Купить аккумулятор для легкового авто в Москве
Каждый автолюбитель знает, насколько важны автомобильные аккумуляторные батареи для правильной работы собственного транспортного средства. Многие попадали в ситуацию, когда машина поутру не хочет заводиться, и причина кроется в ненадлежащем состоянии аккумулятора. На сегодняшний день все легковые аккумуляторы подразделяются на 2 вида: свинцово-кислотные (с жидким электролитом) и гелевые (с густым электролитом). И те, и другие в свою очередь классифицируются на типы, характеристики которых определяют возможности эксплуатации. Это так называемые аккумуляторные батареи для легкового автомобиля обслуживаемые, мало обслуживаемые, необслуживаемые.
Наряду с традиционными моделями с жидким электролитом гелевые аккумуляторы становятся все более популярными среди автолюбителей. Их особенность заключается в типе самого электролита (желеобразный состав, включающий в себя серную кислоту). Такие авто аккумуляторы быстрее восстанавливаются после глубокого разряда (после полной отдачи энергии) и имеют большее количество циклов зарядки. Среди минусов можно отметить высокую стоимость и использование для зарядки специальных программируемых устройств. Данные автомобильные батареи очень чувствительны к высокой температуре (постоянная эксплуатация в жару приводит к сокращению срока использования). Поэтому в большей степени гелевые устройства применяют в холодных климатических зонах.
Обслуживаемые легковые аккумуляторы имеют технические отверстия, через которые можно произвести замену электролита. Это очень удобно с точки зрения длительного срока эксплуатации при условии бережного использования. Однако обслуживаемые модели требуют постоянного контроля со стороны владельца за уровнем и составом электролита. Необслуживаемые модели пользуются популярностью из-за своей устойчивости к ударам и вибрациям. Их корпус полностью герметичен и не поддается вскрытию. Многие автовладельцы по ошибке называют их одноразовыми, несмотря на то, что устройства имеют не менее длительный срок службы.
Азиатский стандарт
Имеет название JIS и является одним из самых сложных ведь общего стандарта маркировки аккумуляторов «азия» нет. Может быть сразу несколько вариантов (старый или новый тип) обозначения размеров, мощности и других характеристик. Для точного перевода значений из азиатского стандарта в европейский необходимо пользоваться специальными таблицами соответствий. Также нужно помнить, что указанная на азиатском аккумуляторе емкость отличается от аналогичной на европейских АКБ. Например, 55 А·ч на японской или корейской батарее соответствует лишь 45 А·ч на европейской.
Расшифровка маркировки на аккумуляторе автомобиля стандарта JIS
В самой простой трактовке стандарт JIS D 5301 состоит из шести символов. Они означают:
- первые две цифры — емкость батареи, умноженная на поправочный коэффициент (эксплуатационный показатель, который характеризует соотношение между ёмкостью аккумулятора и работой стартера);
- третий символ — буква, которая указывает на отношение АКБ к определенному классу, определяющий форму батареи, а также его размеры (его описание смотрите ниже);
- четвертый и пятый символ — число, соответствующее базовому размеру аккумулятора, обычно так обозначается его округленная длина в ;
- шестой символ — буквы R или L, который обозначают расположение отрицательной клеммы на аккумуляторе.
Что касается третьей буквы в обозначении, то они означают ширину и высоту аккумулятора. Иногда может отображать форм-фактор или размер боковой поверхности. Всего есть 8 групп (на легковых авто используются только четыре первых) — от A до H:
Маркировка автомобильного АКБ азиатского стандарта на примере аккумулятора Rocket
- A — 125 × 160 мм;
- B — 129 × 203 мм;
- C — 135 × 207 мм;
- D — 173 × 204 мм;
- E — 175 × 213 мм;
- F — 182 × 213 мм;
- G — 222 × 213 мм;
- H — 278 × 220 мм.
Азиатские размеры могут отличаться в пределах 3 мм.
Аббревиатура SMF (Sealed Maintenance Free) в переводе означает, что данная батарея является необслуживаемой. То есть, доступ к отдельным банкам закрыт, доливать в них воду или электролит невозможно, да и не нужно. Такое обозначение может стоят как в начале, так и конце основной маркировки. Кроме SMF также встречается MF (Maintenance Free) – обслуживаемая и AGM (Absorbent Glass Mat) – необслуживаемая, так само как и первый вариант, поскольку там абсорбированный электролит, а не жидкий, как это есть в классическом варианте свинцово-кислотных аккумуляторов.
Иногда код имеет в конце дополнительную букву S, которая дает понять, что у батареи токовыводы тонкие «азиатские» клеммы или стандартные европейские.
Исполнение аккумуляторных японских аккумуляторных батарей может быть следующим:
- N — открытая с нерегламентированным расходом воды;
- L — открытая с малым расходом воды;
- VL — открытая с очень малым расходом воды;
- VRLA — открытая с регулирующим клапаном.
Азиаткий стандарт (старого типа) аккумуляторов Интерактивное изображение расшифровки обозначений.
Ниже приведена таблица соответствий размеров, массы и пусковых токов различных азиатских аккумуляторов.
Аккумуляторная батарея | Емкость (Aч, 5ч/20ч) | Ток холодного запуска (-18) | Общая высота, мм | Высота, мм | Длина, мм | Масса, кг |
---|---|---|---|---|---|---|
50B24R | 36 / 45 | 390 | — | — | — | — |
55D23R | 48 / 60 | 356 | — | — | — | — |
65D23R | 52 / 65 | 420 | — | — | — | — |
75D26R (NS70) | 60 / 75 | 490/447 | — | — | — | — |
95D31R (N80) | 64 / 80 | 622 | — | — | — | — |
30A19R(L) | 24 / 30 | — | 178 | 162 | 197 | 9 |
38B20R(L) | 28 / 36 | 340 | 225 | 203 | 197 | 11,2 |
55B24R(L) | 36 / 46 | 410 | 223 | 200 | 234 | 13,7 |
55D23R(L) | 48 / 60 | 525 | 223 | 200 | 230 | 17,8 |
80D23R(L) | 60 / 75 | 600 | 223 | 200 | 230 | 18,5 |
80D26R(L) NX110-5 | 60 / 75 | 600 | 223 | 200 | 257 | 19,4 |
105D31R(L) | 72 / 90 | 675 | 223 | 202 | 302 | 24,1 |
120E41R(L) | 88 / 110 | 810 | 228 | 206 | 402 | 28,3 |
40B19 R (L) | 30 / 37 | 330 | — | — | — | — |
46B24 R (L) NS60 | 36 / 45 | 330 | — | — | — | — |
55B24 R (L) | 36 / 45 | 440 | — | — | — | — |
55D23 R (L) | 48 / 60 | 360 | — | — | — | — |
75D23 R (L) | 52 / 65 | 530 | — | — | — | — |
80D26 R (L) | 55 / 68 | 590 | — | — | — | — |
95D31 R (L) | 64 / 80 | 630 | — | — | — | — |
Итоги
Всегда выбирайте аккумуляторную батарею в точном соответствии с требованиями производителя вашего авто. Особенно это актуально для значений емкости и пускового тока (особенно в “холодного”). Что касается торговых марок, то лучше покупать более дорогие или АКБ из среднего ценового диапазона. Это обеспечит их продолжительную эксплуатацию, даже в сложных условиях. К сожалению, многие иностранные стандарты, в соответствии с которыми выпускаются аккумуляторные батареи, не переведены на русский язык, и более того, предлагаются в интернете за немалые деньги. Однако в большинстве случаев приведенной выше информации вам будет достаточно для того, чтобы правильно выбрать аккумулятор для своего автомобиля.
Определение даты производства аккумуляторов по их маркировке
Определение даты выпуска аккумуляторов, которыми комплектуются аккумуляторные картриджи APC, Eaton и других производителей ИБП, необходимо для правильного планирования срока замены аккумуляторов.
Аккумуляторы от разных производителей могут иметь различную маркировку. Кроме того, даже в рамках одного производителя, маркировка аккумуляторов со временем может менять свой вид.
Аккумуляторы Kung Long
Маркировка XX00XX
Общее правило для аккумуляторов с 6-значной буквенно-цифровой маркировкой вида XX00XX таково:
Символы | Описание | Кодировка |
---|---|---|
1 символ | Код последних двух цифр года | L=12, M=13, N=14, O=15, P=16, Q=17, R=18, S=19, T=20 и т.д. |
2 символ | Код номера месяца в году | A=1, B=2, C=3, D=4, E=5, F=6, G=7, H=8, I=9, J=10, K=11, L=12 |
3 и 4 символы | День месяца | |
5 и 6 символы | – |
Примеры маркировки и её расшифровка:
Подобная маркировка обнаружена на следующих моделях аккумуляторов:
Бренд | Модель | Описание |
---|---|---|
Kung Long | Long WP5-12 | Аккумулятор 12V 5Ah – Kung Long WP5-12, Клеммы Faston F2 |
Аккумуляторы B.B.Battery
Маркировка XX000000
Общее правило для аккумуляторов с 8-значной буквенно-цифровой маркировкой вида XX000000 таково:
Символы | Описание | Кодировка |
---|---|---|
1 и 2 символ | – | |
3 и 4 символ | Цифровой код последних двух цифр года | 18=2018, 19=2019 и т.д. |
5 и 6 символ | Цифровой код номера месяца в году | 01, 02, 03 … 12 |
7 и 8 символы | День месяца | 01, 02 … 31 |
Примеры маркировки и её расшифровка:
Пример маркировки | Расшифровка примера |
---|---|
Например, код DC180419 обозначает дату 19.04.2018 |
Подобная маркировка обнаружена на следующих моделях аккумуляторов:
Бренд | Модель | Описание |
---|---|---|
B.B.Battery | BP5-12 | Аккумулятор 12V 5Ah – B.B.Battery BP5-12 VRLA Rechargeable Battery, AGM, 1.75VPC, 25C, Клеммы Faston F2, 1.8kg |
Аккумуляторы CSB Battery
Маркировка 000000X..
Правило для аккумуляторов с 6-значной цифровой маркировкой с первых символов ряда с последующими дополнительными буквенно-цифровыми символами (общая длина символьного ряда может быть разной):
Символы | Описание | Кодировка |
---|---|---|
1 и 2 символ | Цифровой код последних двух цифр года | 18=2018, 19=2019 и т.д. |
3 и 4 символ | Цифровой код номера месяца в году | 01, 02, 03 … 12 |
5 и 6 символы | День месяца | 01, 02 … 31 |
7 и последующие | – |
Примеры маркировки и её расшифровка:
Пример маркировки | Расшифровка примера |
---|---|
На аккумуляторах CSB Battery маркировка даты производства всегда указана на отдельной жёлтой наклейке. Например, код 191021NV23A обозначает дату 21.10.2019 |
Подобная маркировка обнаружена на следующих моделях аккумуляторов:
Бренд | Модель | Описание |
---|---|---|
CSB Battery | HR 1234W | Аккумулятор CSB HR 1234W F2 12V, 34W/8.5Ah, AGM Cell, 1.67V, 15Min, Клеммы 7mm, 2.5kg |
Аккумуляторы Vision
Маркировка XX00…
Правило для аккумуляторов с 4-значной буквенно-цифровой маркировкой (первые два символа – буквенные, третий и четвёртый символ – цифровые) с первых символов ряда с последующими дополнительными буквенно-цифровыми символами (общая длина символьного ряда может быть разной):
Символы | Описание | Кодировка |
---|---|---|
1 символ | Код года (разные варианты) | Вариант 1: A=2001, B=2002, C=2003, D=2004, E=2005, F=2006, G=2007, H=2008, I=2009, J=2010 |
Вариант 2: A=2011, B=2012, C=2013, D=2014, E=2015, F=2016, G=2017, H=2018, I=2019, J=2020 | ||
2 символ | Код месяца | A=1, B=2, C=3, D=4, E=5, F=6, G=7, H=8, I=9, J=10, K=11, L=12 |
3 и 4 символы | День месяца | |
5 и далее | – |
Первый вариант кодировки года мог использоваться для старых аккумуляторов, выпущенных в диапазоне с 2001 по 2010 год. Второй вариант кодировки года может использоваться для аккумуляторов, выпущенных в диапазоне с 2011 по 2020 год. Современные модели аккумуляторов помимо буквенно-цифрового кода дополнительно маркируются QR-кодом, в котором также может содержаться информация о дате производства.
Примеры маркировки и её расшифровка:
Пример маркировки | Расшифровка примера |
---|---|
Например, расшифруем код IL16….I= 2019 год.L= Декабрь. 16 – это день месяца. Получаем дату 16.12.2019. При считывании QR-кода также можно получить информацию о дате производства |
Подобная маркировка обнаружена на следующих моделях аккумуляторов:
Бренд | Модель | Описание |
---|---|---|
Vision | CP 1250HC | Аккумулятор Vision CP 1250HC Valve Regulated Rechargeable Battery, 5.0Ah, 12V, Клемма F2 |
Автор первичной редакции:Алексей Максимов Время публикации: 11.10.2019 14:20
apc/apc-smart-ups-decoding-of-battery-production-date-code.txt · Последнее изменение: 09.09.2020 18:21 — Алексей Максимов
Общие требования
Маркировка батарей зависит не только от производителя, но и типа устройства. Это связано с тем, что для установки на спецтехнику, легковые и грузовые авто устанавливаются разные АКБ. Кроме этого, на маркировку аккумулятора автомобиля влияет и страна, в которой он используется.
На батареях в обязательном порядке должна быть указана следующая информация:
- Название производителя.
- Номинальный показатель напряжения.
- Емкость аккумулятора.
- Тип устройства, который может указываться в соответствии с требованиями сразу нескольких стандартов.
- Количество элементов питания, установленных в корпусе батареи.
- Дата выпуска, и чаще всего эта информация зашифрована.
- Полярность контактов.
- Предупреждающие символы, число которых зависит от изготовителя.
Основные стандарты маркировки
Автолюбители должны понимать расшифровку маркировки аккумуляторов, соответствующую нескольким стандартам.
Кроме батарей отечественных производителей, на рынке присутствуют американские, европейские и азиатские.
Их обозначение имеет некоторые нюансы, которые необходимо знать.
Отечественные батареи
В России маркировка АКБ регламентирует ГОСТ 959-91. Она имеет вид «А Б С Д».
Входящие в ее состав литеры расшифровываются следующим образом:
- А – число элементов питания, входящих в состав батареи;
- Б – тип АКБ;
- С – емкость прибора;
- Д – материал, из которого изготовлен аккумулятор.
В качестве примера можно взять маркировку 6СТ-60 АПЗ.
Надпись позволяет узнать, что это стартерная батарея, емкость которой составляет 60 А*ч.
Рекомендуем: Маркировка и дата выпуска аккумулятора Varta
- Она содержит шесть элементов питания (банок).
- Последние три цифры указывают на конструктивные особенности аккумулятора:
- А – общая крышка;
- П – сепаратор изготовлен из полиэтилена;
- З – батарея залита и заряжена.
Показатель пускового тока в отечественном стандарте не входит в основную маркировку и обычно указывается отдельно.
Европейский стандарт
Производители из Европы используют обозначения в соответствии с немецким стандартом DIN либо международным ETN.
В результате некоторые параметры совпадают, а часть отличается. Согласно требованиям DIN, обозначение батареи состоит из пяти цифр (560 19), а в соответствии с ETN – имеет девятизначный код (560 059 042).
В каждом из этих стандартов первые три цифры обозначают номинальный показатель емкости АКБ. Определить его значение можно, вычитая из трехзначного числа 500. Таким образом, маркировка автомобильных аккумуляторов 560 19 (DIN) и 560 059 042 (ETN) показывает, что их емкость составляет по 60 А*ч.
Две или три следующих цифры, в зависимости от стандарта, указывают на конструктивное исполнение батареи. ETN предполагает наличие еще одной тройки цифр, обозначающих показатель тока «холодной прокрутки». Для определения этого значения цифры необходимо умножить на 10. В приведенном примере (560 059 042) показатель тока составляет 420 А.
Американский и азиатский стандарты
Азиатские производители используют для обозначения своих продуктов стандарт JIS. Следует признать, что система маркировки довольно сложная, но автовладельцам следует разобраться со всеми нюансами.
Обозначение АКБ азиатских компаний состоит из 6 символов, например, 75В24L:
- Первые две цифры показывают емкость батареи, но номинальный параметр необходимо умножить на специальный коэффициент.
- Литера говорит о форме устройства и соотношение его размеров.
- Две следующие цифры указывают на длину аккумулятора в сантиметрах.
- Последняя литера показывает расположение клеммы «минус» и может иметь лишь два значения – L или R.
Рекомендуем: Срок хранения аккумулятора до начала эксплуатации
Чтобы разобраться в маркировке азиатских АКБ, стоит воспользоваться таблицей:
Американские компании чаще всего используют для обозначения стандарт SAE, но возможны иные варианты. Чаще всего маркировка этих продуктов содержит одну литеру и пять цифр, например, А34650.
Расшифровывается она следующим образом:
- Буква обозначает тип батареи.
- Две следующие цифры показывают размеры агрегата.
- Последние цифры – номинальное значение тока «холодной прокрутки» в амперах.
- Также на АКБ указывается дата ее выпуска и проще всего расшифровываются обозначения отечественных компаний — первые две цифры показывают месяц, а последние — год производства.
- С датой выпуска импортной продукции разобраться значительно сложнее, так как все производители используют собственное обозначение.
- Эта маркировка может включать в себя не только месяц и год, но также завод, тип заказа и даже номер конвейера.
Тип клемм
Европейские, стандартные
Все отечественные и многие иностранные аккумуляторы имеют клеммы конического типа. Так, «плюс» в европейских изделиях имеет диаметр 19,5 мм, а «минус» — 17,9 мм.
Азиатские, тонкие (JIS)
По своему размеру отличаются от европейских. Клеммы японских аккумулятором могут быть одного из трех типов:
- Т1 – диаметр плюсовой клеммы составляет 14,7 мм, а минусового – 13 мм. Их форма – усеченный конус. Наиболее узкие, характерно «японские» клеммы, получившие наибольшее распространение на авто, произведенных именно в Японии.
- Т2 – эти клеммы можно встретить на батареях высокой емкости. Их размеры составляют 19,5 и 17,9мм для плюса и минуса, соответственно.
- Т3 – клеммы третьего типа представляют собой плоские штыри, имеющие специальные отверстия.
Боковые
Выводы под клеммы находятся на боковой поверхности верхней крышки и имеют «внутреннюю» резьбу. Стандарт для автомобилей производства США.
Винтовые
В виде винтов выступающих из верхней части аккумулятора. Так же являются типом клемм применяемых на американских аккумуляторах.
Основные условия при выборе
Автомобильная батарея изготовлена из серной кислоты и воды. Когда батарея заряжается, позитивно и негативно заряженные пластины из свинца превращаются в сульфид свинца, и электролит теряет большой объем серной кислоты, превращаясь, в основном, в воду. Когда он заряжается, негативные пластины, состоит:
- свинец;
- позитивные пластины двуокиси свинца;
- электролит — для восстановления прежней плотности.
Будьте осторожны, используя автомобильные аккумуляторы, так как кислота, а также любой осадок, который может возникнуть на корпусе батареи, приводит к коррозии. Осматривайте ваш АКБ как можно чаще, а также используйте защиту рук и глаз, когда принимаетесь работать с ним.
Емкость аккумулятора
Определяется количеством А-час. Это объем энергии, которая образуется в батареи при определенном напряжении в определенный отрезок времени (час). Чаще всего производителем автомобиля рекомендуется диапазон показателя для оптимальной его работы.
https://youtube.com/watch?v=FZnQLxWqj0Y
Пусковой ток (ПТ)
Это измеритель пусковой мощности батареи. Выбирайте автомобильные аккумуляторы, которые соответствуют требованиям автомобиля для этого проконсультируйтесь с владельцем ТС (транспортного средства) или изучите руководство пользователя ТС. Пусковой ток обычно можно найти на наклейке аккумулятора. Это трехзначное число, обозначающее СТ, измеряющееся в Амперах, располагается после указания емкости (в А-час). Чем выше этот показатель, тем с большей легкостью через стартер запускается коленчатый вал, лучше срабатывает «искра» на свечах зажигания и тем быстрее заводится автомобиль. Важнейший показатель при сильных минусовых температурах.
Ток холодной прокрутки (ТХП)
Это тот же измеритель ПТ, испытания которого проводились при температуре 32 F или 0С
Номинальное напряжение
Измеряется в вольтах. Существует три величины напряжения, характерные для АКБ, предназначенных для различных видов транспорта.
- 6 В — аккумуляторы со столь низким напряжением используются только для особо легкой мототехники.
- 12 В — показатель, характерный практически для всех батарей, используемых в современных легковых, грузовых автомобилях, а также большинстве мотоциклов
- 24 В — подобные аккумуляторы устанавливаются на крупногабаритных грузовых автомобилях, автобусах, троллейбусах и т. п.
Полярность автомобильного АКБ
Полярность является ключевым показателем для правильной установки устройства в автомобиль. Она определяется схемой расположения токовыводов и бывает прямая и обратная. Выбор в пользу неподходящей по конструкции схемы токовыводов может привести к тому, что провода не дотянутся до соответствующих клемм.
Для определения полярности нужно расположить аккумулятор к себе той стороной, где находятся выводы. На них должны быть нанесены знаки «+» и «-«. Если вывод со знаком «+» находится справа, то у данного АКБ обратная полярность, если вывод со знаком «+» находится слева, то эта батарея с прямой полярностью.
Как узнать дату изготовления аккумулятора
При покупке аккумулятора стоит обратить внимание на дату его выпуска — чем новее АКБ, тем лучше
. Производители аккумуляторов по разному указывают дату выпуска в виде цифрового года, так как единого стандарта не существует. Дата изготовления аккумулятора может быть указана на этикетке, выбита на крышке или на боковине АКБ.
Самые распространенные способы маркировки информации:
Аккумуляторы Зверь, Орион, АкТех, Хорс, Пульс,DUO, SOLO, VSA, Extra
– ООО «АкТех», Иркутск, Россия
Дата выпуска указывается сверху на корпусе в виде выплавленных четырех цифр — ММ.ГГ Две первые цифры — порядковый номер месяца, две последние — год выпуска. Например, на АКБ Зверь выбито 03.18
означает март месяц (03), 2021 год (18).
Аккумуляторы Тюменский медведь, Ямал, Batbear
Выбито семь цифр ММ ГГГГ Х. Две первые цифры — месяц года; четыре последние — год выпуска, последняя цифра — номер смены. Например, 03 2018
2 означает, что АКБ изготовлена в марте 2021 года во 2-ю смену.
Аккумуляторы Cobat, Titan
Нижегородская область, г. Бор
Дата изготовления указывается на верхней крышке АКБ по центру в виде 5-ти значного буквенно-цифрового кода. Первая цифра — день недели, 2-я и 3-я цифры — порядковый номер недели в году (от 01 до 53), 4-я год выпуска, который указывается в виде латинской буквы N(2013 год), Z(2014 год), P(2015 год), A (2016 год) S(2017 год), T(2018 год), X(2019 год), L(2020 год); 5- цифра — номер смены. Например, 437S1
— аккумулятор изготовлен в четверг, в 37 неделю года, в 2017 году в 1-ю смену.
Аккумуляторы производства «Курский аккумуляторный
Выбивается 10-тизначный цифровой код ХХХХ ГПХХХ.
Схема маркировки: 1-цифра – номер производственной линии
2, 3, 4 – индивидуальный код партии
5 – последняя цифра года
7 – порядковый номер месяца в полугодии: Первое полугодие: 1-январь, 2-февраль, 3-март, 4-апрель, 5-май, 6-июнь Второе полугодие: 1-июль, 2-август, 3-сентябрь, 4-октябрь, 5-ноябрь, 6-декабрь 8,9 — день (число месяца) 0 — номер бригады (возможны 2 цифры)
Например на АКБ стоит маркировка 2167 812051
, это означает, что аккумулятор был изготовлен на 2-й производственной линии, код партии 167, в 2021 году, в 1-м полугодии, во 2-м месяце (февраль), 5 числа 1-ой бригадой.
Аккумуляторы Mutlu
Дата изготовления указывается на верхней части корпуса. Состоит он из шести цифр ХХХХХХ. 1-я цифра — номер производственной линии, 2-я — последняя цифра года , 3-я и 4-я — месяц изготовления, 5-я и 6-я — число. Например, 180121
:1 —производственная линия № 1; «8 » — год изготовления 2018; «01 » — январь месяц; «21 » — день изготовления. То есть аккумулятор изготовлен 21 января 2018 года.
Аккумуляторы Зубр
ООО СП «Полесские аккумуляторы», Беларусь.
Дата изготовления наносится в левом верхнем углу на крышке батареи. Например: 7М12E1. 7 – 2021 год, М – месяц (декабрь), 12 – число, Е – линия сборки, 1 – код емкости (55 А*ч). (А–январь, В–февраль, С–март, D–апрель, E–май, F–июнь, G–июль, Н-август, J–сентябрь, K–октябрь, L–ноябрь, M–декабрь)
Аккумуляторы Varta и Bosch
С 2014 года VARTA и BOSCH
стали использовать новую 24-х значную кодировку даты изготовления аккумуляторов.
В длинном коде это 4,5,6 цифры. 4-я цифра год выпуска, 5-я и 6-я код месяца выпуска: 17-январь, 18-февраль, 19-март, 20-апрель, 53-май, 54-июнь, 55-июль, 56-август, 57-сентябрь, 58-октябрь, 59-ноябрь, 60-декабрь.
На аккумуляторах Varta и Bocsh выбит большой код с буквами и цифрами, дату изготовления в котором обозначают 4-ая, 5-ая и 6-ая цифры. 4-я цифра год выпуска, 5-я и 6-я месяца выпуска указывается в виде двузначного кода:
- январь -17
- февраль -18
- март-19
- апрель-20
- май-53
- июнь-54
- июль-55
- август-56
- сентябрь-57
- октябрь-58
- ноябрь-59
- декабрь-60
Аккумуляторы Topla , Moratti Tab
Дата изготовления выбивается на верхней крышке АКБ около клеммы. 3-я и 4-я цифра — год изготовления, 5-яи 6-я цифра -неделя изготовления. Например, F1 1740.
Аккумулятор изготовлен в 2021 году в 40-ю неделю.
Аккумуляторы Magnum казахстанского производства
2-я и 3-я цифра числового кода -это месяц изготовления, 4-я и 5-я цифра -год изготовления. Например, код 6 0117
803516 — аккумулятор изготовлен в январе 2021 года.
Monbat (Enerberg)
Дата изготовления наносится в виде 6-ти значного кода на задней стороне крышки справа – 1-я и 2-я цифры — число месяца, 3-я и 4-я — месяц, 5-я — год, 6-я серийный номер ДДММГХХ. Например, 17038
1 . АКБ изготовлена 17 марта 2021 года.
BARS, Unikum
Производство ТОО «Кainar» АКБ Technologies, Казахстан
Место нанесения маркировки на крышке: ДДДХГХХХХХ 1,2,3 — день года 4 — номер бригады 5,6 — год. Например, 601
67 70020 .
Какие могут быть отличия в конструкции
Перед покупкой аккумулятора надо четко представлять, какой именно аккумулятор нужен для конкретного автомобиля. Помимо технологии производства и основных электрических параметров, у АКБ имеются различия по конструктивному исполнению. Если ошибиться в этом плане, установить батарею под капот будет проблематично, а то и невозможно. Также могут возникнуть проблемы при эксплуатации.
Размеры
Размеры батарей различаются даже в рамках одной технологии. Физику обмануть сложно, и, например, увеличение емкости аккумулятора всегда вызовет увеличение габаритов. Также надо понимать, что АКБ на 24 вольта будет всегда по размерам больше 12-вольтовой батареи. У каждого производителя существует линейка габаритов аккумуляторов. Поэтому для автовладельца будет правильным перед покупкой замерить размеры установочного места для АКБ, а также определить максимально возможную высоту. Измеренные данные можно где-нибудь записать, в будущем пригодятся (хотя обычно АКБ покупается не каждый год). Это избавит от сомнений и от просьб продавцу разрешить примерить аккумулятор по месту установки – он вправе отказать.
Полярность
Полярностью аккумулятора называют расположение плюсовой и минусовой клемм. В легковых автомобилях отечественного производства устанавливаются аккумуляторы так называемой «прямой» полярности – если смотреть со стороны выводов, то слева находится плюс батареи, справа – минус. Других батарей промышленность не выпускала, выбор АКБ по этому параметру был излишним.
Батарея «прямой» полярности.
Но с массовым появлением иномарок, особенно разработки европейских фирм, на рынок батарей вышли аккумуляторы «обратной» полярности – у них плюсовая и минусовая клеммы (и провода к электрооборудованию автомобиля) располагаются зеркально.
У аккумуляторных батарей для грузовых автомобилей прямая и обратная полярность определяется по-другому. Если смотреть с лицевой стороны, при прямой полярности плюсовая клемма будет ближайшей, при обратной – наоборот.
Полярность АКБ для грузовых авто.
На эксплуатационные качества батареи расположение выводов не влияет никак, но подключить АКБ другой конструкции очень проблематично. Длины силовых проводов для перекрестного подключения в большинстве случаев не хватит, а их наращивание – не самое разумное решение. Дополнительный контакт в высокотоковой цепи надежность работы электрооборудования не повысит. А переполюсовка АКБ приведет к серьезным проблемам, начиная с неработоспособности многих устройств, заканчивая высокой вероятностью выхода из строя дорогостоящей бортовой электроники и самого источника питания.
Поэтому перед установкой надо убедиться, что полярность батареи соответствует конструкции автомобиля. Маркировка клемм и батарей приведена в таблицах.
Возможное обозначение полярности аккумулятора в документации или на шильдике | ||||
---|---|---|---|---|
Прямая | П.п. | Российская, азиатская | 1 | L |
Обратная | О.п. | Европейская | R |
Возможное обозначение полярности клемм | |||
---|---|---|---|
Плюс | + | Pos | P |
Минус | – | Neg | N |
Также некоторые производители делают диаметр клемм различным – плюсовой вывод несколько больше. Но если есть сомнения или обозначение отсутствует, самый надежный способ – проверка мультиметром. Если общий провод тестера в режиме вольтметра подключить к минусу АКБ, а измерительный к плюсу, напряжение на дисплее будет индицироваться со знаком «+», если наоборот – со знаком «-».
Мультиметр выставить на 20 вольт постоянного тока.
Полезные рекомендации
В завершении всего хочется дать ещё буквально несколько действительно важных и полезных советов. Они направлены больше не на правильный выбор, поскольку о нём было рассказано всё, а на продление срока службы новой батареи.
- Не выкидывайте в мусор старый аккумулятор, даже если приобрели новую батарею. Зачастую старые АКБ можно продать. Причём непосредственно в сам магазин. Это позволит получить дополнительную скидку и сэкономить на покупке.
- Перед установкой АКБ рекомендуется проверить реле зарядки на вашем транспортном средстве. Следует убедиться, что реле даёт требуемое напряжение. Для легковых автомобилей это параметры в диапазоне от 13,8 до 14,5 В.
- Даже если новая батарея заряжена, будет вовсе не лишним поставить устройство на зарядку под малым током. Буквально 2-3 часов окажется вполне достаточно, что позволит вывести девайс на максимальные параметры работоспособности.
- Ни в коем случае не давайте батарее полностью разряжаться. Зарядить такие АКБ можно, но вот срок службы после каждого разряда сокращается в несколько раз.
- Всегда держите под контролем уровень заряда, просто поглядывая на соответствующий индикатор.
- Если режим эксплуатации автомобиля предусматривает редкие и короткие поездки, хотя бы раз в месяц батарею рекомендуется заряжать от сети.
- Периодически осматривайте состояние клемм, зачищайте их, если появляются следы окислительных процессов. В противном случае вы можете столкнуться с проблемой недозаряда.
Никто не говорит, что выбирать аккумулятор для автотранспортного средства легко. Но если опираться на некоторые рекомендации и следовать советам, каждый автомобилист сможет справиться с поставленной задачей.
Не стоит экономить на батареях, поскольку только качественные изделия способны служить более 5 лет, вызывать минимум проблем и обеспечивать необходимыми возможностями ваш автомобиль.