Виды строп и периодичность осмотра грузозахватных приспособлений
Нормы браковки стальных канатов и требования
Когда подлежат осмотру канаты и стропы закреплено нормами российского законодательства. В соответствии с имеющимися правилами канаты и стропы подлежат осмотру с периодичностью раз в 10 дней квалифицированным инженерно-техническим рабочим.
Стропы бывают нескольких видов
Изменилась периодичность испытания стропов по новым правилам наемным рабочим, который за них ответственный – их осматривает стропальщик каждый раз перед началом работы и по завершении смены.
Цепные
Срок технического осмотра строп стандартный. В процессе освидетельствования возникает необходимость удостовериться в наличии соответствующей маркировки и ее соответствия имеющимся паспортным данным.
Дополнительно осуществляется контроль по длине механизма и выявления сопутствующих дефектов.
На так называемом инструментальном этапе требуется сделать соответствующие замеры, используя при этом специализированный мерительный инструмент. Настоятельно рекомендуется ссылаться на следующие критерии:
- диаметр и длина звеньев;
- уменьшение диаметра;
- признаки износа и деформации;
- длина стропов, ветвей и их разность.
Справка! Показатели должны отвечать установленным нормам, в противном случае механизм считается непригодным для дальнейшего использования.
Канатные
Во время ежеквартального и ежедневного осмотра канатных стропов требуется изучить их соответствие заявленным паспортным данным, в том числе текущее состояние канатов, петлей, ветвей и прочих соединительных элементов.
Справка! С целью обеспечения максимальной безопасности строп заделка свободного конца осуществляется после предварительного формирования петли. Ее правильный радиус не должен быть меньше 2,5d, а непосредственно хвостовая часть – от 2d (d – заявленный диаметр каната).
В процессе осмотра наружной длины на предмет выявления дефектов и прочих повреждений, настоятельно рекомендуется использовать лупу с возможностью 10-кратного увеличения.
После этого наступает инструментальный этап, с помощью которого инициируется выполнение замеров всех без исключения выявленных дефектов:
- уменьшение диаметра каната;
- величина коррозийного или другого износа;
- степень волнистости;
- длина канатных ветвей и их разница и др.
Регулярный осмотр строп повышает уровень безопасности
Для возможности достоверно измерить выявленные в ходе проверки дефекты и повреждения, в частности механические, профессиональны используют специальное устройство – штангенциркуль, а также:
- микрометр;
- стандартную линейку и рулетку.
Внутренний осмотр проводится исключительно выборочно – для возможности оценить текущее состояние пряди и сердечника в частности. Во время проверки используется несколько зажимов, одним из которых требуется зафиксировать канат, а другим – повернуть в противоположном направлении непосредственно со свивкой. Благодаря этому наружные пряди отойдут от сердечника.
После этого осуществляется непосредственный осмотр имеющихся прядей и сердечника
Настоятельно рекомендуется обращать внимание на уровень образовавшейся коррозии, а также на показатели износа прядей и сердечника, разрыва, в том числе и снижения значения площади. На следующем этапе настоятельно рекомендуется произвести смазку проинспектированных участков, причем не только изнутри, но и снаружи
Текстильные
Проводить соответствующий визуальный осмотр текстильных стропов требуется по тому же принципу и в том же порядке, который предусмотрен для иных видов оборудования и приспособлений, использующихся с целью крепления груза.
В частности осуществляется проверка наличия соответствующей маркировки (бирки с полным указанием на ней информации согласно разработанным правилам российского законодательства) и соответствие стропа параметрам в паспорте, изучается состояние сшивки на конце стропа, делается осмотр по длине для выявления повреждений и дефектов.
Справка! В обязательном порядке выполняются замеры дефектов с помощью универсального мерительного инструмента. Измеряется дополнительно длина стропа, ветвей и разности их длин.
Кабельная подвеска мостового крана
Кран-балка представляет собой разновидность крана, который предназначен для подъема грузов и функционально похож на козловой кран. В отличие от козлового грузоподъемного приспособления кран-балки чаще применяются в закрытых пространствах, например, на складах или площадках с крышей.
Присоединение данного электромеханизма к источнику электропитания производится через электрический двигатель, который, в свою очередь, подключается кабелем к электросети. Кран-балкой обычно управляет машинист-оператор, который находится в закрепленной на самой балке кабине или же перемещается с пультом управления, присоединенным к устройству через спецкабель.
Таким образом, необходимо решить 2 задачи: подобрать кабеля правильных марко-размеров для запитывания крана и для подключения управляющего пульта к механике электроприспособления.
2.1. Общие требования
2.1.1. Грузовые стропы должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего РД, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов,
а также конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
Проектирование и изготовление грузовых стропов должны проводиться в организациях и на предприятиях, имеющих разрешение (лицензию) органов Госгортехнадзора России и располагающих квалифицированными специалистами и техническими средствами, обеспечивающими проектирование и изготовление стропов в полном соответствии с требованиями настоящего нормативного документа.
Для получения разрешения (лицензии) на изготовление стропов предприятие-изготовитель должно представить в территориальные органы Госгортехнадзора документы, указанные в п. 2.1 Положения о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 03.07.93 № 20.
К заявлению предприятия — изготовителя стропов должны быть приложены и другие документы, подтверждающие возможность и готовность качественного изготовления стропов, в том числе:
технические условия на изготовление, утвержденные в установленном порядке;
рабочие чертежи стропов;
описание технологического процесса изготовления стропов (технологические карты);
сертификаты на канаты и цепи;
справка о наличии аттестованных специалистов (при необходимости выполнения сварочных работ).
Разрешение (лицензия) на изготовление стропов выдается территориальными органами Госгортехнадзора России на основании результатов проверки предприятия-изготовителя и рассмотрения представленной им документации. Стропы, изготавливаемые для сторонних организаций, должны быть снабжены паспортом (форма Паспорта стропа приведена в приложении 4).
2.1.2. Расчет канатов и цепей стропов, используемых как для непосредственной обвязки груза, так и для захвата последнего с помощью концевых звеньев, производят на растяжение.
2.1.3. Определение усилий в канатах и цепях двух-, трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии дополнительных требований производят исходя из условия, что углы между ветвями не превышают 90° (рис. 1).
Рис. 1.
Строповка груза двух- (а ), трех- (б ) и четырехветвевыми (в ) стропами
2.1.4. Расчет трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии гарантии равномерности распределения нагрузок между ветвями производят исходя из условия, что груз удерживается только двумя ветвями.
2.1.5. При расчете на действие номинальной нагрузки запас прочности для канатов и цепей по отношению к разрушающей нагрузке, указанной в их сертификате, должен быть не менее 6,0 и 5,0 соответственно.
2.1.6. При проверке прочности сечения рабочей части крюка стропа и учете кривизны последнего запас прочности по отношению к пределу текучести материала принимают не менее 1,2, а для сечения ветвей головки крюка с проушиной при расчете на растяжение — не менее 1,5.
2.1.7. При расчете петель всех типов их прямолинейные участки рассчитывают на растяжение; запас прочности по отношению к пределу прочности материала должен быть не менее 5,0. Для криволинейных участков при расчете с учетом их кривизны запас прочности для внутренней стороны сечения должен быть не менее 1,1 по отношению к пределу текучести материала, а на внешней стороне — не менее 1,3 по отношению к пределу прочности материала.
2.1.8. Грузоподъемность цепных стропов, предназначенных для перемещения грузов, имеющих температуру выше 300 °С, но не более 500 °С, снижают на 25 %, а выше 500 °С — на 50 %.
2.1.9. Канатные стропы, ветви которых изготовлены из канатов с органическим сердечником, допускается применять для транспортирования грузов, имеющих температуру не выше 100 °С, а стропы, ветви которых изготовлены из канатов с металлическим сердечником, с заделкой концов каната опрессовкой алюминиевыми втулками, — не выше 150 °С.
Грузоподъемность стропов с ветвями из каната со стальным сердечником при перемещении грузов, имеющих температуру от 250 до 400 °С, снижают на 25 %; перемещение грузов, имеющих температуру выше 400 °С, не допускается.
2.1.10. Отклонение длины ветвей, используемых для комплектации одного стропа, не должно превышать 1 % длины ветви.
Конструкция и назначение стропов.
Стропы используют для подъема грузов при помощи кранов или специальных грузоподъемных приспособлений. Изготавливают стропы из стальных канатов или из цепей.
Стропы из стальных канатов изготавливают из отрезков канатов.
Одноветвевой строп типа 1СК (рис. 5, а) состоит из трех звеньев: подвески 2, канатной ветви 1 и грузового крюка 3, который в свою очередь состоит из палочного крюка и предохранительного замка. Предохранительный замок предотвращает самопроизвольное соскальзывание груза с палочного крюка.
Рис. 5. Канатные стропы: а — 1СК; б — 2СК; в — ЗСК; г — 4СК; д — СКП1; е — СКК2; 1 — канатная ветвь; 2 — подвеска; 3 — строповое устройство (крюк или кольцо); 4 — канат; 5 — соединительный узел
Двухветвевые 2СК (рис. 5, б), трехветвевые ЗСК (рис. 5, в) и четырехветвевые 4СК (рис. 5, г) грузовые канатные стропы помимо перечисленных элементов имеют общую подвеску — коуш для одновременного подвешивания всех стропов к крюку грузоподъемного устройства. Коуш применяют для того, чтобы предохранить петли канатов от резких перегибов и перетирания в процессе эксплуатации.
Наиболее широкое распространение для строповки грузов находят универсальные стропы, которые изготавливают в двух исполнениях: в первом случае это одноветвевой строп СКП1 из каната 4 без коуша и крюка (рис. 5, д), а во втором — СКК2 — кольцевой элемент, концы каната которого соединены между собой специальным соединительным узлом (рис. 5, е).
Грузоподъемность строп зависит от длины стропа и диаметра каната, из которого они изготовлены. Диаметр каната выбирают в зависимости от массы поднимаемого груза и типа изготовляемого стропа.
При подборе стропов по грузоподъемности следует учитывать угол между его ветвями, который зависит от способа строповки груза.
При подъеме и перемещении грузов при помощи многоветвевых стропов следует обязательно учитывать возможность неравномерного нагружения стропов. Для учета неравномерности нагружения вводят специальные коэффициенты неравномерности: для двухветвевого стропа К = 1; при числе стропов три и более К = 0,75.
Стропы из цепей (рис. 6) по сравнению с канатными имеют существенные недостатки; они тяжелее, дороже и быстрее изнашиваются.
Рис. 6. Стропы из цепей.
Все стропы, как цепные, так и канатные, должны отвечать определенным требованиям: они должны легко надеваться на крюк, сниматься с крюка и, кроме того, без труда освобождаться от груза.
Для того чтобы обеспечить одинаковое натяжение строп при подъеме груза, применяют специальные винтовые стяжки — талрепы (рис. 9.17).
Рис. 7. Талрепы с двумя вилками (а) и вилкой и ушком (б)
Талрепы изготавливают трех типов: с открытой штампованной муфтой (ОШ), с открытой сварной муфтой (ОС) и закрытой сварной муфтой (ЗС). Выбор того или иного типа талрепа зависит от силы нагружения: талрепы типа ОШ рассчитаны на нагрузки 1…25 кН; типа ОС — на 2…200 кН; типа ЗС — на 1…16 кН. Изготавливают талрепы из углеродистых сталей.
Полуавтоматические стропы применяют при монтаже технологического оборудования. Полуавтоматические стропы (рис. снабжены специальными замками 3, обеспечивающими освобождение стропов 2, удерживающих груз, с рабочего места слесаря-сборщика.
Рис. 8. Полуавтоматический строп: 1 — ложный штуцер; 2 — строп; 3 — замок
Сигналы на поднятие, перемещение и опускание грузов подаются крановщику, строповщику и лицам, ведущим наблюдение за перемещением грузов, движениями кисти правой руки (рис. 9).
Рис. 9. Приемы ручной сигнализации подъема и опускания грузов: а — вверх; б — вправо; в — вниз; г — влево; д — вперед (от себя); е — назад (на себя); ж — стоп (движение вправо и влево на уровне пояса)
Нормы выбраковки стропов
Стропы из стального каната
Канатные стропы производятся по ГОСТу 25573-82 и РФ-10-33-93. Они должны проходить все 3 этапа осмотра: наружный, инструментальный и внутренний. При выявлении несоответствий требованиям безопасности, а также при повреждениях выше установленных норм канатные стропы не должны подпускаться к работе.
При осмотре канатных стропов основное внимание обращается на следующие аспекты:
- соответствие стропа и данных на бирке с паспортными данными изделия;
- петли на конце каната и их исправность;
- дефекты и повреждения по длине каната и их допустимый уровень;
- состояние внутренних прядей и сердечника.
В каком случае канатные стропы подлежат браковке?
- Канатные стропы подлежат браковке, если отсутствует бирка или маркировка на ней.
- Износ наружных проволок не должен превышать 40% от их диаметра
- Канат не должен применяться при разрыве и выдавливании сердечника.
- Канат подлежит браковке, если диаметр уменьшился на 7% и более при коррозийном износе, на 3% и более при некрутящемся канате и на 10% и более при внутреннем износе и разрыве сердечника.
- Также при деформации, трещинах или износе коушей с уменьшением толщины более чем на 15% и втулок с уменьшением толщины более чем на 10%, при повреждениях оплеток и других защитных элементов.
- При признаках смещения каната в заплетке, во втулках и зажимах.
- При наличии выступающих концов проволоки в местах заплетки более чем на половину диаметра каната.
- Строп подлежит браковке при волнистости, если диаметр спирали, совпадающей с направлением свивки, на 1.08 раза превышает диаметр каната, а если диаметр спирали не совпадает с направлением свивки, то на 1.33 раза.
- Канат также не должен допускаться к работе при дефектах, полученных в результате воздействия температуры или электрического дугового разряда.
- Число обрывов не должно превышать следующие нормы:
Количество обрывов | Длина каната |
4 | 3 x диаметр каната |
6 | 6 x диаметр каната |
16 | 30 x диаметр каната |
Важно! В случаях, если износ наружных проволок доходит до 30% диаметра каната или в результате износа диаметр каната уменьшается на 5% и более, вышесказанные показатели снижаются вдвое
Цепные стропы
Цепные стропы производятся в соответствии с ПБ-10-382-00 и ТУ3150-001-52466920-2005. Среди всех стропов цепные модели имеют наибольший срок службы — 18 месяцев. В регулярный осмотр цепных стропов входят визуальный и инструментальный этапы, в ходе которых изучаются:
- бирки и маркировки, а также их соответствие с паспортом изделия;
- исправность соединительных элементов на конце стропа;
- диаметр и длина цепных звеньев и отклонения от исходных размеров.
Цепные стропы подлежат браковке
при следующих случаях:
- Когда отсутствует бирка или маркировка на ней.
- При любых трещинах, разрывах, деформациях и расслоениях металла.
- При удлинении звена более чем на 3% .
- При его уменьшении более чем на 10% вследствие механического износа и коррозии.
- При повреждениях из-за газовой резки, сварки, электрического дугового разреза или температурного воздействия.
Текстильные стропы
Для оценки исправности текстильные стропы должны пройти визуальный осмотр на соответствие маркировки с паспортом, исправность швов и петель, соединительных элементов и захватов. Они также должны пройти инструментальный осмотр на определение размеров и дефектов. При выявлении следующих недостатков текстильные стропы не должны подпускаться к работе.
- При отсутствии бирки или маркировки.
- Если на несущих лентах стропа есть узлы или поперечные разрывы, несмотря на их размеры.
- Длина продольных порезов или разрывов не должна превышать 50 мм, а суммарная длина — 10% длины ветви стропа.
- При местном расслоении ленты более чем на 0.5 м с разрывом трех и более строчек. А также при расслоениях на заделке краев более чем на 0.2 м и отклонений края у петли длиной более 10% длины сшивки.
- При поверхностных обрывах ленты, повреждениях от химических веществ, а также единичных повреждениях размером более 10% ширины ленты.
- При сквозных отверстиях от острых предметов или ожогов диаметром более 10% ширины ленты. Не допускается также наличие трех и более отверстий с расстоянием менее 10% ширины ленты.
- При загрязнениях более 50% длины стропа цементом, грунтом, красками, нефтепродуктами и так далее.
Вышеперечисленные пункты относятся к ленточным
текстильным стропам. К нормам браковкикруглопрядных стропов добавляются также следующие: разрыв чехла, обрывы 6-ти и более проволок, разрывы ниток в узле сшивки на 10 и более процентов от ее длины и сквозные отверстия в чехле.
Многоветвевые стропы подлежат браковке при разности ветвей из-за их удлинения. В таблице указано минимально допустимое остаточное удлинение ветвей разных стропов:
Канатные | Цепные | Текстильные |
3% | 1% | 6% |
Что такое спасательная привязь?
- Средство, предназначенное для удержания человека в месте закрепления таким образом, что падение с высоты либо предотвращается, либо безопасно останавливается
- Устройство для поддержки тела, которое охватывает тело за талию
- Опора для тела в целях спасения жизни, включающая в себя лямки, фитинги, пряжки или другие элементы, подходящим образом расположенные и смонтированные, чтобы поддерживать тело человека в удобном положении для его спасения
- Индивидуальное устройство для предохранения от падения с высоты, с помощью которого человек может спасать свою жизнь или жизнь других людей таким образом, что падение предотвращается
Нормы браковки канатных стропов
Периодическая проверка канатных строп обязательна, поскольку из-за явления ползучести металла происходит малозаметная пластическая деформация проволоки каната, что может вызвать его разрыв даже под нагрузкой, которая не превысила предельную.
Основаниями для браковки считаются:
- Трещины и надрывы поверхности проволок стального каната.
- Износ зева соединительного кольца в месте его соединения с крюком, которое превышает 10% от первоначального его диаметра.
- Угловая или линейная деформация соединительных элементов стропа, превышающая 10% (поворот, изгиб крюка или соединительного звена).
- Отсутствие соединительного замка, маркировочной бирки или паспорта на приспособление.
Процесс выбраковки происходит в следующей последовательности. Вначале визуально осматривают канат с целью выявления возможных обрывов проволоки. При L = (1…3)d допускается не более 4 обрывов, при L = (3…6)d – до 6, при L = (7…30)d – до 16.
Далее производится осмотр самого стропа. Браковочными признаками являются: наличие выступающих частей проволоки, её перегиб и перекручивание, наличие узлов, следов коррозии, видимое уменьшение диаметра проволоки на величину более 10% от его первоначального значения, температурная деформация каната. Недопустимо сращивание отдельных частей строп.
Замер диаметра каната выполняют в самом широком его сечении, по выступающим элементам прядей.
Для повышения эксплуатационной долговечности канатных строп их необходимо применять лишь для транспортировки химически неактивных грузов и при температурах от -45 до +40С. Не рекомендуется применение данной конструкции строп при резких динамических воздействиях на груз.
Цена канатных строп определяется их конструкцией и эксплуатационными размерами. Для строп 1СК ценовой диапазон составляет 1500…9000 руб., для 2СК – 1800…18000 руб., для 4СК – 2000…2300 руб., для УСК – 150…11000 руб.
Очки газосварщика. Как сохранить здоровье глаз?
Углекислотный редуктор давления. Регулировка подачи защитного газа
Тестов Тест Тестерович
Организация: ООО «Тест»Отдел: Отдел тестированияДолжность: главный тестеровщикПредмет тестирования: Машинист насосной станции по закачке рабочего агента в пласт.Дата и время проведения тестирования: 20.04.2020 13:18:49
№ |
Вопрос |
Ответ |
Результат |
---|---|---|---|
1 |
Какими клапанами должен быть оснащен каждый резервуар? |
Дыхательными и предохранительными. |
Правильный ответ |
2 |
Стационарные технологические трубопроводы после их монтажа, а также после ремонта с применением сварки должны быть опрессованы. На какую величину давление опрессовки должно превышать рабочее давление? |
Не менее чем на 25 %. |
Правильный ответ |
3 |
Системы замера дебита, контроля пуска-остановки скважин должны иметь выход: |
На диспетчерский пункт. |
Правильный ответ |
4 |
Какие задвижки могут размещаться внутри обвалования резервуаров? |
Запорные и коренные, установленные непосредственно у резервуара и предназначенные только для обслуживания данного резервуара. |
Правильный ответ |
5 |
Монтаж и демонтаж, осмотр, ремонт и наладку наземного электрооборудования погружных электронасосов должен проводить: |
Электротехнический персонал. |
Правильный ответ |
6 |
Чем должны быть оборудованы резервуары? |
Стационарными системами пожаротушения. |
Правильный ответ |
7 |
Насосы, перекачивающие сернистую нефть, должны быть: |
Заполнены перекачиваемой жидкостью во избежание образования пирофорных отложений. |
Правильный ответ |
8 |
В местах проведения газоопасных работ должен быть: |
Резервный комплект шлангового противогаза. |
Правильный ответ |
9 |
П.2.1. Для каких целей предназначены факельные системы? |
Для сброса и последующего сжигания горючих газов и паров. |
Правильный ответ |
10 |
Разрешается ли работа внутри колодцев, коллекторов, в тоннелях, траншеях и др. аналогичных устройствах и сооружениях без средств защиты органов дыхания? |
Нет. |
Правильный ответ |
11 |
Что необходимо предпринять в случае обнаружения загазованности воздуха рабочей зоны? |
Незамедлительно предупредить обслуживающий персонал близлежащих установок о возможной опасности, оградить загазованный участок и принять меры по устранению источника загазованности. |
Правильный ответ |
12 |
На нагнетательной линии поршневого насоса должны быть установлены: |
Обратный и предохранительный клапаны. |
Правильный ответ |
13 |
Срок стажировки устанавливается работодателем, но не может быть: |
Менее двух недель. |
Правильный ответ |
14 |
Требования, предъявляемые к ступеням лестниц: |
Расстояние между ступенями по высоте должно быть не более 25 см и уклон вовнутрь 2-5°. |
Правильный ответ |
15 |
Виды медицинского осмотра /обследования/ работниками, занятыми на работах с опасными и вредными условиями труда: |
Обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические /в возрасте до 21 года — ежегодные/. |
Правильный ответ |
16 |
Газозащитными средствами /противогазы, изолирующие респираторы/ необходимо пользоваться: |
При проведении газоопасных работ. |
Правильный ответ |
17 |
Что следует использовать для отключения резервного насоса от всасывающих и напорных коллекторов? |
Задвижки. |
Правильный ответ |
18 |
Что должны надеть на себя лица, входящие в замкнутое пространство? |
Спасательные пояса с лямками. |
Правильный ответ |
19 |
Допустимые способы подвески кабельного ролика на мачте подъемного агрегата: |
При помощи цепи или на специальной канатной подвеске. |
Правильный ответ |
20 |
Какое количество людей для подстраховки на случай аварийной ситуации должно находиться снаружи у входа или выхода при работе в замкнутом пространстве? |
Не менее двух наблюдающих. |
Правильный ответ |
Допустимое количество ошибок: 2
Допущено ошибок: 0
Результат тестирования: СДАНО
При проведении тестирования нарушений его порядка не зафиксировано
Ответственный за проведение
тестирования /__________________/__________________________________/
Тестируемый__________________/Тестов Тест Тестерович/
Канатные стропы грузовые, петлевые, кольцевые, ветвь, паук
Грузовые канатные стропы
Среди многочисленных видов распространенных грузозахватных приспособлений канатные стропы грузовые занимают особое место. Их используют там, где требуется выполнение погрузо-разгрузочных работ и перемещение грузов, имеющих очень большую массу. Например, таких как всевозможное габаритное оборудование, трубопрокат и так далее. Находят они свое применение в газовой и нефтяной отраслях, широко применяются в сельском хозяйстве. Канатные стропы изготавливают на основе металлического каната, что и дало им такое название. На концах стропы имеют петли, именуемые также чалками.
Такие изделия имеют существенные преимущества перед другими грузозахватными приспособлениями. Они очень удобны в работе и имеют более долгий срок службы по сравнению с грузовыми стальными цепями или канатами, основу которых составляют органические растительные волокна. Также канатные стропы относительно просты в изготовлении и в эксплуатации
Еще одно важное преимущество: грузовые канатные стропы способны сглаживать значительные динамические нагрузки и имеют высокую надежность на разрыв. Это обусловлено тем, что такие стропы не рвутся внезапно, как, например, цепи
Проволоки, из которых состоит стропа, обрываются постепенно, что дает возможность визуально зафиксировать это обстоятельство и прекратить работу, избежав падения груза.
К числу недостатков этих грузозахватных приспособлений можно отнести способность повредить груз, если строповка была выполнена с нарушениями технологии. Если канатные стропы имеют смазку, то она может загрязнить поднимаемый или перемещаемый груз. Также применение таких строп ограничивается при высоких температурах, так как возможно выгорание канатной смазки. Кроме того, если транспортируемый груз имеет острые углы, то это может привести к преждевременному выходу стропы из строя. В зависимости от исполнения канатные стропы могут иметь от одной до четырех ветвей (канатные пауки). Также они могут быть петлевые, кольцевые и универсальные. Стропы канатные грузовые, имеющие две и более ветви применяют при транспортировке и подъеме грузов, обладающих очень большой массой. Для дополнительной прочности такие стропы комплектуются специальными петлями, скобами или проушинами для надежного захвата груза.
Весьма распространенным среди изделий подобного типа является строп канатный петлевой. Его используют в тех случаях, когда предусматривается прямой контакт с перемещаемым грузом и крюком подъемного крана. Такой строп изготавливается путем заплетки, также допускается опрессовка втулкой из алюминия. Стропы, имеющие заплетение, используют преимущественно при обертывании и затяжке перемещаемых грузов. Опрессованные стропы не имеют такой гибкости, так как при их изготовлении используются жесткие канаты.
Также при выполнении такелажных работ нередко используют двухпетельные канатные стропы. Они представляют собой канат, который с обоих концов скручен в петли. Температурный диапазон, в котором применяются эти грузозахватные приспособления, очень широк – от минус 45 до плюс 40 градусов по Цельсию.
Используемые термины
Монтажный зажим (лягушка) — устройство, которое используется для механического зажима в нем концов рабочих жил кабеля, располагается между кабелем и тянущим тросом.
Угол поворота трассы (траншеи) — угол между прямой направления трассы перед поворотом и прямой направления трассы после поворота.
Вертлюг — устройство, которое состоит из двух частей соединенных между собой таким образом, что они могут вращаться относительно друг друга. Вертлюг предназначен для соединения тянущего троса с монтажным зажимом или кабельной чулком для предотвращения передачи крутящего момента одной части на другую.
Защитные элементы — защита оболочки кабеля, сборная или неразборная труба, предназначенная для защиты кабеля от повреждений.
Кабельный чулок — труба, сплетенная из стальных тросиков так, что при воздействии тянущей силы, плотно сжимается вокруг оболочки кабеля.
Кабельная направляющая — устройство, которое состоит из двух роликов, размещенных под определенным углом на совместной раме, и предназначено для предоставления неизменного положения оси кабеля, который разматывается с барабана.
Кабельный ролик — устройство, состоящее из одного или нескольких роликов, установленных на общей раме, которое служит для уменьшения сил трения, возникающих при прокладке кабеля.
Промежуточный ролик — кабельный ролик, который состоит только из одного ролика, установленного горизонтально и предназначенного для прокладки кабеля только на прямых отрезках трассы.
Угловой ролик — кабельный ролик, состоящий из двух роликов расположенных вертикально и одного ролика расположенного горизонтально, или минимум только двух вертикальных роликов. Угловой ролик предназначен для прокладки кабеля на горизонтальных или вертикальных поворотах трассы.
Защитный ролик — кабельный ролик, состоящий из четырех роликов, размещенных таким образом, что они изображают квадрат, предназначенный для прокладки кабеля под препятствиями (например, под трубами) и для поддержания заданного положения кабеля, который направляется в переход.
Пучок кабеля — три одножильных параллельно проложенных кабелей, которые вместе формируют трехфазный круг и собранные вместе с помощью зажимов (бандажей).
Угол поворота трассы (траншеи) — отрезок, на котором изменяется направление трассы (траншеи) в горизонтальной или вертикальной плоскости.
Какие требования из перечисленных не относятся к конструкции страховочной системы?
- Страховочная система должна исключать риск повреждения при предусмотренных условиях эксплуатации
- Страховочная система должна быть по возможности легкой, без ущерба прочности конструкции и эффективности
- Страховочная система должна быть спроектирована таким образом, чтобы пользователь при падении с высоты после торможения находился в таком положении, из которого мог бы выбраться самостоятельно для спуска с высоты
- Страховочная система должна быть спроектирована таким образом, чтобы ее нельзя было неправильно отрегулировать из-за неосведомленности пользователя при эксплуатации
ТРЕБОВАНИЯ К СТРОПАМ И ТАРЕ
Канатный строп подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице. Стропы из канатов двойной свивки
Участок каната стропа длиной | |||
3d | 6d | 30d | |
Число видимых обрывов проволок на данном участке | 4 | 6 | 16 |
П р и м е ч а н и е:
d — диаметр каната, мм.
Браковка деталей стропа
(колец, петель и крюков) должна производиться:
- при наличии трещин;
- при износе поверхности элементов или местных вмятин, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10%;
- при наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5%.
В каких случаях бракуются стропы
Не допускаются к эксплуатации стропы, у которых:
- отсутствуют или повреждены маркировочные бирки;
- деформированы коуши или их износ привел к уменьшению первоначальных размеров сечения более чем на 15 %;
- имеются трещины на спрессованных втулках или размеры последних изменились более чем на 10 % от первоначальных;
- имеются смещения каната в заплетке или втулках;
- повреждены или отсутствуют оплетки или другие защитные элементы при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;
- крюки не имеют предохранительных замков
Не допускаются к эксплуатации стропы:
- имеющие дефекты, указанные выше;
- при отсутствии или повреждении маркировочной бирки;
- с деформированными коушами или износе их с уменьшением сечения более чем на 15%;
- имеющие трещины на опрессованных втулках или при изменении их размера более чем на 10% первоначального;
- с признаками смещения каната в заплетке или втулках;
- с поврежденными или отсутствующими оплетками или другими защитными элементами при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;
- с крюками, не имеющими предохранительных замков.
Цепной строп подлежит браковке,
если будут обнаружены следующие дефекты:
- обрыв звена;
- изгиб или износ крюка в звене более 10% первоначального размера;
- удлинение звена цепи более 3% первоначального размера;
- уменьшение диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10% .
При осмотре захватов необходимо проверять состояние рабочих поверхностей, соприкасающихся с грузом. Если на них имеется насечка, то затупление или выкрашивание зубчиков не допускается.
Захват подлежит браковке,
если будут обнаружены изгибы, изломы рычагов или износ и повреждение соединительных звеньев.
Металлические траверсы,
состоящие из балок, распорок, рам и других элементов,подлежат браковке при обнаружении деформаций со стрелой прогиба более 2 мм на 1 м длины, трещин в местах резких перегибов или изменении сечения сварных элементов, а также при повреждении крепежных и соединительных звеньев.
При осмотре тары
необходимо особенно тщательно проверять:
- появление трещин в захватных устройствах для строповки;
- исправность фактических устройств и замковых устройств крышек;
- отсутствие дефектов в сварных соединениях, целостность маркировки.
Тара бракуется
в следующих случаях:
- тара не замаркирована;
- не указано назначение тары;
- имеются неисправные строповочные узлы;
- помяты или разорваны борта;
- имеются трещины и другие дефекты в сварных соединениях.
Детали каната должна исключать возможность травмирования рук работающего, не должны иметь надрывов, заусенцев, острых кромок, трещин и раковин.
Канат через каждые 6 мес в процессе эксплуатации должен испытываться статической нагрузкой.
Соответствие каната требованиям следует определять путем его статического нагружения в середине пролета грузом массой 400 кг,
который прикладывают к установленному в рабочее положение канату через гибкие канаты (капроновый или стальной) или стальной стержень.
После испытания канат осматривают. Канат считают выдержавшим испытание
, если в результате внешнего осмотра не обнаружены разрушения или трещины в его деталях.
При этом эксплуатацию каната разрешают в том случае, если в конструктивных элементах зданий, сооружений или других устройствах, к которым закрепляют канат в процессе эксплуатации, также не обнаружены разрушения или трещины.
Каждый канат должен иметь маркировку
. Маркировка должна включать:
- товарный знак (или краткое наименование предприятия-изготовителя);
- значение статического разрывного усилия;
- дату изготовления (месяц, год);
- дату испытания (месяц, год);
- обозначение стандарта или технических условий, по которым изготовлен канат.
Конструкция и назначение грузовых цепей.
Цепи в грузоподъемных механизмах используют в качестве грузовых или для изготовления стропов. Наиболее широкое применение находят грузовые пластинчатые (рис. 3, а) и круглозвенные сварные (рис. 3, б) цепи.
Рис. 3. Пластинчатая (а) и круглозвенная (б) грузовые цепи: В — ширина цепи; d — калибр; L — длина пластины; t—шаг
В зависимости от грузоподъемности цепи изготавливают различных размеров. Основными параметрами, определяющими грузоподъемность пластинчатой цепи, являются размеры составляющих ее пластин (L — длина, В — ширина и t — шаг цепи). Грузоподъемность круглозвенной стальной цепи зависит от калибра d, ширины В и шага t.