Последствия прогорания клапанов
Опытные водители знают ответ на вопрос, можно ли ездить с перегоревшим клапаном. В наиболее оптимальном сценарии, если сначала не обращать внимания на проблему, основным последствием истощения клапанного механизма будет увеличение расхода топлива из-за снижения общей мощности двигателя из-за неработоспособности одного из клапаны.
Если вы продолжите игнорировать стук двигателя, седло клапана может прожечь насквозь, поэтому замены клапанов будет недостаточно – придется менять и головку.
Иногда отколотый кусок металла попадает в цилиндр из-за разрушения клапана. Если он достаточно большой, высока вероятность того, что он может повредить поршень и даже стенки цилиндра. В последнем случае двигатель подлежит полной замене.
При наличии СУГ процедуру регулировки клапана нужно проводить гораздо чаще, примерно каждые 10 000–12 000 км пробега. Причина – более высокие температурные характеристики горения газовоздушной смеси. Сама процедура настройки более сложная и ответственная. Дело в том, что выпускные клапаны обычно немного подтягиваются при использовании газа. Достаточно их еще немного подтянуть, чтобы клапан начал заклинивать, и тогда его истощение – лишь вопрос времени. Бензиновые агрегаты в этом отношении безопаснее.
Не рекомендуется наклонять газовую смесь из соображений экономии: потеря мощности двигателя заставит вас нажимать на педаль акселератора с большим усилием, чем обычно, и, как следствие, также увеличится расход и начнут гореть клапаны.
Но если топливная сборка отрегулирована должным образом, мощность силового агрегата будет установлена на уровне, сопоставимом с работой бензинового двигателя. Водители, привыкшие ездить на бензине, обычно вносят коррективы при появлении стуков, и в основном это правда. Но для автомобилей, работающих на газе, такой подход неприемлем: регулировку следует производить, не дожидаясь уменьшения компрессии, клапан может сгореть без появления таких симптомов, как шум при работе двигателя.
Большой процент брака запчастей — проблема для автомобилиста
Это не основные причины, из-за чего прогорают клапана. Лидирующий производитель этих деталей провел небольшое исследование, и статистика получилась не радостная — каждая пятая деталь, которая выпускается, ломается или прогорает по причине человеческого фактора и брака. И даже современный контроль качества продукции на заводах не дает гарантий, что деталь лишена любых дефектов.
Еще одна причина — металлургические неоднородности, которые входят в сплав. Эти неоднородности делают клапан слабее, чем он должен быть. Кроме того, встречаются дефекты производства, а именно ковка. Это приводит к микротрещинам. Ошибки в процессе термической обработки приводят к тому, что размеры изделия меняются.
Как определить прогар клапана, не снимая головку блока цилиндров?
Начинать следует с определения неработающего цилиндра. Для проведения проверки необходимо запустить двигатель и на холостом ходу снимать колпачки со свечей зажигания (данный способ проверки аналогичен диагностике неисправных свечей зажигания).
Сняв очередной колпачок со свечи зажигания, требуется следить за оборотами холостого хода и стабильностью работы мотора. Усиление троения или заглохший двигатель при снятом колпачке на определенном цилиндре говорят о том, что этот цилиндр находится в рабочем состоянии. При незначительном изменении оборотов или неизменной работе силового агрегата при снятом колпачке сигнализируют, что дефектный цилиндр найден.
Затем на обнаруженном неработающем цилиндре требуется выкрутить свечу зажигания и заменить на новую, исправную. Также следует проверить работоспособность высоковольтного провода зажигания (бронепровода) данного цилиндра и катушки зажигания. Запустив двигатель после завершения ремонтных работ, можно будет понять, заключалась ли проблема в элементах системы зажигания или необходимо продолжать диагностику.
Обнаружив, что двигатель продолжает троить и характер работы его после замены свечи зажигания на новую, проверки состояния высоковольтного провода и других элементов системы зажигания не изменился, надо продолжить искать причины неисправности, которые могут носить более серьезный характер:
- прогар клапана газораспределительного механизма;
- неисправность в цилиндро-поршневой группе.
Нарушение герметичности камеры сгорания (разрушение тарелки и/или седла клапана, неплотное прилегание впускного или выпускного клапана), возникшее из-за прогара клапанов, приводит к снижению компрессии в цилиндре. Сниженная компрессия в цилиндре также может быть вызвана износом цилиндро-поршневой группы или поломкой поршня. Причиной выхода цилиндра из строя может быть залегание или поломка поршневых колец.
Важно! Для точного определения прогоревших клапанов или возникших проблем с цилиндро-поршневой группой используют замер компрессии в цилиндрах. Это наиболее распространенный способ для локализации неисправности.
Явным свидетельством возникшей неисправности будет низкая компрессия в цилиндре
Однако необходимо принимать во внимание один нюанс. По данному показателю (сниженной компрессии) не получится определить прогар клапана, исключив из списка причин проблемы в работе цилиндро-поршневой группы
Это связано с тем, что снижение компрессии в силовом агрегате может зависеть как от прогара клапана, так и из-за поломки поршневых колец или других причин. Для точного установления причины неисправности вместе с замером компрессии необходимо выполнить дополнительную диагностику двигателя:
- Самый простой способ определения прогара клапана после измерения компрессии в цилиндрах ― заливка небольшого количества моторного масла (буквально несколько «кубиков») через свечной колодец. После этого необходимо повторить замер компрессии. Образовавшаяся в результате заливки моторного масла пленка сыграет роль «уплотнителя», на что укажет возрастание компрессии в цилиндре. Это произойдет при износе поршневой группы. Если попавшее в цилиндр моторное масла никак не повлияет на компрессию, то причина неисправности в прогаре клапана, а не в проблемах в работе цилиндро-поршневой группы.
- Рекомендуется также осмотреть свечу зажигания на проблемном цилиндре, что поможет точно определить прогар клапана. Полностью сухая свеча зажигания указывает что причина проблемы заключается в прогаре клапана. Также из сапуна мотора может выходить воздух или дым. Интенсивность выхода дыма напрямую зависит от изношенности элементов цилиндро-поршневой группы.
Примечание: масляный налет на свече зажигания – это только косвенный признак. Выход сизого дыма из сапуна двигателя при сухой или покрытой небольшим налетом свече зажигания указывает на проблемы с поршнем или поршневыми кольцами. На ДВС с относительно небольшим пробегом проблема заключается в том, что поршневые кольца, скорее всего, залегли.
Также необходимо добавить, что появление выходящего через сапун двигателя моторного масла говорит о неисправности перегородок между поршневыми кольцами.
Приведенные способы дополнительной диагностики силового агрегата позволяют точно определить причину снижения компрессии в цилиндрах, найти прогоревший клапан газораспределительного механизма и выявить проблемы с цилиндро-поршневой группой.
Почему прогорают клапана?
Клапаны работают при постоянных высоких температурах (400-600°С) и значительных механических нагрузках. Впускной клапан находиться в более щадящих тепловых условиях, т.к. охлаждается поступающей топливно-воздушной смесью. Выпускные клапана наоборот, еще больше нагреваются за счет отводимых газов.
Для правильной работы клапанов должно обеспечиваться четкое прилегание клапана к его седлу и соблюдаться условия их охлаждения (уровень открытия – закрытия). Появление нагара как на самом клапане, так и на седле нарушает оба требования и приводит к повреждению клапана. Нагар может образовываться из-за недорегулировки, износа, заводских дефектов, проблем с системой охлаждения, повышенной температуры сгорания и др.
Заводской дефект причина не такая уж редкая. Деталь сложная, работает в условиях постоянных нагрузок, поэтому даже небольшая неоднородность металла может привести к разрушению всей детали.
Износ – непреодолимое препятствие для всех работающих деталей. Поэтому не пренебрегайте проверками клапанов после определенного пробега! Плохая регулировка клапанов – это создание недостаточных зазоров между клапаном и седлом, что часто называют зажатыми клапанами.
Как определить, что прогорел клапан в двигателе авто: признаки и симптомы
Клапаны обеспечивают осуществление рабочих процессов в цилиндре. Впускные клапаны отвечают за подачу порции топливно-воздушной смеси, а выпускные – за выпуск продуктов сгорания. Прогар одного клапана пагубно влияет на работу всего цилиндра.
Признаки того, что клапан прогорел
Как выглядит прогоревший клапан
Признаками прогоревшего клапана можно назвать троение двигателя, дым из сапуна (сапун –клапан для вентиляции картера и выхода лишнего давления) и при длительной работе двигателя с прогоревшим клапаном – увеличение расхода топлива. Объясним народное понятие «мотор троит». Это означает неисправность одного цилиндра, что проявляется в потере мощности и приемистости, появлении вибрации и выстрелов в выхлопной трубе. Но указанные признаки прогоревшего клапана неоднозначны.
Двигатель также может троить из-за неработающих свечей или слабой искры.
Дым из сапуна может быть также при повреждении поршня. Но тут есть отличительный признак – цвет дыма должен быть сизым, а свеча покрыта маслом, что связано с поломкой поршня. В случае прогара свеча остается сухой. Заметим, что, прогоревший клапан в карбюраторном двигателе и в инжекторе дает одинаковые симптомы, т.к. разница лишь в системе впрыска топлива.
Как понять, что клапан прогорел?
Если вы проверили свечи, но двигатель все же троит, тогда следует переходить к процедуре поиска неработающего цилиндра. Она несложная. После запуска двигателя на холостых оборотах, по одному снимаете колпачки со свечей. Если при снятии колпачка двигатель изменил режим работы, это означает что цилиндр рабочий. В случае если изменения произошли несущественные, то следует искать причину в данном цилиндре.
Снятие проводов со свечей зажигания
Далее надо проверить компрессию подозрительного цилиндра. Компрессометром замеряем уровень сжатия, а затем повторяем замер, залив в цилиндр шприц масла. Если второе значение выше первого, то проблема с поршнем. В случае совпадения значений – прогар клапана.
Клапаны работают при постоянных высоких температурах (400-600°С) и значительных механических нагрузках. Впускной клапан находиться в более щадящих тепловых условиях, т.к. охлаждается поступающей топливно-воздушной смесью. Выпускные клапана наоборот, еще больше нагреваются за счет отводимых газов.
Выпускные клапана чаще подвержены прогоранию.
Для правильной работы клапанов должно обеспечиваться четкое прилегание клапана к его седлу и соблюдаться условия их охлаждения (уровень открытия — закрытия). Появление нагара как на самом клапане, так и на седле нарушает оба требования и приводит к повреждению клапана. Нагар может образовываться из-за недорегулировки, износа, заводских дефектов, проблем с системой охлаждения, повышенной температуры сгорания и др. Заводской дефект причина не такая уж редкая. Деталь сложная, работает в условиях постоянных нагрузок, поэтому даже небольшая неоднородность металла может привести к разрушению всей детали.
Чтобы обезопасить себя от брака, покупайте только у проверенных производителей!
Износ – непреодолимое препятствие для всех работающих деталей. Поэтому не пренебрегайте проверками клапанов после определенного пробега! Плохая регулировка клапанов — это создание недостаточных зазоров между клапаном и седлом, что часто называют зажатыми клапанами.
Как будет работать двигатель и что будет если клапана зажать?
Как понять, что клапана зажало
Если после запуска мотор нормально работает, но при долгой работе тяга падает — это симптом зажатых клапанов. Еще одним признаком зажатых клапанов могут быть выстрелы в глушитель при сбросе газа. Т.к. камера сгорания не закрыта полностью, компрессия снижается и происходит нарушение рабочего процесса. Лучше при регулировке превысить допустимый зазор, чем сделать его меньше.
Прогоревший клапан необходимо отремонтировать как можно быстрее!
Последствием зажатых клапанов является перегрев, повышенный расход топлива и, как следствие, прогар. С прогоревшим клапаном эксплуатировать двигатель нежелательно, это приводит к прогару седла клапана. Что обернется автовладельцу заменой всей головки.
Признаки прогоревшего клапана.
Прогар клапана – проблема, с которой чаще всего сталкиваются владельцы отечественных автомобилей. Но грешить исключительно на продукцию российского автопрома было бы несправедливо, так как встречается она и у иномарок, пусть и уже далеко не новых. А ведь любые неполадки клапана, в том числе и прогар, могут приводить к очень серьезным последствиям, поэтому каждому автовладельцу просто необходимо уметь вовремя распознавать признаки прогоревшего клапана, дабы иметь возможность своевременно исправить то, что еще можно исправить без неприятных сюрпризов.
Причины возникновения неисправности.
Симптомы прогоревшего клапана в некоторый степени схожи с неисправностями, совершенно не связанными с двигателем автомобиля. Именно поэтому недостаточно опытные автовладельцы могут потрать кучу времени и сил, чтобы починить и исправить то, что, в принципе, и не ломалось. О том же, что из строя вышел клапан, они, как правило, догадываются в последнюю очередь.
А ведь при всей своей кажущейся малозначимости, клапана выполняют очень важную функцию – позволяют топливу попадать в камеру сгорания и выпускают сгоревшие газы. То есть они постоянно находятся в условиях агрессивной среды – под воздействием газов и высоких температур.
Закономерно, что металл, из которого изготавливается клапан, постепенно разрушается – клапан прогорает.
Чаще всего клапан «летит» в очень старых авто, а также в бюджетных машинах, при выпуске которых автопроизводитель предпочел цену качеству. Однако и сами автовладельцы, даже не догадываясь об этом, нередко провоцируют/ускоряют процесс прогара клапана, например, заправляя свою машину неподходящим для нее топливом. Но это, как говорится, тема уже совсем другой статьи.
Симптомы прогара клапана.
Как уже отмечалось ранее, признаки прогара клапана весьма схожи с симптомами неисправности системы зажигания, поэтому в первую очередь многие начинают ремонтировать именно ее. Но двигатель, несмотря на все ремонтные работы, продолжает по-прежнему барахлить и троить. Тогда-то и начинается судорожный поиск прочих возможных причин в движке и иных системах, хотя все дело в банальном клапане.
Самый главный симптом обозначенной проблемы – это троение движка, когда один или несколько цилиндров перестают функционировать. Происходит это потому, что прогоревший клапан при сгорании топлива начинает пропускать газы, которые не выталкивают поршень вниз, а напрямую выходят в коллектор.
Диагностировать данную неисправность, не разбирая движок, можно следуя определенному алгоритму действий:
- проверяем зажигание – целостность проводов, работоспособность распределителя, угол опережения зажигания;
- определяем проблемный цилиндр – колпачки высоковольтников сдергиваем со свечей, двигатель начнет глохнуть, если цилиндр работает, либо, если цилиндр неисправен, работа движка останется без изменений;
- замеряем компрессию: она, скорее всего, будет несколько ниже положенных 11 очков, к слову, это может быть показателем не только неисправности клапана, но и неисправности поршневой группы.
Теперь несколько слов о том, как, не разбирая движок, определить, с чем вы конкретно имеете дело – неисправностью клапана или поршневой группы.
- Включите зажигание и снимите шланг сапуна. Из него должен выходить теплый воздух, в крайнем случае, небольшой дымок. Дым плотный, серый, пахнущий выхлопами – признак неисправности поршневой группы.
- Из проблемного цилиндра выкрутите свечу. При повреждении поршня свеча будет в масле, а при прогоревшем клапане – в нормальном состоянии.
- Снимите ГБЦ и замените поврежденный элемент. Если меняется клапан, то его обязательно нужно притереть, а также заменить вместе с ним все маслосъемные колпачки.
https://youtube.com/watch?v=7EEiCJcTPfM
Почему прогорают клапана
Любая трущаяся деталь автомобиля со временем изнашивается. Что касается клапанов, чаще прогорают именно выпускные, так как в отличие от впускных, они не охлаждаются потоком воздуха, нагреваются до 650 о С и более уязвимы к прогоранию. В них основной отвод тепла происходит через седла и направляющие, а значит, хороший контакт детали с седлом очень важен. Главными причинами прогорания клапанов являются следующие:
- Появление нагара на клапане и седле, создающее дополнительное нагревание.
- Износ седла или направляющей клапана, что препятствует полноценному отводу тепла.
- Нарушение высоты посадки клапана после притирки, из-за чего его стержень торчит выше и нарушает геометрию коромысла, а при нагреве исчезает положенный зазор.
- Занижение допустимого клапанного зазора и износ седла, в результате чего после нагрева клапан плохо прижимается к седлу, пропускает газы, перегревается и прогорает.
- Перегрев двигателя, связанный с поломкой системы охлаждения.
- Повышенная температура сгорания топлива при позднем или раннем зажигании, работе мотора на обедненной смеси.
- Затрудненный выхлоп при засорении каталитического конвертера или повреждении выпускного коллектора.
Диагностика без демонтажа ГБЦ
Расскажем, как определить недавно прогоревший клапан с минимальными издержками. Для этого есть пара методов. Простого осмотра мало. Придется использовать специальное оборудование. Зато диагностика с высокой вероятностью укажет на неисправность. При анализе косвенных признаков подобной точности не добьешься. Приступим.
Компрессометр
Прибор для измерения компрессии
Прибор напоминает обычный манометр, который идет в комплекте с автоматическим насосом. Принцип действия похож. Компрессометр измеряет внутреннее давление в цилиндре. По анализу значений можно понять, что пора решать проблему. Вот как можно узнать, что прогорел клапан:
- Выкрутить из головки блока свечи зажигания или накаливания.
- Отключить подачу горючего, отсоединить топливный насос.
- Вкрутить прибор в свечное отверстие.
- Прокрутить движок стартером 6–12 секунд.
- Записать результаты.
Процедуру надо повторить для каждого цилиндра, а потом вывести среднее арифметическое. Если в одном из цилиндров есть сильный перекос значений, дело в нем. Нормативные показатели для бензинового и дизельного двигателя можно посмотреть в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Эндоскоп
Автомобильный эндоскоп
Прибор представляет собой миниатюрную камеру с подсветкой на гибком проводе. Эндоскоп подключается к телефону или ноутбуку. Его легко использовать. Главное — выбрать камеру с достойным разрешением, иначе по смазанной картинке не получится диагностировать неполадку. Прибор нужно «запустить» в отверстие свечи зажигания или накаливания после того, как мотор остынет.
На дисплее сразу появится картинка, по которой можно понять, что клапан уже прогорел. Для этого есть признаки:
- трещины;
- нагар;
- выбоины.
Разрушенный металл легко определить «на глаз». Если признаки есть, нужно снимать ГБЦ и самостоятельно менять клапана. Работа непростая, но без нее не обойтись.
Замена прогоревших клапанов
Операция замены клапанов различных двигателей сходна, и различается только размером деталей и размещением их на головке блок цилиндров. Перед выполнением операции готовят притирочный порошок, новые сальники клапанов и новую прокладку под головку. После демонтажа ГБЦ, операции проделываются в следующем порядке:
1. Рассухаривание клапана. Для этого головка выкладывается на ровную поверхность, под клапан помещают резиновый коврик. Трубку диаметром 13 мм наставляют на клапан, чтобы сухарики находились внутри, и молотком наносят удары. Клапан рассухаривается, а сухарики остаются в трубке. Операция также без труда проводится при помощи специального приспособления, сжимающего прожину, и позволяющего вытащить сухарики.
- Клапан вытаскивают, вставляют новый, и проверяют направляющую втулки пошатыванием. При биении до 1 мм направляющую не заменяют.
3. При необходимости замены направляющей, используют специальную оправку. Старую деталь выбивают в направлении распредвала при помощи полукувалдочки тяжелым ударом, чтобы деталь не раскрошилась. После в головку забивают новую втулку, предварительно надев на нее стопорное кольцо.
4. Новый клапан фиксируется стопорным кольцом, узел смазывают маслом.
5. Притирание клапана. Седло первоначально обрабатывают специальной шарошкой, после чего на край клапана наносят притирочный порошок, вставляют в головку, зажимают второй конец в патрон дрели, и, подтягивая его вверх-вниз, обеспечивают клапану герметичное прилегание к седлу. Операцию желательно провести для всех клапанов.
6. Засухаривание клапана. Для этого пружину сильно прижимают и вставляют сухарики. Головку блока цилиндров крепят на блок цилиндров двигателя.
Описанный метод позволяет произвести замену прогоревших клапанов всех моделей ВАЗ: 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, Нива, Лада Приора, Калина, Гранта, Веста и большинства иномарок.
Определение прогара клапана без снятия головки блока
Первым делом необходимо определить холостой ход цилиндра. Методы проверки очень похожи на диагностику неисправных свечей зажигания. Для проверки запустите двигатель, после чего, пока двигатель работает на холостом ходу, нужно поочередно снять колпачки со свечей зажигания.
После снятия каждой свечи накаливания внимательно следите за оборотами холостого хода и общей стабильностью работы двигателя. Если двигатель начинает набирать обороты или глохнет, цилиндр, с которого была снята крышка, исправен. В том случае, если после снятия крышки работа двигателя не меняется или обороты меняются незначительно, значит, проблемный цилиндр обнаружен.
Далее необходимо выкрутить свечу зажигания на неработающем цилиндре и заменить ее на заведомо исправную, а также проверить на работоспособность высоковольтный бронепровод этого цилиндра. Также не лишним будет проверить катушку зажигания и т.д. Последующий запуск двигателя покажет, кроется ли проблема в элементах системы зажигания автомобиля или требуется дополнительная диагностика.
Если характер работы двигателя после установки исправной свечи зажигания, замены высоковольтного провода и проверки других узлов системы зажигания не меняется (двигатель продолжает троить), велика вероятность более серьезных поломок:
- прогорание клапана ГРМ;
- ошибки ЦПГ;
Прогар клапанов означает снижение компрессии в цилиндре из-за нарушения герметичности камеры сгорания (течи при регулировке впускного или выпускного клапана, разрушение тарелки клапана и/или седла клапана). Износ цилиндропоршневого узла и поломка поршня также приводит к низкой компрессии в проблемном цилиндре. Также цилиндр может не работать из-за залегания или поломки поршневых колец.
Теперь необходимо локализовать неисправность, то есть точно определить прогар клапана или выявить проблемы с ЦПГ. Наиболее распространенным способом определения прогоревших клапанов является измерение компрессии в цилиндрах.
Низкая компрессия явно указывает на неисправность, но следует учитывать один нюанс. Установить прогар клапанов и устранить проблемы ЦПГ только с помощью индикатора компрессии не получится. Дело в том, что компрессия в двигателе может снижаться как в результате прогоревшего клапана, так и из-за поломки поршневых колец, а также ряда других дефектов. По этой причине параллельно с измерением компрессии следует проводить дополнительную диагностику двигателя.
- Самый простой способ определить прогорание клапанов после того, как вы замерили компрессию в цилиндрах, — это залить несколько «кубиков» моторного масла через свечной колодец. Затем необходимо снова измерить компрессию. Подъем компрессии в цилиндре после заливки масла будет свидетельствовать о том, что образовалась масляная пленка, играющая роль «уплотнителя». Это явление характерно для износа поршня. Если показатель компрессии не изменился, значит, прогорел клапан, так как масло в цилиндре в этом случае никак не повлияет на компрессию.
- Для определения прогара клапана следует также осмотреть свечу зажигания на проблемном цилиндре. Явным признаком прогара клапана является то, что свеча зажигания будет полностью сухой, т.е не будет иметь характерного масляного налета. Дым или воздух также могут выходить из вентиляционного отверстия двигателя. Интенсивность появления дыма напрямую зависит от степени износа ЦПГ.
Что касается поломок, связанных с поршнем, то в этом случае свеча покрыта маслом, а из дыхания может наблюдаться сизый дым
Обратите внимание, что масло на свече является косвенным признаком. Даже если свеча зажигания сухая или покрыта небольшим нагаром, но из дыхания идет дым, этот симптом свидетельствует о проблемах с поршнем или поршневыми кольцами
На новых двигателях с небольшим пробегом высока вероятность прикипания поршневых колец.
Добавим, что появление моторного масла, выходящего через сапун, также свидетельствует о неисправности перегородок между поршневыми кольцами. В свете вышеизложенного можно точно определить, почему снизилась компрессия в двигателе, выявить проблемы с цилиндро-поршневой группой или определить прогар клапанов ГРМ.
Причины и симптомы прогара клапанов
- изношенность направляющей втулки клапана;
- зажатость клапанов;
- износ стержня клапана;
- работа ДВС на обедненной смеси, что особенно значительно сказывается при наличии ГБО.
Важно! Результатом эксплуатации автомобиля с прогоревшим клапаном будет повышенный расход топлива. Не исключено выгорание седла клапана, что приводит к необходимости его ремонта, а в некоторых случаях может потребоваться полная замена головки блока цилиндров.. Прогар клапана может привести к мгновенному разрушению детали с попаданием образовавшихся осколков в цилиндр двигателя
Как результат, значительные повреждения ГБЦ, БЦ, поршня.
Прогар клапана может привести к мгновенному разрушению детали с попаданием образовавшихся осколков в цилиндр двигателя. Как результат, значительные повреждения ГБЦ, БЦ, поршня.
Обнаружить прогар клапана можно по появившемуся троению мотора, а таже при потере его мощности и возрастании расхода топлива. Но из-за того, что двигатель может троить по различным причинам это затрудняет проведение диагностики прогоревших клапанов без разборки ДВС и снятия головки блока цилиндров.