Зависимость тормозного пути от способов торможения
Всем привет! Последнее время я все чаще слышу от разных водителей и инструкторов по контраварийному вождению автомобиля рекомендации хитрых способов воздействия на педаль тормоза, которые, по их мнению, должны сократить тормозной путь при экстренном торможении автомобиля. Например, бытует утверждение, что прерывистое нажатие на педаль тормоза при торможении с АБС на льду позволяет сократить тормозной путь на 30% по сравнению с торможением в пол. Такие лайфхаки слышать все более странно, ведь чем дальше двигается автопром и чем современнее электронные системы активной безопасности, тем меньше вариантов нажатия на педаль тормоза при необходимости экстренной остановки. Спорить и теоретизировать можно долго, поэтому мы с коллегами решили попробовать разные способы торможения, сравнить их друг с другом и снять на видео, чтобы интересующийся читатель мог всё увидеть своими глазами.
Приложения для смартфона
Знакомство с сервисом
Это удобная интерактивная система, объединяющая в себе более 30 учебных курсов по всем основным образовательным направлениям в школе. Программа полностью соответствует ФГОС и использует рекомендуемые образовательные программы.
Видеоуроки состоят каждый из пяти модулей:
- Мотивация
- Объяснение
- Тренировка
- Контроль
- Дополнительная информация
Всего на сайте 31 программа по основным школьным предметам. Только задумайтесь: опубликовано больше 6 тысяч видеоуроков!
Структура видеоуроков
Рассмотрим более подробно структуру каждого видеоурока. Это позволит вам и самостоятельно, придерживаясь этих же принципов, разрабатывать занятия для очного режима обучения в будущем.
Начнём урок
Это вступительная часть, во время которой нужно вовлечь учащегося в образовательный процесс и обозначить тему урока
Главное предназначение — активизировать внимание ученика и развить в нем интерес к рассматриваемой теме
Основная часть
Объясняется новый материал с помощью увлекательных интерактивных элементов, анимационных роликов или видео. Задача — полностью и простым языком раскрыть изучаемую тему.
Весь материал предоставляется учащемуся в интерактивном формате.
Одна из главных форм обучения — это видеоролики, с помощью которых удается визуализировать модели и явления как по гуманитарным, так и по техническим направлениям.
Также в этом модуле могут быть разобраны примеры контрольных заданий или теста. Ученики могут взаимодействовать с интерактивными материалами, что повышает усвояемость предмета.
Тренировочные задания
Этот тренировочный модуль позволяет:
- закрепить содержание урока;
- осознать особенности изученного вопроса;
- расширить имеющиеся знания;
- развить способность работать со справочной информацией;
- изучить и закрепить сложные факты.
Главное предназначение этого модуля — развить способность детей применять на практике новые знания и проводить исследовательскую деятельность.
Элементы тренировочного модуля:
- лабораторная работа;
- практическая работа;
- 3d-модели;
- интерактивные задания.
Контрольные задания
Этот модуль необходим, чтобы контролировать результаты обучения школьников и выявлять сложности в способности применять новые знания на практике.
Дополнительный модуль
Используется для того, чтобы расширить навыки и знания учеников, предоставить им дополнительную информацию, которая связана с изучаемой темой. Прилагается:
- список литературы;
- тезаурус;
- список онлайн-ресурсов по теме.
Другие возможности сервиса
На портале Российской Электронной Школы есть и другие полезные сервисы и модули. Они доступны после авторизации пользователя в его личном кабинете.
Существует три роли пользователя: ученик, учитель и родитель. В зависимости от роли появляются те или иные возможности.
- Ученик. Учащиеся привязываются к своим учителям. Составляются расписания занятий. Можно проходить уроки в онлайн-режиме, получать домашние задания и их оценку. Уроки можно добавлять в «Избранное».
- Учитель. Педагоги могут привязывать к себе учеников, формировать ученические группы, составлять расписания, организовывать прохождение уроков, Оценивать и назначать домашние задания, добавлять уроки в «Избранное».
- Родитель. К родителям привязываются дети, можно проходить уроки, добавлять их в «Избранное» и решать задания в контрольном модуле.
На сайте также опубликовано огромное количество материалов, предоставленных с других образовательных ресурсов. Дети могут посещать виртуальные музеи, смотреть театральные постановки, кино и концерты.
Как правильно тормозить на механике перед светофором
На твердой поверхности в сухую погоду перед светофором выгоднее тормозить одновременным нажатием тормоза и сцепления
Правила торможения на механике, которым обучают автошколы, гласят:
- Движение автомобиля должно происходить при включенной передаче.
- Водитель постоянно меняет передачу соответственно скорости авто, чтобы быть готовым быстро выполнить необходимый маневр.
- Только для остановки при движении машины со скоростью 5-10 км в час, выжимается сцепление с тормозом для остановки авто.
Практика показывает, что правильным методом торможения двигателем пользуются немногие водители, поскольку они устают от частого переключения на пониженные передачи, увеличивается расход топлива, коробка передач быстрее изнашивается. Безусловно, на твердой поверхности в сухую погоду выгоднее тормозить одновременным нажатием тормоза и сцепления.
Сравнительные тесты способов экстренного торможения на льду
Итак, друзья, видео в студию!
Контрольное торможение с АБС в пол
Кроме того, мы провели отдельное сравнение экстренного торможения при включенной передаче на МКПП и выжатой педали сцепления. На данный момент, эти две видеозаписи недоступны, но, я надеюсь, вы доверяете информации в этом блоге и поверите мне на слово
В таблице ниже я привожу результаты от наименьшего тормозного пути к наибольшему. Напомню, начальная скорость автомобиля была во всех замерах 60 км/ч, а эталоном мы считали тормозной путь при торможении с АБС в пол, он составил примерно 12 корпусов легкового автомобиля.
Занятое место |
Способ торможения |
Отличие от эталонного тормозного пути, в длинах корпуса машины |
1 |
торможение в пол без АБС с блокировкой колес (юзом) |
— 1,5 корпуса |
2 |
торможение в пол с АБС |
эталон, ~12 корпусов |
3 |
торможение в пол с АБС с маневром |
+1 корпус |
4 |
торможение в пол с АБС на змейке |
+2 корпуса |
5 |
прерывистое торможение без АБС |
+2 корпуса |
6 |
торможение без АБС на грани блокировки колес (threshold braking) |
+4 корпуса |
7 |
прерывистое торможение с АБС |
+6 корпусов |
8 |
торможение на грани срабатывания АБС |
+8 корпусов |
Что же касается сравнения тормозных путей при торможении на передаче и с выжатой педалью сцепления, то они оказались одинаковыми.
Экстренное торможение на скользкой дороге. Выводы и рекомендации водителю
Итак, из результатов нашего эксперимента явно следует, что самый короткий тормозной путь водитель получает при торможении в пол, независимо от наличия АБС в автомобиле. Этот же способ нажатия на педаль тормоза является одновременно наиболее естественным для водителя. Поэтому для необходимости экстренной остановки можно рекомендовать водителю тормозить в пол на любой машине.
Все остальные способы торможения неэффективны для экстренной остановки автомобиля, и особенно ярко проигрыш заметен на автомобиле с АБС. И это неудивительно: неужели хитрый русский водитель и правда надеется обмануть инженеров таких компаний как Bosch, Mercedes, BMW, которые вложили не один миллиард долларов в исследования и разработку электронных систем активной безопасности?
Отдельно отмечу риск заноса при торможении с блокировкой колес на неоднородном покрытии. Для снижения риска заноса как раз подходит прерывистое торможение, но оно, как видно из таблицы, неэффективно в плане быстрой остановки, а также сложно в исполнении при угрозе столкновения в силу особенностей психофизиологии человека. Поэтому водителю придется выбирать: либо тормозить во избежание столкновения – с блокировкой колес и риском заноса, либо тормозить прерывисто – во избежание заноса, но в ситуации без риска столкновения. Одновременно решить обе задачи на автомобиле без АБС большинству водителей не под силу, и это как раз обеспечивает автомобиль с АБС.
Кроме того, водителям с МКПП я бы рекомендовал экстренно тормозить с выжатой педалью сцепления, поскольку на тормозной путь это не влияет и снижает риск заглушить двигатель в момент остановки. Как, собственно, и предлагают сами разработчики АБС – компания Bosch.
Как экстренно тормозить на авто с АВS? Плюсы АВS
Подавляющая часть продающихся иномарок оборудованы системой ABS. И если у вас именно такой автомобиль, то вы счастливчик
На авто с ABS при экстренном (резком) торможении действует правило «сломай педаль». Педаль тормоза, конечно Если на вашем авто есть еще и педаль сцепления, то ломайте две одновременно* до полной остановки (!).
Для уменьшения тормозного пути усилие нажатия должно быть максимальным с самого начала экстренного торможения. Срабатывание ABS вы почувствуете по подергиванию педали тормоза и стрекочущему довольно неприятному звуку, похожему на хруст. Пугаться не стоит — это нормальная работа вышеназванной системы, продолжаем что есть силы жать педаль до полной остановки. ________ * — Для правильной работы системы ABS при экстренном торможении рекомендуется нажимать именно две перечисленные педали одновременно, исключая двигатель от процесса торможения.
Если надо быстро остановиться, то даже на заледенелом покрытии действует это же правило: жмем на тормоз до упора и не отпускаем(!) до полной остановки. В этом случае электроника автомобиля за водителя рассчитает и применит запрограммированный режим торможения.
От природного рефлекса давить тормоз до упора «в пол» на авто с ABS избавляться ни в коем случае не нужно!
Плюсы АВS при экстренном торможении:
- в большинстве случаев уменьшается длина тормозного пути;
- авто при таком торможении реагирует на повороты руля, сохраняя управляемость;
- в повороте при таком торможении машина не уходит в занос* или снос;
- от водителя не требуется владения особыми навыками торможения (в подавляющем большинстве случаев).
_________ * — Если занос возник не из-за торможения, то ABS будет бессильна. (Например, часто причиной заноса в повороте является неправильно выбранная скорость и последующий чрезмерный доворот руля и др.). Поворот очень неподходящее место для торможения вне зависимости от оборудования вашего автомобиля.
Внимание! Привычный для многих профессиональных водителей рефлекс прерывистого нажатия на тормоз в аварийной ситуации может запросто увеличить тормозной путь на автомобиле с ABS!
За секунду ABS способна выполнить серию из 12 тормозных импульсов, а даже автогонщик экстра-класса не более 8. Поэтому обычно при торможении по прямой на ровных однородных поверхностях (асфальт, мокрый асфальт, даже лед и т.п.) победить электронику в длине тормозного пути не реально. А вот на смешанных покрытиях, особенно занесенных снегом, не все так однозначно.
Как работает АВS? Основной принцип работы
Для срабатывания АВS нужны два условия: нажатая педаль тормоза и хотя бы одно на мгновение остановившееся колесо*. Если выполнились оба условия, то электроника тут же вмешивается в торможение и, как ни странно, чуть-чуть приотпускает тормозные колодки на заблокированном колесе.
Задача АВS — обеспечить торможение на грани блокировки колес, тем самым, сохраняя управляемость автомобиля.
_________ * — сложный алгоритм работы электроники антиблокировочной системы также наверняка предусматривает ее срабатывание и без остановки колес, но на сухом асфальте в результате ее работы почти всегда можно обнаружить штрихи кратковременного юза (блокировки) колес.
Разрешение нескольких попыток для теста
В разделе Настройки теста можно предоставить учащимся разрешение на несколько попыток. С возможностью использования нескольких попыток меняется способ вычисления итоговой оценки теста.
- Откройте панель Настройки теста и найдите раздел Оценивание и отправленные материалы.
- Выберите количество разрешенных попыток.
- Нажмите кнопку Сохранить.
Выберите способ вычисления итоговой оценки.
- средняя оценка за все попытки;
- первая попытка с оценкой;
- попытка с наивысшей оценкой;
- последняя попытка с оценкой;
- Попытка с самой низкой оценкой
Добавить несколько попыток для группового теста или при сборе отправляемых материалов в автономном режиме невозможно.
Параметр Оценка попыток определяет способ автоматического вычисления итоговой оценки, но у вас есть возможность переопределить оценку. Каждая попытка обусловлена заданным для теста сроком выполнения. Если учащийся отправляет попытку после установленного срока, она помечается как просроченная. Попытки, осуществленные до истечения указанного срока, отмечаются как своевременные.
Вы можете изменить только окончательные оценки — оценки за каждую попытку изменить невозможно.
Полный процесс поиска ответов на тест через просмотр кода страницы
При поиске ответов на тест можно использовать метод просмотра кода страницы, который позволяет получить доступ к информации, скрытой от обычного пользователя. В этом разделе мы рассмотрим полный процесс поиска ответов с использованием этого метода.
1. Откройте страницу с тестом в браузере, на которой вы хотите найти ответы.
2. Нажмите правой кнопкой мыши на любой части страницы и выберите в контекстном меню пункт «Просмотреть код страницы» или «Исследовать элемент».
3. В появившейся панели разработчика найдите код, содержащий информацию о вопросах и ответах на тест. Обычно это может быть HTML-элемент <div> или <span> с определенным классом или идентификатором.
4. Выделите этот блок кода и скопируйте его. Для этого можно воспользоваться сочетанием клавиш Ctrl+C или нажать правую кнопку мыши и выбрать пункт «Копировать».
5. Откройте текстовый редактор или программу для редактирования HTML-кода и вставьте скопированный код. Для вставки можно воспользоваться сочетанием клавиш Ctrl+V или нажать правую кнопку мыши и выбрать пункт «Вставить».
6. Просмотрите скопированный код и найдите информацию о вопросах и ответах. Обычно вопросы указаны внутри тегов <strong>, а ответы внутри тегов <p>. Помните, что код может быть сложным и содержать различные элементы, такие как таблицы, списки и т.д.
7. Запишите найденные ответы на тест и используйте их по своему усмотрению. Будьте внимательны и проверьте, соответствуют ли найденные ответы действительности.
Теперь вы знаете полный процесс поиска ответов на тест с использованием просмотра кода страницы. Помните, что использование этого метода может быть недобросовестным и нарушать правила тестирования. Следуйте этическим нормам и используйте полученные знания только для обучения и саморазвития.
Платные сервисы для решения задач
Как решать примеры по фото понятно. Описанных выше сервисов более чем достаточно, чтобы справиться с задачами по алгебре, физике и даже химии за 5-7 класс. Однако домашние задания для старших классов и тем более университетские по высшей математике могут быть настолько сложными, что даже правильно записать равенство не всегда получится. Конечно можно открыть решебник или повторить пройденный материал. И, в принципе, это правильное решение. Но не всегда найдется время.
В таком случае автоматизированные сервисы не помогут, а значит нужно обращаться к преподавателям по соответствующему предмету. И если среди знакомых таковых нет, можно воспользоваться услугами сервисов, где задачи решают люди.
Кампус
«Кампус» — это инновационный сервис, который предоставляет уникальную возможность решения задач и ответов на вопросы по фотографии. Пользователи могут легко загрузить фотографию задачи на платформу и ожидать быстрого и точного решения.
Процесс заказа:
- Описываете задание.
- Загружаете фото.
Загруженный заказ передается опытным математическим исполнителям, которые имеют глубокие знания и навыки в этой области.
- Решение задания исполнителем.
Процесс решения начинается с тщательного анализа фотографии задачи специалистом. Исполнитель осуществляет не только распознавание и интерпретацию текста, но и осмысленное понимание сути задания. Затем, используя свои знания и методы, исполнитель решает задачу с высокой точностью и эффективностью.
- Получение ответа.
После завершения решения задания, заказчик получает ответ, который содержит не только конечный результат, но и подробное объяснение примененных методов и шагов решения. Это позволяет заказчику не только получить правильный ответ, но и разобраться в процессе решения.
Сервис «Кампус» является надежным помощником для всех, кто сталкивается со сложными задачами. Он предлагает высококачественные услуги, оперативное решение и подробные объяснения, чтобы помочь пользователям достичь успеха в изучении знаний.
Ссылка на приложение Android
HomeWork
Сервис HomeWork устроен по принципу биржи. После регистрации вы оставляете задание с фотографией задачи из учебника и коротким описанием того, что нужно сделать. Далее сотрудник сервиса проведет предварительную оценку и передаст задачу на решение специалистам. Если цена вас устроит последний приступит к решению. Процесс не самый быстрый, в зависимости от сложности задачи может потребоваться от получаса до 3-4 часов и даже больше.
Чтобы воспользоваться услугами сервиса следуйте инструкции ниже:
- На главной странице сайта выберите тип работы и укажите адрес вашей электронной почты, а затем нажмите «Продолжить».
- В следующем окне укажите предмет, кратко опишите что нужно сделать и загрузите фото задачи или примера, перетащив фото в специальное поле (цифра 3 на скриншоте ниже).
- Самый неприятный момент. Для завершения регистрации необходимо указать свой номер телефона, куда будет направлена цена решения (спамить будут гарантированно, поэтому лучше указывать дополнительный номер, если таковой имеется).
Это же действие завершит создание аккаунта на сервисе. Спустя 10-15 минут менеджер пришлет смс с указанием стоимости решения. Она же появится в личном кабинете. Если цена вас устраивает, подтвердите выполнение работы и оплатите услуги.
Все сдал!
Принцип работы сервиса Все сдал! такой же, как и у предыдущего, только здесь не просят номер телефона. Что избавляет от головной боли со спам-звонками.
Чтобы оставить заявку на решение задачи, сделайте следующее:
- Выполните регистрацию на сайте (укажите e-mail и установите пароль), либо воспользуйтесь упрощенной формой для входа.
- В личном кабинете создайте задание.
- Заполните поля формы, загрузите фото задачи или примера, а затем нажмите кнопку «Разместить заказ».
- Дождитесь пока сервис пришлет уведомление о выполнении работы, который появится в разделе «Мои заказы».
После оплаты вы сможете увидеть решение и при необходимости скачать его.
Обложка: кадр из промо видео Maple Calculator
Как правильно тормозить на автомобиле, оснащенным ABS
Перед тем как разбираться с вопросом — как правильно тормозить зимой на переднем приводе, следует вспомнить нехитрые правила «зимнего» поведения на дороге, которыми часто пренебрегают современные водители:
- соблюдать дистанцию, которая отличается от летней чуть большим расстоянием;
- резина должна соответствовать сезону — необязательно шипованная, но продолжать эксплуатировать авто на летних покрышках зимой недопустимо;
- избегать резких торможений при совершении маневрирований, особенно при вхождении в повороты;
- не следует чрезмерно сильно давить на педаль тормоза, когда авто преодолевает препятствия/неровности дорожного покрытия.
Последний пункт особенно актуален для автомобилей с АБС. Не стоит наивно полагать, что, если автомобиль новый и дорогой, все имеющиеся в нем системы безопасности и помощь водителю помогут сохранить управляемость в критичной ситуации, когда сам водитель не проявляет элементарного внимания к дорожной ситуации. Кроме того, существуют некоторые особенности, кроме вышеперечисленных, которые позволят тормозить на льду с АБС более корректно. К ним можно отнести следующие:
Внимание!
Безусловная эффективность АБС резко снижается на таких покрытиях, как песок, лед, выраженные неровности — торможение на них должно проводится с учетом того, что АБС может сработать некорректно
ABS – ПОМОЩЬ ИЛИ ПОМЕХА НА ЛЬДУ
Оснащение автомобилей системами помощи в управлении привело к тому, что многие, особенно неопытные водители, стали слишком много доверять ей, забывая многие моменты безопасного вождения. Не следует забывать и о том, что с наступлением морозов следует заменить резину на шипованные варианты – это существенно сокращает тормозной пусть на скользкой дороге. Для того, чтобы знать, как правильно тормозить с АБС, следует познакомится с принципом работы этой системы, которая призвана предотвратить блокировку колес при торможении и потере контроля над транспортным средством.
При попытке резкого торможения на стандартном авто без АБС колеса просто блокируются, что приводит к резкому снижению управляемости и заносу ТС. Стоит отметить, что между заблокированной покрышкой и дорожным покрытием сила трения будет достаточно слабой, поэтому быстрая остановка автомобиля практически невозможна на скользкой дороге. Торможение, которое осуществляется без блокировки отличается большей эффективностью, нежели скольжение по обледенелому покрытию дороги. К тому же, это предотвращает неконтролируемое скольжение и занос автомобиля. О плюсах и минусах АБС подробно рассказано на видео:
Чтобы знать, как тормозить с АБС с максимальной эффективностью нужно понимать принцип работы этой системы, который достаточно прост. На каждой из ступиц автомобиля с АБС имеются специальные выступы по типу зубцов шестеренки. При движении авто они перемещаются под индуктивными датчиками, которые передают в систему управления авто импульсы. Датчиков несколько, и когда колесо при торможении перестает вращаться, передача импульсов прекращается, срабатывают перепускные клапаны и тормозное усилие ослабевает. Именно в этот момент водитель слышит характерный треск. Таким образом система АБС предотвращает стопорение колес, позволяя водителю контролировать процесс управление автомобилем.
Тормозной путь
Длина пути торможения зависит от ряда факторов:
- вес транспортного средства;
- вид дорожного покрытия;
- наличие или отсутствие системы АВS;
- скорость движения;
- состояние тормозов;
- сила нажатия на педаль.
Тесты испытания легковой машины при скорости 50 км/ч показали следующие значения длины тормозного пути:
Погодные условия | С антиблокировочной системой | Без АБС |
Гололед | 19 м | 12 м |
Ледяная корка, снег | 25 м | 12 м |
Мокрый асфальт | 11 м | 9 м |
Сухой асфальт | 7,5 м | 10 м |
В основном длина увеличивается, но автомобиль продолжает контролируемое, прямолинейное движение, разворота кузова не происходит.
Важно!
Управляя машиной с АВS, не нужно забывать о разрешенной скорости и соблюдении дистанции при движении.
Узнайте больше о том как тормозить без АБС в нашем видео
При резком торможении колеса блокируются и водитель теряет управление, что чревато серьезной аварией. Кстати, если резко добавить тяги, то колеса могут вообще сорваться в пробуксовку, что также приведет к несчастному случаю.
Самая распространенная ошибка водителей заключается в том, что, когда внезапно появляется препятствие, они со всей силы жмут на педаль тормоза, забывая, что под колесами не сухой асфальт, а укатанный снег или лед. В результате автомобиль начинает сносить в неожиданном направлении, он уже не слушается руля и педалей, а водителя охватывает паника.
Можно выделить два принципиально разных приема безопасного торможения зимой: торможение на автомобиле с АБС и без нее. Тормозя при наличии АБС, вы энергично нажимаете на педаль: система сделает все для того, чтобы не допустить движения автомобиля юзом. Слабое нажатие тормоза может быть расценено системой неверно, и она не включится. Как тормозить без АБС — приходится применять прерывистое или ступенчатое торможение. Подробнее мы поговорим о нем позже. А здесь скажем, что прерывистое торможение выполняется серией коротких импульсных ударов по тормозной педали, которые имитируют работу АБС. Ступенчатое торможение — то же самое, но с нарастающим усилием. Главное — не допустить блокировки колес: тормозить ровно до того момента, пока они не перестают вращаться, и сразу же отпускать педаль. При последнем тормозном импульсе, который приводит к остановке автомобиля, нужно выключить сцепление, чтобы не заглушить двигатель, и перевести рычаг КПП в нейтральное положение.
Торможение автомобиля в критической ситуации
Зимние сюрпризы или как наступает день жестянщика? (Реальная история)
Однажды поздней осенью, когда столбик термометра скакал днем в плюс, а ночью в минус, Маша возвращалась поздним вечером с работы. За несколько сотен метров до ее дома имелся участок дороги.
Зимние сюрпризы или как наступает день жестянщика? (Реальная история)
Однажды поздней осенью, когда столбик термометра скакал днем в плюс, а ночью в минус, Маша возвращалась поздним вечером с работы. За несколько сотен метров до ее дома имелся участок дороги с незначительным уклоном и последующим поворотом под 90 градусов.
По закону подлости именно в этом месте в тот вечер проезжую часть не присыпали реагентом, а блестящий мокрый асфальт под колесами на поверку оказался замерзшим. К тому же, ледяная поверхность уклона перед поворотом была отполирована ранее проехавшими автомобилями, от чего скользила еще больше.
Но узнала об этом Маша позже, когда на этой самой горке по привычке стала снижать скорость плавно нажимая на тормоз. Машина чуть замедлилась, но несмотря на шипованную резину останавливаться не думала. Маша еще больше вдавила среднюю педаль. Не помогает. А тут как на зло еще и поворот. И что за наваждение! Машина предательски ехала прямо, несмотря на выкрученный в сторону руль…
Это была первая Машина экстремальная ситуация на льду, т.к. зимой она еще не ездила. До своего дома моя знакомая в тот вечер все же доехала, но уже с ободранным передним бампером, примятым крылом и разбитой фарой. А одиноко стоящий в конце поворота столб, был небрежно помечен ссадиной серебристого цвета.
«Я же знала, как нужно правильно тормозить!» — повторяла она вновь и вновь.
Результаты сравнительных измерений тормозного пути при разных способах экстренного торможения на асфальте
Результаты для 60 км/ч
В таблице ниже я привожу результаты от наименьшего тормозного пути к наибольшему. Эталоном также считали тормозной путь при торможении с АБС в пол, он при 60 км/ч составил примерно 3 корпуса легкового автомобиля.
Занятое место |
Способ экстренного торможения, начальная скорость – 60 км/ч, дорожное покрытие – асфальт. |
Отличие от эталонного тормозного пути, в длинах корпуса машины |
1 |
торможение без АБС на грани блокировки колес (threshold braking) |
-1 м |
2 |
торможение в пол без АБС с блокировкой колес (юзом) |
равен эталону, 3 корпуса |
3 |
торможение в пол с АБС |
эталон, 3 корпуса |
4 |
ступенчатое торможение без АБС |
+1 корпус |
Экстренное торможение на асфальте до 60 км/ч. Выводы и рекомендации водителю
Как видно, спортивное «кольцевое» торможение (threshold braking) действительно имеет небольшое преимущество перед остальными способами торможения. Однако оно может быть рекомендовано водителям только для спортивного использования. В экстремальной ситуации на дороге с риском ДТП дозировать усилие на педали тормоза крайне сложно, даже несмотря на хорошую натренированность этого навыка, поэтому наиболее вероятно резкое нажатие на педаль с полной блокировкой колес.
При этом видно, что на 60 км/ч тормозной путь юзом идентичен тормозному пути автомобиля с АБС и лишь на 1 метр уступает тормозному пути на грани блокировки. В связи с этим торможение в пол на автомобилях с АБС можно считать не просто наиболее естественным для водителя, но и достаточно эффективным. По крайней мере, на скоростях до 60 км/ч на сухом горячем асфальте.
Ступенчатый же способ торможения привел к увеличению тормозного пути на 1 корпус и также сложен для исполнения при риске столкновения автомобиля, поэтому не имеет смысла при экстренном торможении. Его можно рекомендовать как превентивное торможение на дорогах с неоднородным покрытием во избежание заноса.
Результаты для 80 км/ч и выше
Далее я сравнил тормозные пути с АБС/без АБС юзом, чтобы понять, будет ли влиять перегрев шин в пятне контакта при торможении с блокировкой колес на более высоких скоростях. Замеры сделал на 80, 90 и 100 км/ч. Шины после этого эксперимента стали, выражаясь языком Алексея Попова – бессменного комментатора Формулы 1, оквадрачены :))), но результат того стоил. Из видео видно, что на 60 км/ч тормозные пути юзом и с АБС равны, а на 80 машина юзом уезжает на 1 корпус дальше. При увеличении скорости эта разница возрастает. В итоге вот что получилось:
Скорость до начала торможения |
Величина тормозного пути юзом по сравнению с АБС |
60 км/ч |
равны |
80 км/ч |
превышает на 1 корпус |
90 км/ч |
превышает на 2 корпуса |
100 км/ч |
превышает на 3 корпуса |
Экстренное торможение на асфальте выше 60 км/ч. Выводы и рекомендации водителю
Итак, торможение юзом не уступает торможению в пол на автомобиле с АБС до скорости 60 и, видимо даже, 70 км/ч. Уже на 80 км/ч юз проигрывает торможению с АБС в 1 корпус, и эта разница пропорционально растет при увеличении скорости.
Что можно порекомендовать водителю автомобиля без АБС в случае необходимости экстренной остановки на летнем асфальте? Я вижу два разумных варианта:
- двигаться со скоростями не более 80 км/ч
- двигаться с максимально разрешенными за городом скоростями, но быть предельно бдительным, чтобы не допустить ситуации, требующей экстренного торможения.
Краткие итоги
Если для владельца велосипеда двухколесный друг является только транспортным средством чтобы добраться из пункта А в пункт Б, причём на черепашьей скорости то проблема эффективного торможения отсутствует как класс.
Во всех других случаях необходимо постоянно развивать навыки торможения, доведя их до автоматизма. Необходимо тщательно следить за состоянием тормозных механизмов.
Уверенно пользоваться как передним, так и задним тормозом.
Чётко знать в каких ситуациях, каким методом производить торможение.
Стараться избегать ситуаций, в которых потребуется применение экстренного торможения. Особенно при движении в плотном городском потоке. Велосипед не автомобиль и стоп-сигналов на нём не установлено.
Соблюдение этих правил позволит сохранить своё здоровье, а может быть, и жизнь.