Как и до какого напряжения можно разряжать автомобильный аккумулятор

До какого напряжения можно разряжать автомобильный аккумулятор

Какая граница разряда для автомобильного аккумулятора при тренировке?

Автомобильный аккумулятор — важная часть автомобильной системы питания, и его правильное использование и обслуживание являются ключевыми аспектами для его продолжительного срока службы

При тренировке автомобильного аккумулятора важно знать границы его разряда, чтобы избежать его повреждения и обеспечить его оптимальную работу

Граница разряда для автомобильного аккумулятора при тренировке зависит от его типа. Существуют два основных типа аккумуляторов — стартерный и циклический.

  • Стартерные аккумуляторы, как правило, используются для запуска и питания двигателя автомобиля. Они разрабатываются таким образом, чтобы мгновенно выдавать высокий ток при запуске двигателя. Разрядка стартерного аккумулятора до 10-20% его емкости является безопасной границей для его тренировки.
  • Циклические аккумуляторы, с другой стороны, используются для питания дополнительных устройств в автомобиле, таких как системы зажигания, аудиосистемы и прочие электронные устройства. Они способны многократно заряжаться и разряжаться. Граница разряда для циклического аккумулятора находится в диапазоне от 20% до 50% его емкости в зависимости от конкретной модели и производителя.

Важно помнить, что частая разрядка до границы разряда может повлиять на срок службы автомобильного аккумулятора, поскольку это может вызвать глубокий разряд и повреждение аккумуляторных пластинок. Поэтому регулярное подзарядка аккумулятора до полной емкости, при возможности, рекомендуется для его поддержания в хорошем состоянии

Границы разряда для автомобильных аккумуляторов
Тип аккумулятора
Граница разряда (%)

Стартерный аккумулятор
10-20%
Циклический аккумулятор
20-50%

Всегда следует учитывать рекомендации производителя автомобильного аккумулятора и при необходимости проконсультироваться с квалифицированным специалистом, чтобы определить оптимальные границы разряда для вашего конкретного аккумулятора при тренировке.

Последствия глубоко разряда АКБ и как его правильно зарядить после этого

Глубокий разряд приводит к сульфатации пластин. Крупные кристаллы сульфата свинца (PbSO4) могут оседать на положительно заряженных пластинах аккумулятора и засорять их.  Это значительно уменьшает площадь поверхности пластин, свободной от кристаллов сульфата свинца. Это приводит к снижению емкости аккумулятора. Три или четыре полных разряда — и практически все пластины будут забиты, а батарею можно будет выбросить.

Пластины аккумулятора забиты кристаллами сульфата свинца.

При нормальных условиях эксплуатации (заряд — разряд) во время зарядки образуются мелкие кристаллы, которые растворяются в электролите. Это очищает пластины и восстанавливает емкость батареи. Это не относится к глубоко разряженной батарее, поскольку при нормальной зарядке крупные кристаллы сульфата свинца практически не растворяются в электролите. В этом случае для их растворения необходимо использовать другой режим зарядки.

Глубоко разряженную батарею следует заряжать при напряжении 16,2 — 16,3 В и малом токе 1 — 0,5 А. При таком режиме зарядки возможно частичное восстановление емкости батареи. За один цикл невозможно восстановить емкость и увеличить плотность электролита до 1,27 г/см3. Поэтому, когда электролит начинает закипать при низких токах, зарядку необходимо прекратить и подождать 2-3 часа. После этого зарядка повторяется снова. Этот процесс следует повторить несколько раз. Плотность электролита можно увеличивать таким образом до тех пор, пока батарея не будет полностью заряжена.

Обратите внимание, однако, что напряжение выше 14,5 В совместимо не со всеми батареями. К ним относятся гелий и гибридные батареи

Сколько вольт в заряженном аккумуляторе автомобиля

Сразу уточним, что в наземных транспортных средствах используются два основных вида бортового электропитания: на 12 и 24 В. 12-вольтовая сеть прочно заняла место под капотом легковых автомобилей и легкой техники. 24-вольтовое питание применяется в грузовиках, а также строительной и специальной тяжелой технике. Такое разделение связано с кардинально различающимися мощностями потребителей. Силы тока, получаемого из 12-волтового источника, не хватит для нормального пуска тяжелого многоцилиндрового дизеля грузовика в мороз, или для запуска электропривода поворота башни экскаватора.

Ток разряда

Важно знать, какой разрядный ток использовать при обслуживании автомобильного аккумулятора. Испытания в течение многих лет показали, что оптимальный ток разряда составляет 5 А

Нельзя использовать более высокий ток разряда. Это может привести к повреждению пластин внутри аккумулятора

Испытания в течение многих лет показали, что оптимальный ток разряда составляет 5 А. Нельзя использовать более высокий ток разряда. Это может привести к повреждению пластин внутри аккумулятора.

Необходимо не только знать лучший способ постепенной разрядки автомобильного аккумулятора, но и как это сделать.

Сначала определяется текущее напряжение на клеммах устройства. Затем тест проводится с интервалом в 4 часа. Когда напряжение падает до 11 В, контрольные измерения проводятся 4 раза в час. Если значения составляют 10,5-10,9 В, разряд необходимо прекратить.

Прежде чем правильно разряжать обслуживаемый автомобильный аккумулятор, не лишним будет ознакомиться с определением емкости путем разряда.

Для этого требуется аккумулятор, разрядное устройство и таймер. Допустим, если батарея имеет заводскую емкость 60 Ач, была разряжена током 5 Ач и время разряда составило 6 часов, то ее фактическая емкость составляет 30 Ач. Ток разряда умножается на время, в течение которого батарея была разряжена. Так определяется мощность.

Способы разрядить аккумулятор

Как разрядить аккумуляторную батарею не снимая с авто?

Этот вид разрядки аккумулятора самый простой. Можно сказать, естественный.

Сам процесс разрядки прост до безобразия:

  • Заглушите двигатель;
  • Включите фары (магнитолу, обогрев, стёкол, печку);
  • Периодически контролируйте напряжение аккумуляторной батареи (встроенным вольтметром или мультиметром прямо на выводах);
  • После того как значение напряжения упадёт до 10,3 вольта, разряд прекращается. После этого лучше всего сразу поставить аккумулятор на зарядку. Держать его в разряженном состоянии не следует.

Как разрядить АКБ вне авто?

Если вы хотите нормально провести контрольно-тренировочный цикл, то аккумуляторную батарею нужно снять с автомобиля. Затем полностью зарядить от сетевого зарядного устройства. После этого проверьте ареометром плотность электролита в каждой банке. В среднем это значение на полностью заряженном аккумуляторе должно лежать в интервале 1,27─1,29 гр./см3. Дополнительно можете прочитать материал о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством. Возможно, вам пригодиться статья о выборе зарядного устройства для автомобильного аккумулятора.

Затем нужно разрядить АКБ. Для этого нужно собрать следующую схему.

Схема для разрядки автомобильного аккумулятора

Выставляете ток и поддерживаете его до тех пор, пока напряжение на выводах не снизится до 10,3 вольта. Чтобы определить реальную ёмкость АКБ, величину тока в амперах умножаете на время разряда в часах. Получаете ёмкость в Ач.

Разрядка аккумулятора автомобиля лампочкой

Если у вас нет в наличии реостата, не проблема. Подходящее сопротивление можно сделать из автомобильной лампочки 12 В или нескольких. Подберите лампочки подходящей мощности. Для примера выше, чтобы получить ток 4,95 А нужна лампочка 12 В мощность 60 ватт. В остальном то же самое. Разряжаете аккумулятор до напряжения 10,3 вольта. Только учтите, что лампочки греются и под них нужно подложить что-то негорючее.

После проведённого полного разряда, АКБ нужно как можно быстрее поставить на зарядку с постоянным током. Так вы сможете зарядить его наилучшим образом. Рекомендуем также прочитать о том, почему быстро разряжается аккумулятор на машине.

Разрядка аккумулятора многофункциональным зарядным устройством

Этот способ разрядить батарею самый безопасный и удобный, но нужно иметь многофункциональное зарядное устройство типа iMAX B6. С помощью подобных устройств можно провести заряд-разряд кислотного автомобильного аккумулятора, литиевого, щелочного. Такой подход удобен тем, что вам не нужно постоянно ловить с вольтметром окончание разрядки. Устройство автоматически прекратит процесс.

Малое напряжение авто аккума

Единственным источником тока при старте автомобиля является АКБ. С ее помощью запускается движок, который опять же запускает генератор. Теперь АКБ перестает быть источником тока и становится его потребителем. За все время работы мотора напряжение заряженного авто аккума увеличивается и приходит в норму.

Но, в свое время нередких маленьких переездов батарея не успевает зарядиться, происходит неизменное и постоянное понижение заряда. В данном случае требуется вернуть уровень тока посредством наружных устройств. Разглядим, до какого уровня это делается, и как долго уходит на таковой процесс.

Порядок зарядки очень сильно разряженного аккумулятора

Если соблюдать правильную последовательность зарядки аккумулятора, то даже для сильно разряженного устройства можно значительно продлить срок эксплуатации. Аккумулятор сел в ноль что делать?

Зарядка выполняется следующей последовательностью действий:

  • В каждую емкость-банку заливается дистиллированная вода, при этом пластины должны скрыться под ее уровнем.
  • Батарея включается на подзарядку с предварительным расчетом силы тока.
  • Как только в емкостях начнется интенсивное образование воздушных пузырьков, АКБ необходимо отключить от зарядки на 30-40 минут.
  • Ток уменьшается в 10 раз и аккумулятор снова подключается к зарядке.
  • Если снова возобновится появление пузырьков, то остановку на 30-40 минут повторяют.

Влияние тренировки на аккумулятор

Тренировка аккумулятора автомобиля – это процесс разрядки аккумулятора до определенного уровня и последующей его зарядки. Тренировка аккумулятора может быть полезной, особенно если аккумулятор долго стоял без использования или если у него были проблемы с зарядкой.

Основная цель тренировки – восстановить емкость аккумулятора и улучшить его работу. Однако при неправильной тренировке аккумулятора можно нанести ему вред

Поэтому важно знать, как именно тренировать аккумулятор и какое максимальное допустимое напряжение при этом необходимо устанавливать

Во время тренировки аккумулятора его напряжение должно быть снижено до определенного уровня. Как правило, рекомендуется снижать напряжение до 10,5-11,9 вольт, в зависимости от типа аккумулятора.

Значения напряжения во время тренировки аккумулятора зависят от его химической конструкции:

  • Для свинцово-кислотных аккумуляторов максимальное допустимое напряжение при тренировке составляет около 2,0-2,2 вольта на элемент.
  • Для никель-кадмиевых аккумуляторов максимальное допустимое напряжение при тренировке составляет около 1,0-1,2 вольта на элемент.
  • Для литий-ионных аккумуляторов максимальное допустимое напряжение при тренировке составляет около 2,7-3,0 вольта на элемент.

Важно помнить, что превышение максимально допустимого напряжения при тренировке аккумулятора может привести к его повреждению и снижению его емкости. Поэтому необходимо строго соблюдать указанные рекомендации по максимальному допустимому напряжению

В процессе тренировки аккумулятора также важно контролировать его температуру. При нагреве аккумулятора свыше 55-60 градусов Цельсия возможно его повреждение

Выводы:

  1. Тренировка аккумулятора автомобиля может быть полезной для его восстановления и улучшения работы.
  2. Максимально допустимое напряжение при тренировке зависит от типа аккумулятора и составляет около 2,0-2,2 вольта на элемент для свинцово-кислотных аккумуляторов, около 1,0-1,2 вольта на элемент для никель-кадмиевых аккумуляторов и около 2,7-3,0 вольта на элемент для литий-ионных аккумуляторов.
  3. Превышение максимально допустимого напряжения при тренировке аккумулятора может привести к его повреждению и снижению емкости.
  4. В процессе тренировки аккумулятора необходимо контролировать его температуру и избегать нагрева свыше 55-60 градусов Цельсия.

Продолжить чтение

На первый взгляд, абсурдный вопрос. Но только на первый взгляд. Если аккумулятор уже не так силен, как сразу после покупки, ему можно дать «второе дыхание» путем последовательного разряда и последующей полной зарядки. Такая процедура даже желательна, провести ее стоит перед сезоном холодов.

То есть, включить все бортовые системы при заглушенном двигателе, и ждать, пока аккум отдаст всю энергию – дохлое дело. Кальциевый АКБ вообще не переживет такую процедуру, батареи других классов тоже отнесутся к ней не очень хорошо. Разряжать нужно до четко определенных электрических показателей. А именно: 10,3 В на батарее в целом и 1,7 В на каждой банке. Повторимся: процедура годится только для малосурьмянистых АКБ, остальные классы батарей лучше ограничьте обычным зарядом. Зато аккумуляторы системы «свинец-сурьма» после такой перезагрузки могут заработать, как в молодые годы.

Для начала, каким образом разряжать?

Вариантов несколько, но для всех потребуется мультиметр, вольтметр или зарядное устройство с фиксацией напряжения на клеммах. Подключаем аппаратуру к подключенному АКБ и «врубаем» дальний и ближний свет. Всю имеющуюся на борту электронику подключать не надо – аккумулятор не любит как быстрого заряда, так и быстрого разряда. Итак, ждем заветных цифр. После, снимаем АКБ и заряжаем. Если находиться рядом с машиной не с руки – снимаем батарею и совершаем все манипуляции дома. Лучший вариант разряда – подключить к аккумулятору лампочку 12 В, 60 Вт. Такие устанавливаются в фарах автомобиля. Как раз получим нужные 5 А потребления. Заодно, сможете высчитать реальную емкость своего АКБ. Если лампочки под рукой нет, подойдет любой потребитель на 5-7 А.

Еще удобнее, если функция разряда есть на зарядном устройстве. Эта опция частотна на более-менее вариативных устройствах. Остается только задать нижний предел напряжения, после достижения которого ЗУ прекратит разряд.

Далее – зарядка.

Начать ее нужно немедленно. Если нет возможности сразу зарядить АКБ, даже не начинайте процедуру разряда – погубите батарею. В разряженном «в ноль» аккумуляторе буквально через пару часов начинается процесс сульфатации – покрытие пластин сульфатом свинца. Чем глубже сульфатация, тем меньше шансов, что батарея вообще заработает. Так вот, сразу после разряда – зарядка. Желательно, малыми токами. Если вы никуда не собираетесь ехать в ближайшие дни – идеально. Поставьте зарядник на ток от 1,5 до 5 А и ждите полного заполнения емкости. При 1,5 А на зарядку может уйти 2-3 суток (в зависимости от емкости батареи), но заряд малыми токами частично десульфатирует батарею, а следовательно, возвращает ее емкость.

Подобных циклов КТЦ можно производить до двух за один раз. Но даже одного может хватить, чтобы батарея восстановилась и послужила вам верой и правдой еще пару лет.

Среднестатистическийсрокслужбысовременногосвинцово—кислотногоаккумуляторадляавтосоставляетот5до7лет. Этотольковтомслучае, еслихозяинвыполняетвсетребованияпроизводителяпообслуживаниюиэксплуатацииАКБ. Невсегдавсеможнопредвидеть, исмертьнаступаетвнезапно. Аккумулятораэтокасаетсятоже

Чтобыневыбрасыватьлишниеденьгинапокупкуновойбатареи, достаточноуделятьейвниманиебуквальнодваразавгод. Тогдаонапрослужитнепростоположенных7лет, аможетещепростоятьвзапасе. Дляэтогонужновсегоничего — тренировкаавтомобильногоаккумулятора

Дляэтогонужновсегоничего — тренировкаавтомобильногоаккумулятора.

Зачем это нужно

Если не вдаваться в подробности, может показаться, что разрядить АКБ предельно просто. Но это ошибочное мнение.

На практике процесс требует очень строгого контроля. Нельзя допускать, чтобы напряжение опускалось ниже критической отметки. Если не контролировать процесс и позволить батарее разряжаться и дальше, последствия будут крайне неприятными. Батарея потеряет заметную часть своей ёмкости, либо её вовсе придётся менять.

Но это не означает, что все остальные виды аккумуляторов можно подвергать таким испытаниям.

Есть 2 основные ситуации, когда может возникнуть необходимость в разрядке.

  1. Тренировка АКБ. Это циклы заряда-разряда. Тренировка проводится с целью восстановить характеристики аккумулятора. Тренировку рекомендуется выполнять ежегодно после того, как АКБ прослужила 1–2 года. И лучше это делать перед похолоданиями.
  2. Проверка ёмкости. Ёмкость, указанная на корпусе, с течением времени не соответствует действительности. Чтобы узнать реальные значения, АКБ заряжают, а потом полностью разряжают, засекая время. Это позволяет понять, в каком действительно состоянии находится аккумулятор.

Столкнувшись с одной из таких ситуаций, узнать алгоритм разряда АКБ просто необходимо.

Методы восстановления и тренировки аккумуляторов устройства SKAT-UTTV

Прибор использует следующие методы заряда, тренировки и восстановления аккумуляторов:

  • заряд постоянным током значения 10 % от емкости АКБ до достижения порога по напряжению;
  • заряд постоянным током значения 5 % от емкости АКБ до достижения порога по напряжению;
  • заряд постоянным напряжением с автоматическим выбором значения тока, заряд постоянным током значения 20 % от емкости АКБ до достижения порога по напряжению,заряд постоянным напряжением до достижения порога по значению емкости батареи;
  • заряд асимметричным током с чередованием импульсов оптимального заряда, подбираемых автоматически до достижения порога по значению напряжения батареи, разряд постоянным током малого значения от 5 % от емкости АКБ до достижения минимального порога по напряжению.

В процессе выполнения заряда, тренировки и восстановления аккумулятора прибор выбирает автоматически программы использования всех методов на различных циклах.

НАСТРОЙКА

3.1. Сразу после подключения питания (см. п 2.3.) засветятся и погаснут все светодиоды. Далее, снизу вверх, по одному, начнут зажигаться периферические светодиоды. После этого СтопРазряд перейдет в режим настройки уставок. Замигает единственный светодиод, указывающий текущую уставку по напряжению срабатывания защиты (начальная заводская уставка 12,3В). 

Постукивая по корпусу устройства можно установить новый уровень напряжения срабатывания в диапазоне от 11.7В до 12,6В с шагом 0,1В.

Добившись мигания светодиода на нужном вам уровне напряжения, прекратите постукивание на 2-3 секунды. 

3.2. Следующим этапом настройки будет выбор времени срабатывания защиты, при этом устройство начнет мигать уже парами светодиодов начиная с минимальной заводской уставки в 10 минут. Аналогичным п.3.1. образом можно выбрать уставку в диапазоне от 10 до 50 минут.

Аналогично п.3.1 добившись мигания светодиодов на нужной вам задержке срабатывания, прекратите постукивание на 2-3 секунды. 

3.3. Последним этапом настройки является установка чувствительности сенсора вибраций. От самого чувствительного (сверху) до самого грубого (снизу) при этом устройство начнет мигать отрезками по три светодиода.

 ,

Аналогично п.3.1 и 3.2, добившись мигания светодиодов на нужном вам уровне чувствительности, прекратите постукивание на 2-3 секунды. Прибор запомнит последнее установленного значение времени и перейдет в основной режим работы.

3.4. Сброс уставок. Если требуется сбросить и переустановить сохраненные уставки времени, напряжения или чувствительности срабатывания, отключите устройство от плюсовой клеммы на 2-3 секунды (см.п 2.3.) и повторите действия указанные в п. 3.1, 3.2 и 3.3.

Профилактическое разряжение аккумулятора

Профилактическое разряжение аккумулятора является важным этапом его обслуживания. Этот процесс позволяет убедиться в том, что аккумулятор находится в нормальном состоянии и способен работать эффективно. Ниже приведены несколько важных моментов, которые следует учитывать при проведении профилактического разряжения аккумулятора.

1. Выбор исправного оборудования: Для профилактического разряжения аккумулятора требуется использование специального оборудования – разрядного устройства

Важно проверить его исправность и соответствие требованиям производителя аккумулятора. Неправильно выбранное или неисправное оборудование может повредить аккумулятор или вызвать необратимые последствия

2. Следование инструкциям: Перед началом разряда аккумулятора следует внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации разрядного устройства

Важно соблюдать все указания и рекомендации производителя для безопасной и эффективной работы

3. Подключение разрядного устройства: Правильное подключение разрядного устройства к аккумулятору является критически важным. Необходимо обеспечить надежное и безопасное соединение. Для этого следует прочистить клеммы аккумулятора от возможной грязи или окислов, а затем аккуратно подключить их к соответствующим выводам разрядного устройства.

4. Наблюдение за процессом разряда: Во время разряда аккумулятора необходимо внимательно следить за процессом и регулярно измерять напряжение. Рекомендуется использовать мультиметр для точных измерений. Необходимо следить, чтобы напряжение не опускалось ниже рекомендуемого уровня, указанного в инструкции от производителя.

5. Завершение разряда: По завершении процесса разряда аккумулятора, необходимо отключить разрядное устройство и аккуратно отсоединить его от аккумулятора. Не допускайте короткого замыкания или соприкосновения клемм разрядного устройства.

Профилактическое разряжение аккумулятора – важная процедура, позволяющая поддерживать его работоспособность и продлить срок службы. Следование инструкциям и правильное использование разрядного устройства помогут избежать непредвиденных проблем и сохранить аккумулятор в хорошем состоянии.

Оптимальные значения напряжения при разряде

Свинцовый аккумулятор должен быть разряжен только до определенного напряжения, чтобы предотвратить его повреждение и продлить срок службы.

Оптимальное значение напряжения при разряде для свинцового аккумулятора составляет около 1,75 вольт на элемент. Это значение считается безопасным для аккумулятора и позволяет сохранить его емкость. Разряжение аккумулятора ниже этого значения может привести к негативным последствиям, таким как потеря емкости и даже полное отказы аккумулятора.

Для аккумуляторов, состоящих из нескольких элементов, общее оптимальное напряжение при разряде должно быть умножено на количество элементов. Например, для аккумулятора из 6 элементов оптимальное значение напряжения при разряде составит 10,5 вольт (1,75 вольта x 6 элементов).

Напряжение на элемент (В) Общее напряжение (В)
1,75 10,5

Важно отметить, что разряд аккумулятора до оптимального значения напряжения должен осуществляться контролируемым образом. Разряд аккумулятора ниже этого значения может негативно повлиять на его работоспособность и уменьшить его срок службы

При разряде аккумулятора следует учитывать также нагрузку, которая подключена к аккумулятору. Высокая нагрузка может ускорить разряд аккумулятора и требовать более частой замены или зарядки.

Используя оптимальные значения напряжения при разряде, можно обеспечить долгий срок эксплуатации свинцового аккумулятора и сохранить его производительность на высоком уровне.

Верная зарядка батареи

Если застыл вольтметром как еще его называют мультиметром указывает малое напряжение авто аккума, то проводим подзарядку. Для этой операции необходимо настроить заряжающий аппарат на выдачу тока в интервале от 0,05 до 0,1 числового значения емкости. Соответственно для АКБ 55 Ач используют ампераж 4,75-5,5 А. Более щадящий режим будет с наименьшими значениями.

Выходное напряжение для этой операции будет приблизительно 14,4-14,6 В. Лучше, чтоб устройство имело возможность устанавливать статичное значение. При полном разряде батареи емкостью 55 Ач необходимо выдержать 10 часов с силой тока 5,5 А.

Признаком окончания этого процесса будет служить неизменность напряжения на клеммах за период 1-2 часов после установления данных характеристик.

Также вероятны легкие признаки кипения с маленьким газообразованием. На автоматических зарядных устройствах отключение происходит в режиме автомата. Таким же методом регулируется подача тока и напряжения.

Чем нагрузить АКБ

Вы примерно уже знаете, как можно разрядить аккумулятор от автомобиля. Но ведь эти 5 А следует как-то подать, чтобы АКБ постепенно теряла свой полный заряд.

Если автомобилист размышляет над тем, как быстро и безопасно разрядить свой аккумулятор от автомобиля, ему на помощь придёт обычная лампочка. Выбирать её лучше в соответствии с ёмкостью АКБ. К примеру, для батарей ёмкостью 60 Ач подойдёт лампа на 60 Вт.

Есть также вариант с применением реостата, способным выдерживать от 5 Ампер и более. Но это сложная схема, где реостат соединяется с амперметром по последовательной схеме. Вольтметр соединяется параллельно с контактами источника питания. Перемещая ручку от реостата, выбирайте нужный ток и следите за напряжением. Разряда можно добиться в среднем за 6–10 часов.

Другой вариант предусматривает применение вольтметра. Его нужно просто соединить с АКБ и по шкале или экрану вольтметра наблюдать за постепенным снижением параметров. Минус способа в том, что на него уходит много времени.

Самым надёжным специалисты считают разряд с помощью многофункциональных ЗУ. Они дают возможность забрать заряд у батареи любого типа. Причём процесс протекает в автоматическом режиме. От пользователя требуется задать лишь ток и напряжение. Этим же устройством потом легко зарядить АКБ.

Чтобы ускорить процесс разряда, к схеме подключается нагрузка. Учтите, при ускоренном методе ресурс аккумулятора будет сокращаться. Лучше не спешить.

Отдельно стоит рассмотреть ещё 2 способа разряда.

  1. Без снятия с машины. Выполнить разряд батареи без её снятия с автомобиля очень просто. Особенно если на приборной панели машины присутствует вольтметр. Смысл в том, чтобы выключить мотор, включить какой-то потребитель вроде печки, фар и пр. Параллельно следите за падением напряжения. Опять же, через вольтметр или мультиметр. Когда параметры упадут до 10,9 В, остановите процесс.
  2. Применение подручных средств. Либо же задействуйте разряд подручными средствами, если процедура выполняется вне автомобиля. Оптимальным выбором станет автомобильная лампа примерно на 60–65 Вт. Убедитесь, что плотность электролита составляет от 1,27 до 1,29 г/см³. Далее соедините лампу параллельно с контактами АКБ и сюда же подключите выводы мультиметра в режиме измерения напряжения. Предел измерений должен быть 20 В. Ждите, пока значения упадут до 10,9 В.

Какой из этих методов выбрать, решайте сами. Каждый из них эффективный и занимает разное количество времени.

Как выполнить КТЦ аккумулятора в домашних условиях

Классический цикл тренировки батареи включает три этапа:

  • предварительный заряд батареи;
  • контрольный разряд АКБ;
  • окончательный заряд аккумулятора.

Важно в точности соблюдать схему выполнения КТЦ своими руками, которая предполагает проведение предварительных просчётов необходимых параметров в зависимости от состояния батареи

Предварительный заряд

При использовании заводского автоматического зарядного устройства процесс предварительной зарядки будет исключительно простым, потребуется подключить ЗУ к АКБ и дождаться завершения процесса. После этого нужно измерить плотность электролита ареометром во всех банках, и подкорректировать её в случае несоответствия номинальным показателям.

При отсутствии автоматического режима зарядку следует выполнять, производя предварительные замеры плотности, на основании которых, зная ёмкость батареи, можно узнать степень заряда АКБ. Для этого воспользуйтесь следующей таблицей:

Плотность, г/см3 Напряжение, В Заряд АКБ, %
1.8 12.72 100
1.24 12.50 75
1.20 12.35 50
1.16 12.10 25

Зная ёмкость батареи, можно определить потерю ёмкости, воспользовавшись формулой ПЕ=Е*ПР/100, где ПЕ – искомая величина, Е – ёмкость батареи, ПР – процент заряда.

Так, для 60-амперного аккумулятора, заряженного на три четверти, потеря ёмкости составит 60*75/100=45 А*час.

При зарядке учитываем, что начальное значение тока должно составлять 10% от ёмкости. Время заряда рассчитывают по формуле Т=2*ПЕ/ТЗ, где Т – искомая величина, ТЗ – величина зарядного тока. В нашем примере Т=2*45/6=15 часов.

Разумеется, расчётные величины могут отличаться от реальных, поскольку в силу вступают многие мелкие факторы, учесть которые довольно сложно. Чтобы не ошибиться со временем окончания зарядки, измерьте плотность электролита и напряжение на клеммах батареи. При плотности порядка 1.28 г/см3 и напряжении 12.7 В процедуру КТЦ предварительной зарядки автомобильного аккумулятора можно прекращать.

Разряд аккумулятора в рамках тренировочного цикла

Следующий шаг – полная разрядка батареи. Этот процесс – не произвольный, просто подключить мощную нагрузку нельзя, разряжать также нужно по чёткому алгоритму нагрузкой со строго определёнными параметрами.

Начальный ток, как и при разряде, должен составлять примерно 9% от ёмкости, это так называемый десятичасовой режим. Рассчитав ток нагрузки, подбираем автомобильную лампочку соответствующего номинала, она и будет выступать в качестве нагрузки. Чтобы определить мощность лампы, умножаем показатель тока заряда на номинал напряжения. Для 60-амперной АКБ ток разряда должен быть 5.4 ампера, вольтаж автомобильных ламп известен – 12 В. Следовательно, нам нужна лампочка мощностью 5.4*12=64.8 Вт.

Теперь возникает вопрос, до какого напряжения нужно разряжать аккумулятор при проведении КТЦ?

Измерять этот параметр, как и температуру электролита, следует каждые 2 часа после подключения нагрузки. Как только напряжение снизится до 1.85 В, частоту замеров следует увеличить в 8 раз, то есть проводить измерения каждые 15 минут. При падении напряжения до 1.75 В измерения проводят непрерывно, пока показатель не упадёт до 1.70 В – это и будет признаком окончания разряда аккумулятора.

Если батарея разряжается очень быстро, можно утверждать, что она практически исчерпала свой ресурс, и здесь никакие тренировки не в состоянии вернуть допустимые значения ёмкости и способности держать заряд.

Меры безопасности при восстановлении емкости АКБ

Существует ряд обязательных требований, которые необходимо соблюдать при подзарядке. В противном случае можно получить травму и окончательно испортить АКБ.

Требования:

  • При зарядке АКБ выделяет ядовитые летучие вещества, поэтому категорически запрещается заряжать батареи в доме или квартире.
  • Так как АКБ имеет кислотную среду в емкостях, то работы проводятся с использованием СИЗ.
  • Запрещается заряжать АКБ рядом с открытым огнем, так как при зарядке выделяется взрывоопасный водород.

Правильное использование и регулярный контроль за состоянием батареи способны существенно увеличить срок ее эксплуатации. К тому же это поможет сэкономить средства на ремонт или покупку нового устройства.

При запуске от внешнего источника питания необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

  • Запрещается курить и пользоваться огнем во время запуска с использованием внешнего источника.
  • Желательно снять металлические украшения и предметы одежды, заправить свисающие края рубашки и т.п.
  • Убедиться, что автомобиль-донор не касается автомобиля с севшей батареей.
  • Запрещается касаться кузова автомобиля при подаче тока.

Теперь у вас есть все необходимые сведения о том, как правильно зарядить аккумуляторную батарею, не испортив ее и не уменьшив емкость. Кроме того, мы рекомендуем вам одно эффективное и простое средство, которое поможет избежать самых типичных ошибок — прочитать руководство по эксплуатации к вашей АКБ.

Ток разряда

Чтобы не навредить АКБ, нужно выбрать подходящий ток разряда для забора напряжения у аккумулятора от вашего автомобиля.

Если использовать ток большей величины, это негативно отразится на состоянии и долговечности свинцовых пластин внутри АКБ.

Специалисты дают рекомендации касательно того, как правильно разрядить нуждающийся в восстановлении или проверке ёмкости автомобильный аккумулятор.

Для этого проверяется напряжение на выводах с использованием мультиметра. Определившись с тем, каким током вы будете разряжать свой автомобильный аккумулятор, делайте повторные замеры с интервалом около 3–4 часов

Важно контролировать показатели, чтобы вольтаж не упал ниже отметки 10,5 В, иначе это будет состояние глубокого разряда, вывести из которого батарею очень сложно

Как только вольтметр покажет на выводах 11 В, контрольные проверки напряжения проводите уже с интервалом 15 минут. Пределом разряда считается 10,5–10,9 В. После этого разряд прекращается.

Несложно понять, как разрядом определяется ёмкость. Для этого нужно взять батарею и подключить к ней разрядный ток номиналом 5 А. Если АКБ имеет заводскую ёмкость 60 Ач, но 10,5 В появились уже через 6 часов, то здесь реальную ёмкость можно рассчитать, умножив разрядный ток на затраченное время. В рассматриваемом примере это 30 Ач. То есть из заводских 60 Ач осталось всего 50%. Это указывает на плачевное состояние аккумулятора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Эдем на трейлере
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: