЗ-409);
— 406.1006015 (устанавливаются на ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063).
406.1006015 отличается от 406.1006015-10 высотой подъема толкателя – 8 и 9 мм соответственно, и наличием менее широкой фазы.
Обратить внимание на точки маркировок:
— в литье на промежуточной шейке вала указывается номер изделия «406»
— на переднем торце вала наносится товарный знак «ЗМЗ» и штампы контроллера ОТК
— в литье на промежуточной шейке вала указывается номер модельного комплекта и порядковый номер литейного комплекта
— в качестве отличительной метки для двигателя «4061» на поверхности квадрата сверлится лунка диаметром 10 мм на глубину 2 мм
— в литье на промежуточной шейке вала указывается знак «Р» — обозначение завода-изготовителя заготовки «Руслич»
Результаты исследования контрафактных деталей в цифрах приводить в статье не имеет смысла, так как практически высокоточные измерения сложных профилированных поверхностей в условиях даже самых дорогих автосервисов провести невозможно из-за отсутствия необходимых приборов.
Конкретика
Регламент обслуживания ЗМЗ 406 2,3 л/100 л с.
Согласно требованиям производителя техническое обслуживание двигателя ЗМЗ 406 происходит в следующем порядке:
- осмотр распределительной цепи через 30 000 км, замена через 100 000 км;
- замена масла и фильтров через 10 000 км;
- замена охлаждающей жидкости примерно каждые два года или 30 000 км пробега;
- подзарядка аккумулятора каждую осень, замена через 50 000 км;
- свечи на 60 000 км пробега;
- топливный фильтр приходит в негодность через 30 000 км, воздушный фильтр — 20 000 км;
- катушки зажигания выходят из строя через 50 000 км пробега.
Производитель рекомендует использовать качественную моторную смазку, чтобы гидроподъемники и масляный насос работали исправно. Изначально у системы охлаждения есть слабые места — радиатор и термостат. Все аксессуары обладают высокой прочностью, за исключением насоса, полимерный ротор которого служит примерно 30 000 км. Из-за большого веса двигателя своими руками сделать капитальный ремонт в гараже без тельфера очень сложно.
Итоговое сравнение двигателей ЗМЗ-405 и УМЗ-4216
Рассмотрев характеристики двигателей ЗМЗ-405 и УМЗ-4216 можно сделать итоговый сравнительный анализ, учитывая положительные и отрицательные стороны каждого:
- Конструкция газораспределительного механизма имеет свои плюсы и минусы. На ЗМЗ двух вальная система, находящаяся в жесткой связи головки блока с блоком цилиндров через цепную передачу. На УМЗ механизм газораспределения не связывает ГБЦ с блоком цилиндров, так как передающая шестерня находится в нижней части блока цилиндров. Благодаря такой конструкции ГРМ двигателя УМЗ демонтаж ГБЦ значительно упрощен.
- Установленные гидрокомпенсаторы на ЗМЗ работают устойчиво, в то время как на УМЗ вызывают неисправности, в результате, как вынужденная мера требуется производить замену штанг и регулировать тепловые зазоры вручную.
- Двигатель ЗМЗ мощнее и приёмистый, но в противовес УМЗ обладает неплохой тяговой характеристикой.
- При работе на газе (пропан, метан) УМЗ выносливее в сравнении с ЗМЗ. Клапаны часто «горят» на ЗМЗ.
Заключение
Двигатель ЗМЗ 406 является важным и распространенным силовым агрегатом, который устанавливается на различные модели автомобилей. Его малый ход поршня, инжекторная система питания и другие технические особенности делают его интересным объектом для техобслуживания и тюнинга. Регулярное техническое обслуживание, поможет поддерживать мотор в рабочем состоянии и продлит его срок службы.
Особенно важно следить за состоянием цепи ГРМ, гидрокомпенсаторов и других узлов, чтобы избежать серьезных поломок и дорогостоящего ремонта. Высокая ремонтопригодность и доступность запчастей облегчают обслуживание данного двигателя
Таким образом, знание особенностей технически характеристик, позволит владельцам автомобилей с двигателем ЗМЗ 406 дольше наслаждаться его производительностью и надежностью.