История автомобиля
Отечественный легковой автомобиль массового выпуска – Газ М1 «Эмка».
Первые работы над созданием начались в 1933 году, и уже в январе 1934 года появились первые предсерийные образцы модели.
Госприёмку этот автомобиль прошел самую высшую. В марте 1936 года машину осмотрели Иосиф Сталин, Климент Ворошилов, Вячеслав Молотов и Григорий Орджоникидзе. Машина им понравилась.
В 1936 году началось серийное производство, «Эмка» заменила на конвейере модель А.
Всего в период с 1936 по 1942 годы было изготовлено 62 888 автомобилей.
ГАЗ М-1 это по истине символ 30-х годов. «Эмка» была прежде всего служебным автомобилем, на этой машине ездили передовики, деятели культуры, партийная номенклатура, директора заводов, военноначальники. Однако, машина продавалась и простым гражданам. Чтобы купить М1 простому смертному нужно было получить по месту работы хорошую характеристику и конечно же заплатить. Машина продавалась за 10 000 рублей, при средней зарплате в 350 рублей.
Будущая судьба ГАЗ М1
ГАЗ М1 выпускался на заводе Молотова включительно по 1943 год. Хотя некоторые источники указывают на то, что не малое количество моделей были выпущены и после 1946 года, но уже с немного видоизмененными техническими данными. Можно сказать, что те авто были прототипами ГАЗ 61. Салон в них остался идентичным, а двигатель уменьшился в объеме, оставив былую мощность Пикап выпускался и позже, но уже исключительно по правительственному заказу.
Вид сзади автомобиля газ М1 пикап
Например, большая их часть тогда эксплуатировались в восточных землях УССР и не только в сельском хозяйстве, но и в тяжелой промышленности. Окончательно Пикап прекратили выпускать только после 50-х годов, когда ГАЗ представил замену для Эмки в виде ГАЗ-61 (415 и 417 серий). Изначально ГАЗ М1 типа Пикап вообще планировалось заменить на ГАЗ-11, но тот в серийное производство так и не попал, так как был отвергнут самим Молотовым на этапе разработки.
Чуть позже их ремонтировали, используя детали от ГАЗ-21. Именно такие экземпляры сейчас и реализуют под видом рабочих ГАЗ М 1. Но, по факту, это уже более современный автомобиль. Чуть позже планировалось выпустить версию такси.
газ м1 Эмка такси
При этом запасное колесо планировалось разместить в боковой части кузова, а сзади добавить дополнительный фонарь. Однако в серийное производство его не пропустили, а на дорогах использовался тот самый М1 Ударник с предустановленным таксометром. Они также широко применялись в Белорусской ССР, а в Москве курировали до 1946 года, после чего были выведены из эксплуатации, так как считались устаревшими моделями.
В начале сороковых годов появился еще и автомобиль ГАЗ вариации ГЛ-1. Это была модификация Эмки для гоночных соревнований. Правда, особого успеха она так и не достигла в спортивных состязаниях. В ней использовался форсированный двигатель М, мощность которого была увеличена аж до 100 лошадиных сил. Именно с его помощью чуть позже был установлен предельный рекорд скорости в 161 километров в час. Для тех времен — это просто неимоверно высокая цифра.
Этого было недостаточно для транспортировки 5 человек, на которых автомобиль был рассчитан. И это не говоря уже о модели Пикап, которая использовалась исключительно для перевозки груза. На текущий момент ГАЗ М1 в своей изначальной комплектации и на ходу (после реставрации, конечно же) хранится только в поселке Падиково, Московской области, в музее. Ежегодно ему устраивают обкатку на 20 километров для поддержания в нормальном техническом состоянии.
Салон
По нашим дням в салоне тесно, хотя пространства для ног пассажиров сзади по-настоящему много. В салоне достаточно узко, место для головы заднего пассажира «впритык», а комфортно усесться за рулём удастся не любому.
Из удобств в автомобиле разве что передний диван с регулировкой вперед-назад, ветровое стекло, которое приподнимается для вентиляции, пепельница и прикуриватель.
Обивка салона выполнена из шинельного сукна чаще всего серого или зеленого цвета. Отопителя в салоне не предусмотрено, поэтому зимой передвигаться на большие расстояния проблематично, хотя сукно все же помогает сохранять тепло в салоне.
Ответы на сканворд 43 АиФ 2023
ПО ГОРИЗОНТАЛИ
1. Цыганский (5 букв)
2. Дурдомовец (4 буквы)
3. Приманка духов (6 букв)
4. Неотложное (4 буквы)
5. Любовник из мачо (7 букв)
6. Ледяная корка на снегу (4 буквы)
7. Дымит (5 букв)
8. Карликовый (4 буквы)
9. Ноты в конце (4 буквы)
10. Хлебный певун (7 букв)
11. Вынужденная (4 буквы)
12. Черный … слывет камнем ведьм (8 букв)
ПО ВЕРТИКАЛИ
1. Самый легкий галоген (4 буквы)
2. Клеймо на кольце (5 букв)
3. Показуха на плацу (5 букв)
4. Дело житейское (3 буквы)
5. Тектоническая (7 букв)
6. Состояние на грани гибели (4 буквы)
7. Что обои скрывают? (5 букв)
8. Между словами (6 букв)
9. Рогатый зверь (4 буквы)
10. Подруга клоуна Немо (4 буквы)
11. Веер павлина (5 букв)
12. … наполовину пуст (6 букв)
Ответы по горизонтали: 1. Напев. 2. Псих. 3. Аромат. 4. Дело. 5. Латинос. 6. Наст. 7. Труба. 8. Рост. 9. Кода. 10. Колобок. 11. Мера. 12. Турмалин.
Ответы по вертикали: 1. Фтор. 2. Проба. 3. Смотр. 4. Быт. 5. Впадина. 6. Кома. 7. Стена. 8. Пробел. 9. Лось. 10. Дори. 11. Хвост. 12. Стакан.
Кузов
Первые машины выпускались с деревянным каркасом крыши, он обшивался дерматином. Позже наладили производство автомобилей с цельнометаллическим кузовом – это и стало главной особенностью автомобиля.
- «Эмка» с крышей из дерматина. Фото сделано летом 1944 года, Белоруссия.
Нужно отметить, что единственной легковой машиной в СССР в то время был Газ А с открытым типом кузова, поэтому «эмка» с цельнометаллическим кузовом была новшеством и настоящим прорывом.
Освоили новую технологию совместно с кузовостроительным подразделением компании Ford.
Профиль передних крыльев у М1 отличаются от Model B. Для их производства была рассчитана и разработана новая оснастка. Крылья выглядят более благородно и лучше закрывают части рамы и подвески.
Цвета окраски
Большинство выпущенных автомобилей окрашивались в черный цвет с красной полосой вдоль борта. Так же были автомобили зеленого цвета и совсем редко серые.
- Машина серого цвета
История создания «Эмки»
ГАЗ М1 был уникальным автомобилем, так как выпускался в военный период. Из-за этого некоторые модели собирались не из комплектных деталей. Поставки запчастей постоянно прерывались, тогда как выпуск авто прекращать нельзя было ни в коем случае. Вот мастера и выходили из ситуации любым возможным образом. За это сейчас и ценится автомобиль. Некоторые из них сейчас стоят свыше 100 тысяч долларов, так как являются уникальными и неповторимыми в прямом смысле слова. А базовый ГАЗ М1 на вторичном рынке можно приобрести всего за 2-3 тысячи долларов.
Базовый автомобиль Газ М1 Эмка для продажи
Правда, тех, что остались на ходу и производились первые, не так и много. По большей части встречаются старые и изношенные развалюхи. М1 — это также советский автомобиль, который одним из первых получил статус «внедорожника» среди гражданских. Он действительно с легкостью выдерживал жесткие поездки по бездорожью. До этого подобной трансмиссией обладали разве что те автомобили, которые предназначались по большей части для армейских целей. А Эмки, в свою очередь, частично взяли в свою конструкцию ГАЗ-А, что выпускался ранее (в начале 1930-х годов).
И, кстати, инженеры, которые работали над созданием и выпуском «Эмки», не отрицают, что в какой-то мере за основу взяли автомобиль Ford типа B, что впервые был выпущен в Соединенных Штатах в начале 1932 года. Более того, в ГАЗ М 1 использовали схожую систему комплектации кузова с изогнутыми передними крыльями.
Внешний вид автомобиля Ford B
Запасное колесо при этом крепилось в задней части кузова. Непосредственно перед разработкой ГАЗ М 1 командой советских инженеров и вовсе проводились испытания западного аналога — автомобиля Ford. Там же были выявлены его существенные недостатки, в числе которых архаичное шасси, работа фрикционных амортизаторов, общая комфортабельность. Эмка на потребительский рынок была выпущена уже без этих недостатков.
В заводской комплектации ГАЗ М1 имел предустановленный 4-цилиндровый двигатель, общий объем которого составляет 3,2 литра. Предельная мощность — 50 лошадиных сил. Предельно возможная скорость — порядка 80 километров в час, до которой он разгонялся всего за 24 секунды. На свое время среди советского автопрома это были самые высокие показатели.
Клапанный механизм — SV, что было уже традиционно для того времени. Однако сам двигатель разрабатывался отдельно, где за основу была взята модель М. А вот охлаждение было жидкостным, без чего бензиновые двигатели и тогда не могли обойтись. Единственный минус мотора — это то, что блок цилиндров и все иные элементы механизма производились из чугуна. Кстати, заправляли авто тогда бензином А-66, производительность которого практически в 2 раза ниже того, который на заправках используется сейчас.
К сожалению, двигатель ГАЗ М не был чрезвычайно надежным.
двигатель для автомобиля ГАЗ М1
В нем довольно часто выходил из строя газораспределительный вал, отвечающий за своевременное открытие и закрытие впускныхвыпускных клапанов. Из-за этого мощность мотора падала с увеличением степени изношенности. А строение карбюратора не позволяло толком отрегулировать период подачи топлива, поэтому приходилось часто полностью менять газораспределительный вал.
Двигатель
Часто встречаются упоминания, что ГАЗовцы заменили восьмицилиндровый двигатель на рядную «четверку», однако это не совсем так. Ford Model B выпускался как с 4 так и с 8 цилиндровым двигателем и за основу для ГАЗ М1 взята именно 4 цилиндровая версия — Ford Model B 40A Fordor Sedan.
На ГАЗе в то время не было возможности запустить и освоить производство мотора V8, поэтому на машины устанавливали более простой и дешевый 4 цилиндровый мотор.
Важно, что двигатель V8 не имел большого превосходства над 4 цилиндровым. Объем двигателя 3,6 и 3,5 литра, мощность 65 и 50 л.с соответственно
Поэтому принятое на ГАЗе решение – выпускать машину с более простым мотором вполне оправдано.
Газ М1 с двигателем V8 все же выпускался. Восьмицилиндровый двигатель устанавливали на машины для нужд НКВД.
Четырехцилиндровый двигатель Газ-А модернизировали по образу Model B. Оснастка для изготовления мотора была полностью советской.
В отличии от Ford у которого двигатель был жестко закреплен на раме, советские инженеры разработали плавающую подвеску на резиновых подушках благодаря чему удалось существенно снизить передающуюся вибрацию.
В дальнейшем этот двигатель устанавливали на грузовики Газ-АА, ММ и их модификации.
Американский аналог
Газ М1 создан на базе американского автомобиля Ford Model B. Документацию советские инженеры получили согласно действующему соглашению с американцами.
- Ford Model B
Однако некорректно говорить, что на ГАЗе просто скопировали машину и наладили производство. Ford плохо подходил для эксплуатации в условиях Советского Союза, поэтому в конструкцию было внесено множество изменений.
На заводе Газ «Эмку» считают первым советским автомобилем, что отражается даже в названии модели. М1 означает «Молотов-Первый», буква М – дань уважения к Вячеславу Молотову, председателю совета народных депутатов СССР в честь которого в то время назывался завод, а 1 – означает первый советский автомобиль.
Адаптацией к советским условиям эксплуатации занимался коллектив инженеров под руководством А. А. Липгарта.
Горьковскому заводу предстояло подготовить модель к производству, а также изготовить часть производственного оснащения самостоятельно.
Рама и подвеска
На тот момент конструкция подвески и рамы Ford Model B считалась в Советском Союзе несовременной и требующей изменений, основные претензии к ней:
- Низкий уровень управляемость;
- Слабая и недолговечная;
- Недостаточно комфортная.
В подвеске вместо двух поперечных установили четыре продольные полуэллиптические рессоры. Гидравлические рычажные амортизаторы одностороннего действия — вместо фрикционных. Была полностью переработана конструкция рулевого управления, изменён привод тормозов, вместо спицевых дисков установили штампованные с шинами низкого давления с более высоким профилем.
Рама была переработана и усилена с учетом изменений в подвеске, передние и задние части рамы были спроектированы советскими инженерами с нуля.
- Конструкция рамы и ходовой части Газ М1
Ответы на кроссворд 43 АиФ за 2023
Ответы по горизонтали: 1. Забайкалье. 5. Юматов. 9. Гаршин. 10. Экстаз. 11. Запрос. 13. Палец. 18. Табло. 19. Барабаш. 21. Риальто. 22. Выбор. 24. Пафос. 28. Любовь. 34. Вакаме. 35. Антимир. 37. Сальза. 38. Интерьер. 39. Крестик. 41. Вантуз. 43. Тотем. 45. Хаос. 46. Хайга. 48. Ленин. 51. Голем. 54. Завиток. 57. Ромашково. 58. Равиоли. 59. Текст. 60. Капеллини. 61. Паллада.
Ответы по вертикали: 1. Законодательство. 2. Егоза. 3. Грипп. 4. Пироп. 6. Макбет. 7. Тать. 8. Визг. 12. Сахар. 14. Цапля. 15. Плятт. 16. Кадык. 17. Салоп. 20. Шипов. 23. Рай. 25. Самец. 26. Кальман. 27. Медресе. 29. Баланс. 30. Воздух. 31. Интрига. 32. Чипсы. 33. Лилит. 36. Ангел. 40. Колер. 42. Забор. 44. Менакер. 45. Хинкали. 47. Доклад. 49. Задел. 50. Киоск. 52. Монах. 53. Эвенк. 55. Кама. 56. Цикл.
ГАЗ-66 — «Шишига»
Этот грузовик грузоподъемностью 2 тонны был создан специально для того, чтобы ездить там, где ни одна другая машина не поедет. Полный привод и отличная проходимость сделали этот грузовик практически основным транспортным средством Советской армии. Отличительная особенность «шишиги» — уравновешенное положение центра тяжести, что давало практически равное распределение нагрузки между передней и задней осями.
Автомобиль пользовался популярностью в ВДВ: при приземлении с парашютом машина свободно спускается по кабине и приземляется одновременно на все колеса. Правда, у грузовика были и существенные недостатки. Размеры и расположение кабины оказались опасными для экипажа машины в случае подрыва мины. По этой причине ГАЗ-66, начиная с 1980-х годов, был выведен из боевых частей в Афганистане.
Первый серийный автомобиль был выпущен в 1964 году, хотя опытные образцы ГАЗ-66 были готовы в 1957 году, но из-за отсутствия подходящего по мощности двигателя производство пришлось отложить. Последняя машина выехала с территории сборочного цеха 1 июля 1999 года и была заменена на ГАЗ-3308 «Садко». Всего за время производства ГАЗ-66 было выпущено 965 941 автомобиль.
На ГАЗ-66 устанавливался карбюраторный двигатель ЗМЗ-513 V-образной формы объемом 4,3 литра и мощностью 125 л.с. Максимальная скорость грузовика 70 км / ч, расход топлива 18 литров на 100 км.
Конструкция грузовой машины
Опыт войны и знание новейших моделей союзной трофейной и грузовой техники основных мировых автомобильных держав позволили советским разработчикам создать простую, но высокофункциональную машину с оптимальной компоновкой капота. При относительно короткой колесной базе сдвинутые вперед двигатель и кабина позволили установить достаточно длинную и вместительную грузовую платформу.
Шасси грузовика представляло собой простую «лестничную» конструкцию, в которой два длинных лонжерона соединялись друг с другом пятью поперечинами. К шасси крепились кабина и кузов, подвеска и двигатель. Платформа кузова соединялась с рамой лестницами. Для перевозки негабаритных легких грузов в боковой раме предусмотрены специальные гнезда для конструкции боковых панелей.
В конструкции ГАЗ-51 впервые для советского автомобилестроения была решена проблема обеспечения одинаковой прочности всех систем и узлов автомобиля. Кроме того, впервые на тот момент появились такие современные решения, как алюминиевая головка блока цилиндров, вставные седла клапанов, регулируемый подогрев смеси, масляный радиатор и двойная фильтрация масла, закрытая вентиляция картера, гильзы двигателя. Тонкостенный биметаллический коленчатый вал и легкосъемные тормозные барабаны прошли успешные испытания. Технологически освоено применение новых износостойких сортов чугуна и хромирование ряда ответственных деталей.
Для послевоенного производства ГАЗ-51 двигатель был значительно доработан, что позволило значительно повысить его технические характеристики. В конструкции грузовиков использовался гидравлический тормозной цилиндр, который стал намного эффективнее механических тормозов. В то же время снаряженная масса автомобиля в ходе периодических доработок неуклонно снижалась и к 1962 году составила чуть менее 2,3 тонны.
Кабина грузовика имела современные для тех лет черты и постоянно совершенствовалась. На автомобилях ранних серий крыша и двери кабины были обшиты деревом, а сверху обшиты фанерой и брезентом. Вскоре дверные коробки и ряд других частей кабины стали делать из металла. После 1955 года он стал полностью металлическим, а через год появилась система отопления. В жаркую погоду лобовые стекла могут подниматься почти горизонтально. Со стороны водителя установили стеклоочиститель.
Эксплуатация автомобиля ГАЗ-АА
Автомобиль ГАЗ-АА выпускался серийно с января 1932 по 1938 год на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) и первоначально назывался НАЗ-АА. И только потом, когда Нижний Новгород переименовали в Горький, аббревиатура сменилась на привычную. Кроме того, на заводе в Москве налажена сборочная линия «Полторы». Климент Воросилов.
После начала Великой Отечественной войны из-за отсутствия холоднокатаной тонкой стали и ряда комплектующих, поставляемых сторонними предприятиями, ГАЗ был вынужден перейти на выпуск упрощенного военного грузовика ГАЗ-ММ-В, у которого двери были заменены на треугольные боковые ограждения и складывающиеся брезентовые двери, крылья изготовлены из покровного листа простым способом складывания, не было тормозов на передних колесах, остались только маяк и не раскладывающиеся боковые стенки.
Однако именно простота и даже примитивность автомобиля ГАЗ-АА во время войны оказалась не так уж и плоха: из-за крайне низкой степени сжатия в качестве топлива использовался низкооктановый бензин и, благодаря способности Чтобы завести машину «с ручки», была обеспечена ее надежная работа в зимних условиях.
ГАЗ-АА был самым массовым грузовиком Красной Армии в начале Великой Отечественной войны; По состоянию на 20 июня 1941 г на вооружении находилось 151 100 единиц. Всего за годы производства с конвейеров завода сошло более 800 000 «полуторных» машин, из них 102 000 собрано в годы войны.
Хотя в современном понимании ГАЗ-АА ассоциируется с «дорогами войны», его история не закончилась окончанием Великой Отечественной войны. Под обозначением ГАЗ-ММ «грузовик» продолжали выпускать до 1949 года (для ГАЗ), а для УлЗИС (будущий УАЗ) — только в 1951 году. Конечно, послевоенный ГАЗ-ММ снова «прикрыли» артикулами для дома необходимы такие как металлические двери, глушитель, передние тормоза, бамперы и две фары.
Грузовик ГАЗ-АА в военное время
Обратите внимание на еще более упрощенную конструкцию этого грузовика
Обновление
В 1938 году ГАЗ-АА «Грузовик» получил новый двигатель ГАЗ-ММ мощностью 50 л. С., Который ранее устанавливался на автомобиль «Молотовец-1» под обозначением ГАЗ-М1. Помимо модернизированного двигателя, «грузовик» оснастили улучшенным рулевым механизмом и игольчатым подшипником ведущего вала. Рама была листовая рессора, без амортизаторов.
Поскольку «грузовик» — это технологичная машина и ее производство было начато в короткие сроки, модель стала незаменимой в народном хозяйстве СССР. На тот момент вполне достаточной считалась грузоподъемность автомобиля в пределах 1,5 тонны. Во время уборки урожая на поля были загнаны сотни транспортных средств, которые быстро вывозили урожай на переработку, а затем возвращались на свои автопереработки. «Грузовик» считался универсальным транспортным средством. Это было без проблем и без претензий.
Плюсы и минусы
Плюсы машины
- Надежный и качественный металлический корпус;
- Хороший дорожный просвет;
- Отличная проходимость автомобиля;
- Небольшой размер грузовика;
- Есть дворник (со стороны водителя);
- Неприхотлив в топливе;
- Понятное обслуживание;
- Американские корни Форда;
- Лобовое стекло выдвинуто;
- Прицепы можно перевозить.
Минусы машины
- Отсутствуют гидроусилители руля и тормозной системы автомобиля;
- Нет регулировки руля и дивана;
- Аскетичный вид интерьера;
- Слабый силовой агрегат;
- Простая и холодная кабина;
- Отстранение сотрудников от должности;
- Большой расход топлива;
- Небольшой вес;
- Отсутствие комфорта.
Кузов и салон автомобиля ГАЗ М1
Не секрет, что Эмка не только частично копировала техническую составляющую Ford модели B, но и кузов. Единственное отличие советского автомобиля — более качественная звукоизоляция, что была достигнута благодаря ручной сборке практически каждого транспортного средства, а также более толстый кузов. Последнее сделано нарочно, так как автомобиль планировалось эксплуатировать в более суровых условиях, в том числе при очень низкой температуре окружающей среды.
Передняя часть кузова в Пикап осталась аналогичной, а вот сзади добавили грузовую нишу открытого типа с усиленным каркасом. Это благодаря ему в ГАЗ М 1 грузоподъемность была увеличена до 700 килограммов. Вот только при такой нагрузке максимально возможная скорость передвижения составляла всего 55 километров в час.
Дизайн салона автомобиля ГАЗ М1
А вот салон «Эмки» был относительно простым. В качестве обшивки использовалась серая или черная шерстяная ткань довольно низкого качества. В более престижных вариациях автомобиля ее заменили на кожу, но таких автомобилей выпустили менее 320 штук и использовались они преимущественно в аппарате генерального секретаря КПСС. Немного погодя у него прижилось название М1 Звезда. К сожалению, до нынешнего момента сохранились всего несколько таких транспортных средств, они располагаются в музее концерна ГАЗ.
Еще салон не имел деревянных деталей, что для того времени было необычно. Вместо них использовался металл с покраской под дерево — традиционная на тот момент вариация отделки. Следует быть честным — салон американского Ford визуально выглядел куда более привлекательным, так как его обшивали дерматином, а сидения уже имели собственную амортизацию.
Модификация автомобиля Газ М1
Такая же система использовалась позже в М1 Звезда, что производились уже после Великой Отечественной Войны. А у Пикап салон обладал еще более отделкой. Более того, из завода в нем не были предусмотрены резиновые коврики. Вот поэтому часто историки упоминают, что в этих автомобилях использовалась соломенная подстилка — ее делали сами шоферы, которым доводилось заниматься перевозкой. Дешевое решение не большой проблемы.
Технические характеристики
Двухосный заднеприводный грузовик ГАЗ 51 был способен развивать максимальную скорость 70 км / ч.
Двигатель
В конце 1930-х годов на Горьковском автомобильном заводе налажено производство рядного двигателя ГАЗ-11, который изначально был лицензионной версией двигателя американской компании Dodge. Двигатель был очень высокотехнологичным, и при изготовлении его деталей нигде не использовались цветные металлы, кроме поршней. Существенно усовершенствованный за годы войны, этот силовой агрегат долгое время использовался на различных транспортных средствах, в том числе на автобусах, спецтехнике и тракторах, и производился в СССР до 1989 года.
Двигатель имел 6 цилиндров, рабочий объем 3485 куб. Мощность двигателя в 70 лошадиных сил не была максимальной и удерживалась ограничителем частоты вращения коленчатого вала, максимальное рабочее значение которого допускалось при 2800 об / мин. Это добавляло прочности и надежности двигателю, который не переносил длительных повышенных нагрузок, что осложнялось большим передаточным числом главной передачи крутящего момента задней оси.
Подвеска и трансмиссия
Подвеска ГАЗ-51 считалась достаточно прогрессивной даже по современным меркам. Он состоял из 4-х полуэллиптических продольных рессор и 2-х рессор относительно заднего моста. В подвеске также использовались рычажные амортизаторы, которые в конце 1960-х были заменены телескопическими элементами. Подвеска производимого в настоящее время грузовика Lawn Next имеет аналогичную конструкцию. Допустимая нагрузка на переднюю ось составляла 1610 кг, на заднюю ось — 3760 кг.
Задний мост и шасси
В шасси грузовика жесткая передняя ось обеспечивала максимальную устойчивость. Задний мост имел одинарную главную передачу и собирался внутри балки, дополненной разъемным картером. Эта конструкция считалась очень совершенной и впоследствии была практически полностью повторена на трехосном грузовике ЗиС-151. Задний мост автомобиля ГАЗ-51 был основным.
В раме использовались колеса с шинами размером 7,5 на 20 дюймов. Первые модели ГАЗ 51 имели стальные колесные диски с двумя отверстиями. Позже на машину стали устанавливать диски с шестью отверстиями, что сделало колеса намного легче.
КПП
Конструкция коробки передач ГАЗ 51 практически не отличалась от «грузовика», разработанного в довоенные годы. Отсутствие синхронизаторов вынуждает переключать передачи с двойным выключением сцепления. В процессе разгона сначала деактивировалась предыдущая скорость, затем включалась необходимая передача (повторное нажатие на сцепление). Особенностью КПП была принудительная блокировка заднего хода, поэтому случайное включение заднего хода было исключено. Чтобы двигаться задним ходом, нужно было зажать специальный флажок.
Топливная система и расход на 100 км
Топливный бак на первых версиях модели ГАЗ-51 имел объем 105 литров, но затем его уменьшили до 90 литров. Сначала бензобак был снаружи, потом его сняли под водительским сиденьем. Заливная горловина располагалась за водительской дверью.
Средний расход при использовании бензина А-66 был порядка 20-25 литров на 100 км пути. По этому показателю ГАЗ-51 был примерно на четверть дешевле предыдущего «грузовика», а на треть — «трехтонного» грузовика ЗиС-5.
Чертеж стандартного ГАЗ-51
Габариты и вес
Параметры | Ценности |
Длина | 5715 мм |
Длина | 2280 мм |
Рост | 2130 мм |
Дорожный просвет | 245 мм |
Колесная база | 3300 мм |
Пустой вес | 2710 кг |
Вся масса | 5150 кг |
Модификации
«Эмка» стала родоначальницей многих модификаций: вездеходов и гоночных машин, санитарных карет и даже бронетранспортеров.
ГАЗ М1 Такси
Опытный, 1936 год. Выпущен в одном экземпляре.
На месте запасного колеса была багажная сетка, а само колесо перенесли на переднее крыло.
В качестве такси использовались обычные «Эмки» оборудованные таксометром.
1936–1942 год. Произведено 2 013 единиц.
Бронеавтомобиль для разведки.
Опытный образец, 1937 год.
ГАЗ М1 V8
1938–1940 год.
Довольно условное обозначение модели.
Машина с двигателем V8 от Ford, выпускалась малыми сериями для нужд НКВД. Впоследствии, в 1941 году, большинство двигателей были сняты и установлены на танки Т-60.
Внешне от обычной М1 автомобиль не отличался.
Опытный, 1938 год.
Трехосный легковой автомобиль на базе пикапа. Колесная формула 6×4.
ГАЗ-М1Г
Опытный, 1938 год.
Автомобиль с установкой газогенератора для получения газа из органического сырья -древесины, торфа и т.п.
Опытный, 1938 год. Полугусеничный автомобиль на базе М1 был создан в НАТИ, всего было собрано 2 автомобиля.
ГАЗ ГЛ-1
Опытный, 1938 год. Гоночная машина, создана в единственном экземпляре. Позже в 1940 году была создана еще одна машина.
ГАЗ-11-73 (М11)
1940-1941, 1945-1946 год. Произведено 1 147 автомобилей.
Модернизированный седан с усиленным шасси и 6-цилиндровым двигателем ГАЗ-11. Внешне отличался от 4-цилиндрового М1 другими боковинами капота, облицовкой радиатора и бамперами. 90% всех машин были выпущены уже после войны в 1945-46 гг.
ГАЗ 61-416
1941–1942 год.
Лёгкий артиллерийский тягач с 6-цилиндровым двигателем. С завода укомплектован 57 мм противотанковой пушкой. Произведено примерно 36 машин.
ГАЗ 61-73
1941 год. Собрана 181 машина.
Автомобиль на полноприводном шасси Газ 61. Модификация использовалась в армии в качестве штабной машины, а так же тягача противотанковой артиллерии.
История
Первоначально на заводе «Гудок Октября» в Канавино было выпущено 10 образцов американской модели AA Ford модели 1930 года, но позже, еще до запуска Нижегородского автозавода, советские инженеры подготовили собственные чертежи, доработав конструкцию, агрегаты, платформа и уже первый серийный НАЗ-АА сошел с конвейера НАЗ 29 января 1932 года.
К концу года завод, переименованный в Горьковский автозавод, выпускал 60 грузовиков ГАЗ-АА в сутки.
В отличие от американской модели Ford AA, ГАЗ-АА имел усиленный картер сцепления, рулевой механизм, воздушный фильтр, а в 1930 году по советским образцам был спроектирован боковой кузов.
ГАЗ-АА полностью собирается из советских комплектующих с 1933 года.
До 1934 года кабина была сделана из дерева и прессованного картона, затем ее заменили металлической кабиной с крышей из кожзаменителя.
В 1938 году грузовик модернизировали и вместе с ним получили двигатель ГАЗ-ММ мощностью 50 л. (его модификация ГАЗ-М устанавливалась на легковой автомобиль ГАЗ-М1 «Молотовец-1», более известный как «Эмка»), усиленная подвеска и новый рулевой механизм и карданный вал. Внешних отличий между ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ не было.
Также была модификация ГАЗ-АА с самосвалом, в начале выпуска называлась ГАЗ-С1, затем ГАЗ-410. Принцип работы этого самосвала был довольно интересным: равномерно распределенный в кузове груз должен был бы перевернуть платформу под собственным весом, если бы не специальное запорное устройство, ручка которого располагалась по центру левого борта.
Для разгрузки водитель отпустил ручку, груз был перелит обратно, а пустой корпус был возвращен в горизонтальное положение под действием силы тяжести, после чего его зафиксировали ручкой. Источник не указан, 262 дня
Вскоре после начала Великой Отечественной войны из-за отсутствия холоднокатаной тонкой стали и ряда комплектующих, поставляемых сторонними предприятиями, ГАЗ был вынужден перейти на выпуск упрощенного военного грузовика ГАЗ-ММ-В (индекс внутризаводской ММ-13) с не раскладывающимися боковыми стенками, у которых двери заменены на треугольные боковые ограждения и рулонные брезентовые двери, крылья изготовлены из покровного листа простым способом складывания, тормозов не было на передних колесах и осталась только фара.
В 1944 году довоенная техника была частично восстановлена: появились деревянные двери, то есть кабина снова стала деревометаллической (и оставалась таковой до конца выпуска грузовика), позже передние тормоза, складывающиеся боковины и второй снова появился маяк. Последний ГАЗ-ММ сошел с конвейера Горького 10 октября 1949 года.
Еще год (а по некоторым данным, до 1956 года) «грузовик» собирали в Ульяновске, где их выпускали с 1947 года.
Годы выпуска НАЗ (ГАЗ) -АА / ГАЗ-ММ: на НАЗ / ГАЗ — 1932-1949; на Московском заводе КИМ — 1933-1939 гг .; на автосборочном заводе в Ростове — 1939-1941 гг .; в УлЗиС — 1947-1950 гг. Было выпущено 985 000 экземпляров ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ и их производных, из них 138 600 — в период 1941-1945 гг.
На начало Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии насчитывалось 151 100 таких машин. Таким образом, «грузовик» стал самым массовым советским автомобилем первой половины ХХ века, их можно было встретить на дорогах страны до конца 1960-х годов источник не указан 1010 дней.