В СССР производили болиды Формулы-1
15 октября 1956 года Центральный автомотоклуб СССР (ЦАМК) стал официальным членом Международной автомобильной федерации (FIA), что давало право не только принимать участие в международных соревнованиях, но и проводить их на своей территории. Так в СССР появились свои чемпионаты Формулы-1 и в 1963 году началось производство гоночных автомобилей с открытыми колёсами, самым первым из которых стал «Москвич-Г4». Болид оснащался рядным 4-цилиндровым 1,4-литровым двигателем мощностью 76 лошадиных сил и обладал максимальной скоростью 180 км. / ч. Участвовать на таком автомобиле в международных соревнованиях было глупо, поэтому в 1963 году советские инженеры начали разрабатывать новый двигатель. Им стал атмосферный 1,5-литровый 8-цилинровый V-образный двигатель «Москвич ГД-1» мощностью 210 лошадиных сил, которым для участия в международных соревнованиях планировали оснастить новый болид «Москвич-Г5». Но в 1966 году FIA изменила технический регламент, согласно которому максимальный объём атмосферных двигателей болидов Формулы-1 составлял 3,0 литра, в результате чего использование двигателя «Москвич ГД-1» в международных соревнованиях потеряло всякий смысл.
Ещё публикации по теме:
Шеф, все пропало…
– Были ли экстремальные случаи, когда думаешь – ну всё, пропало, выхода нет…
Фото: личный архив/ Клуб автомототуристов «Горизонт»
– Боюсь, что такими рассказами я отобью охоту заниматься мототуризмом у молодого поколения. Ну ладно, расскажу одну историю. Это был 1985 год, тот маршрут мы до сих пор называем «Поход века №1». Оставили там три мотоцикла, потом два смогли вытащить из тайги, один так до сих пор там и похоронен. Прошло 20 лет, и мы с Евгением Сибиркиным решили повторить этот поход. При переправе через реку он ломает себе ногу. Наложили шину. Движемся дальше – кругом тайга и медведи. 35 км ехали шесть дней. У нас закончился бензин,продукты. С горем пополам добрались до речки Чулышман, где рассчитывали перебраться через мост и выйти к цивилизации. Подходим и видим, что он догорает… Нашли какое-то зимовье, я оставил там напарника, а сам побрёл искать близлежащее село, карта у нас была. Шёл по звериным тропам и вдруг увидел 200-летний мост,
Новость по теме
Harley-Davidson с автографом Папы Римского продали за 54 тысячи долларов
– С дикими животным приходилось встречаться?
– Бывало. Помню, в 1986 году едем, видим – вся земля изрыта. Местные говорят – это кабаны. Но что нас поразило – они их убивать боялись из-за суеверия. Говорят, первого убили, после этого охотник умер. Второго подстрелили – тут же снова охотник погибает. И они перестали на них охотиться, поэтому кабанов там развелось немерено!
– А приходилось ли «хоронить» мотоциклы в походах?
– Да, было несколько случаев. Три мотоцикла у нас упали и разбились во время походов. Ещё один отличный новый пришлось оставить в горах, так как кончился бензин.
– А почему закончился бензин посреди пути? Неправильно рассчитали?
– Куда в этом году отправитесь?
– В сентябре мы планируем отправиться в Крым. Это удовольствие займёт 26 дней. Многие скажут: да мы такое расстояние за три дня проедем! Я и сам проезжал за день 1200 км, но всё-таки путешествие и туризм – это познание чего-то нового. Поэтому по пути в Крым будем встречаться со старыми друзьями, посещать какие-то исторические знаковые места. Если кто-то захочет присоединиться – времени подготовиться ещё достаточно. Каждую среду собираемся в 18.00 по адресу ул. Пионеров, 2. Юниорское отделение занимается с детьми бесплатно.
Реклама советских авто на плакатах и в журналах
Самым популярным в СССР способом показать автомобиль потенциальным покупателям была его печать на плакате. Красочные и иногда довольно креативные постеры часто встречались в гостиницах и магазинах.
А повесить изображение машины дома, как мне рассказывали, могли даже люди, не собирающиеся её покупать. Просто – для красоты, как картину.
ЗАЗ-968 на советском рекламном плакате.
На советских плакатах, которые я встречала, можно увидеть, стоящих рядом с машиной или сидящих внутри, счастливых владельцев. Чаще всего это девушки или семейные пары. Я думаю, потому что основной целевой аудиторией для покупки автомобиля в СССР были советские мужчины.
Постер с ВАЗ-2103 с явно иностранными номерами.
Увидеть фотографии новых советских авто можно в старых номерах журнала «За рулём». И ещё в одном популярном в то время издании – «Автоэкспорт информирует».
Страница журнала «Автоэкспорт информирует», 1960-е годы.
И еще немного плакатов.
Американские авто на рекламных плакатах и в журналах
В США 1960-1970-х автомобильные постеры тоже можно было увидеть на стенах домов и гаражей. В это время популярными начали становиться маслкары – они же оказались и главными героями плакатов.
Часто рядом с ними тоже были девушки – деталь, которая, по мнению рекламодателей (и мне трудно с ними не согласиться), привлечёт внимание к любому товару
Популярные в 1960-х годах американские авто.
На этих плакатах намного меньше семейных пар. А иногда машина показана вообще без людей
Для того чтобы привлечь внимание, картинки выполнены в ярких цветах – чаще всего встречается красный
Реклама Dodge в американском журнале.
Интересную рекламу можно было встретить и в американских журналах – таких как Sports Cars Illustrated. Вместе с новостями спорта здесь размещали и рекламные фото. Причём, такие красочные, что я бы в то время не отказалась повесить такие на стену вместо плаката.
Несколько номеров журнала Sports Cars Illustrated 1960-х годов.
Где я считаю была лучше реклама — в США или СССР
Что я могу сказать по поводу американских и советских постеров и роликов? Мне кажется, что в США они были более яркими и привлекающими внимание. Советская реклама на их фоне смотрится как-то бледно и скучно
С другой стороны, в СССР и не было особого выбора автомобилей и какой-то конкурентной борьбы. Наверное, потому и не старались
А в США машины рекламировали, привлекая внимание к конкретной марке и модели, чтобы покупатель выбрал именно её
Вот такие появились у меня мысли после знакомства с советской и американской автомобильной рекламой. А что думаете по этому поводу вы? Возможно, такие постеры были и у вас в квартире или даже сохранились до сих пор?
Реклама американских авто на ТВ
В американской рекламе использовались интересные решения. Например, мультипликационные персонажи на фоне реальных автомобилей.
Вы только подумайте, в СССР такого и представить невозможно. Например, волка из «Ну, погоди» на фоне «Москвича». Сейчас я бы сделала такой ролик на компьютере, но в 60-е американским иллюстраторам приходилось рисовать каждый кадр вручную.
В американских рекламных роликах за кадром намного чаще звучал голос, описывающий преимущества автомобиля. Иногда эти плюсы показывались прямо на видео, я была немного удивлена, узнав, что 50 лет назад в рекламе применялась компьютерная графика.
Обзор преимуществ кондиционера в автомобиле Ford.
Например, с помощью нее показали, как функционирует кондиционер в салоне авто.
Автомобиль ВАЗ-2108 разрабатывался совместно с инженерами Porsche
В начале 1970-х годов советским дизайнерам и инженерам надоело разрабатывать однообразные классические «Жигули» и они решили создать нечто принципиально новое и современное, но в виду отсутствия опыта были вынуждены обратиться за помощью к своим немецким коллегам из Porsche. На самом деле официальная версия совсем иная и согласно ей руководитель Porsche Эрнст Фурман сам вызвался помочь советским дизайнерам и инженерам в разработке нового автомобиля, чтобы таким образом компенсировать вред, причинённый СССР в ходе Второй мировой войны. Специалисты Porsche принимали участие в разработке дизайна, двигателя и ходовой части автомобиля ВАЗ-2108.
Телевизионная реклама автомобилей в СССР
По телевизору в 60–70-х годах автомобильную рекламу крутили редко. Но несколько видеороликов, пусть даже и не слишком качественных и оригинальных всё же сохранилось.
На одном из них я увидела нашу «Волгу», точнее, ГАЗ-21. Машина резво прыгает по склону и, не замедляя скорости, проезжает по воде, показывая – советский автопром очень даже неплох.
Большинство роликов о советских авто снималось на экспорт. И даже мои родители очень удивились, когда я нашла и показала несколько таких видео на YouTube. Еще снимали обзоры на ВАЗ-2101, их можно было увидеть в передаче «Колба времени».
Выпущенную в конце 70-х «Ниву» прорекламировали с помощью отдельного ролика, который я тоже обнаружила во время поисков. Интересно, что реклама появилась даже раньше, чем машина поступила в производство.
В ней можно посмотреть не только на легендарный советский «кроссовер», но и познакомиться с его преимуществами.
Журнал 64, Шахматы в СССР, Физкультура и Спорт, Теория и практика физической культуры
Если честно, я выделил эти журналы в отдельную группу по причине крайней степени их скукоты. Но это субъективно! Просто в этих журналах рассматриваются вопросы теории и методологии (заснули?) спорта, а также шахматная игра.
Нужно быть очень волевым человеком, чтобы разобраться хотя бы в одном номере до конца.
Журнал 64
Скучный журнал, но, безусловно, интересный для любого шахматиста. Большую часть типичного номера занимают расшифровки шахматных партий, которые комментируются известными шахматистами того времени.
Там они рассматривают ошибки, совершённые обеими сторонами.
Также в журнале есть статьи по истории шахмат и анонсы грядущих шахматных мероприятий. Издание выходит с 1980 года. С 1995 г. Журнал начинает вручать шахматный «Оскар» — приз лучшему шахматисту года по опросам экспертов.
Шахматы в СССР
Журнал похож на «64», но тоньше. Ещё в нём больше внимания уделено методическим и партийным вопросам.
Не удивительно, ведь он был официальным рупором Шахматной Федерации СССР и издавался более чем в 50 странах по всему земному шару. Советские шахматы — лучшие в мире!
Выходить издание перестало в 1999 году, а жаль — в нём много картинок.
Физкультура и спорт
Я не знаю, для кого наисан этот журнал. Вроде бы для простых людей, но толковых рекомендаций о том, как этим самым спортом заниматься, с чего начинать, здесь нет. Зато есть много статей для учителей физкультуры по педагогике.
Издание было открыто аж в 1922 г., выходить продолжает и сегодня.
Теория и практика физической культуры
Журнал сложный для восприятия. За 20 мин мне удалось прочитать лишь страницу. Впрочем, чего ещё ждать от научного журнала? Ведь он до сих пор входит в индекс ВАК. То есть опубликоваться там могут только учёные.
Известия физической культуры, Спортсмен-подводник, Коневодство и конный спорт
Эти журналы можно выделить в одну группу не по принципу схожей тематики, а из-за их необычной, для советской журналистики, специализации. Тут можно найти немало интересных массовых и профильных статей, написанных живым языком.
Известия физической культуры
Этот журнал выходил всего четыре года — с 1924 по 1928 гг. Содержал он в основном хронику спортивных событий, густо приправленную коммунистической риторикой.
Слоган «Советский спорт — лучший в мире!», пожалуй, мог бы быть девизом издания. Журнал наглядно иллюстрирует «дух времени». Этим и интересен.
Спортсмен-подводник
Единственное советское издание, которое подробно освещало мало популярный в советское время подводный спорт. Выходило всего четыре раза в год с 1962 по 1992 гг.
Многие советские мальчишки выписывали его ради великолепных фотографий подводного мира.
Коневодство и конный спорт
Пожалуй, самый древний журнал современной России. Он ведёт свою историю аж с 1842 г. Во время революции издание прекращало выпуск, но после окончания Гражданской войны было переименовано и вновь поставлено на конвейер.
Любопытно, что идейным вдохновителем восстановления журнала и одним из первых его редакторов стал маршал С. М. Будённый — большой фанат коневодства.
Автомобиль ВАЗ-2106 появился раньше, чем ВАЗ-2104 и ВАЗ-2105
В названии моделей автомобилей ВАЗ присутствует порядковый номер, в связи с чем вполне логично, что после автомобиля ВАЗ-2101 появился ВАЗ-2102, а затем ВАЗ-2103, но это не относится к ВАЗ-2106, который появился раньше, чем ВАЗ-2104 и ВАЗ-2105. Изначально, согласно отраслевому стандарту, автомобиль ВАЗ-2106 должен был называться ВАЗ-21031, поскольку являлся доработанной версией ВАЗ-2103, но ранее руководство АвтоВАЗ пообещало партийному руководству, что каждый год завод будет осваивать производство новой модели, и так как на улице был 1976 год, то автомобиль было решено назвать ВАЗ-2106. Для тех, кто не понял, напомню, что производство автомобиля ВАЗ-2101 началось в 1970 году.
Первый в мире автомобиль с турбореактивным двигателем был построен в СССР
Первый в мире автомобиль с турбореактивным двигателем был спроектирован и в 1954 году построен конструкторско-экспериментальным отделом Горьковского автомобильного завода (ГАЗ). Он назывался ГАЗ-СГЗ (ГАЗ-ТР) «Стрела» и оснащался 1000-сильным турбореактивным двигателем ВК-1 от истребителя МиГ-17. Теоретически автомобиль был способен разогнаться до скорости 800 км. / ч., но в связи с отсутствием в СССР испытательного полигона, где можно было бы достичь такой скорости, а так же шин, способных выдержать такую экстремальную нагрузку, во время испытаний было решено ограничиться скоростью 300 км. / ч. Автомобиль этой скорости достиг, после чего попал в аварию. Удивительно, но управляющий автомобилем гонщик испытатель Михаил Метелев не пострадал и отделался переломом пальца ноги.
Спорт в СССР, Спортивная жизнь России, Спортивные игры
Эти журналы лучше всего описывают тенденции развития спорта в СССР и России, знакомят читателя с правилами командных видов спорта. Многие из статей, даже аналитические, сохраняют актуальность по сей день.
Спорт в СССР
Являлся одним из самых распространённых в мире советских журналов. Он выходил на десяти языках, включая русский, английский, венгерский и хинди.
В нём было несколько разделов, затрагивающих самые актуальные вопросы жизни не только советского, но и мирового спорта. Перестал издаваться в 1992 г.
Спортивная жизнь России
Блеклая копия «Спорта в СССР» почти ничем не примечательная. Правда, продержалось в выпуске издание дольше — аж до 2012 г., выпускаясь небольшим тиражом.
Спортивные игры
Культовый журнал, который рассказывал читателю о разных видах спорта. При этом затрагивались отдельные спорные нюансы правил. В журнале постоянно печатались разборы отдельных игр и сложных ситуаций в них.
К сожалению, закрылся в 1994 г. Жаль, ведь именно из этого журнала я сам когда-то узнал основные правила футбола.
Кстати, основателем журнала был великий Соколов – футболист-нападающий сборной СССР, кавалер ордена Красной Звезды.
Советская спортивная журналистика заложила фундамент, на котором стоят все современные авторы, деятельность которых связана со спортом.