Как производится регулировка момента протяжки болтов ВАЗ 2109?
При необходимости проведения обтяжки ГБЦ двигателя «Девятки» важно соблюдать не только силу и степень затягивания болтов, но и другие условия. Ниже рассмотрим, как правильно протянуть ГБЦ на ВАЗ 2109
Что понадобится?
Процедура протяжки креплений после снятия и ремонта, а также при установке ГБЦ производится исключительно динамометрическим ключом.
Помимо ключа, также потребуется штангенциркуль либо обычная линейка.
Пользователь Марат Ибатуллин снял видео, в котором наглядно показал, как выполняется задача по натяжке винтов.
Схема работы
Порядок закручивания болтов на автомобилях с двигателем инжектор или карбюратор определяется производителем и указывается в сервисной книжке к машине.
По схеме процедура протягивания начинается с центральных двух болтов ГБЦ.
Закручивать болты ГБЦ нужно следующим образом:
- Сначала необходимо крутить винты с усилием в ньютонах 2,0 кг/см.
- Затем производится затяжка болтов с соблюдением момента 7,5-8,5 кг/см.
- После этого все винты надо подтянуть на 90 градусов.
- В конце производится еще один поворот каждого болта на 90 градусов.
Как осуществить натяжку винтов головки блока ВАЗ 2109 своими руками:
- Держатель динамометрического ключа ставится в нулевое положение. Это свидетельствует о том, что данные инструмента соответствуют моменту начальной позиции.
- Оцените показатели на ключе перед тем, как начать процедуру подтяжки.
- Теперь можно вращать держатель инструмента. При выполнении задачи следите за показаниями.
- Если произошло такое, что в ходе затяжки момент не изменяется, то крепление головки может поддаться растяжке. Это вполне нормально, так и должно быть. Сначала ключом винты затягиваются до 2 кг/см. Соблюдайте очередь натяжения, указанную на схеме.
- На следующем этапе обтяжка выполняется еще раз в такой же последовательности. Только теперь болты необходимо тянуть примерно до 8 кг/см.
- В конце процедуры винты надо затянуть один раз на 90 градусов по кругу, а затем еще раз на 90 градусов.
Канал RUS13 в своем ролике показал, как выполняется установка головки блока цилиндров на двигатель ВАЗ 2109 и натяжка болтов.
Правила затяжки
Какие нюансы следует учитывать при проведении этой процедуры:
Соблюдайте соответствующий момент затяжки ГБЦ ВАЗ 2109.
Использовать гаечные ключи и другой инструментарий не допускается, поскольку узнать степень натяжения можно только при помощи динамометра.
Чтобы произвести натяжку, разрешается применение только рабочих винтов. Болты должны соответствовать требованиям установленного на машине силового агрегата.
Прежде чем выполнить задачу, удостоверьтесь в том, что держатели исправные.
Если головка блока цилиндров менялась или ремонтировалась, то старые болты для натяжения использовать нельзя, нужно приобрести новые. На шестнадцатиклапанных силовых агрегатах допускается повторное применение винтов для фиксации головки блока, но только в том случае, если длина деталей будет не более 9,5 см. Измерять длину винта необходимо только с шайбой. Если болты больше 9,5 см, они подлежат замене.
Если транспортное средство оснащено алюминиевой головкой, то ГБЦ фиксируется на винтах типа ТТУ
Они не подлежат подтяжке, поскольку закручиваются в резьбу с определенным градусом.
При покупке прокладки для головки блока цилиндров необходимо обратить внимание на спецификации изготовителя. Часто в них прописывается определенный коэффициент затяжки, необходимый для конкретных прокладок
Учтите, что указанный момент силы не должен намного расходиться с тем, который применяется в процессе выполнения работы.
В силовых агрегатах, оснащенных алюминиевыми головками блока цилиндров, процедура подтяжки осуществляется на холодном моторе. Что касается чугунных двигателей, то в таких ДВС выполнять подтяжку нужно на горячую.
Любой двигатель внутреннего сгорания имеет несколько основных составляющих. Это поддон, основной блок, головка, а также навесное оборудование. Обязательно необходимо четко соблюдать момент затяжки болтов головки блока цилиндров, так как это влияет на работу всего двигателя в целом и механизма газораспределения.
Во время работы двигателя происходит выделение очень большого количества тепла, поэтому в конструкции блока имеется рубашка, по которой поступает жидкость для охлаждения. Смазка, которая тоже необходима двигателю, по каналам поступает к элементам мотора. Чтобы охлаждающая жидкость и смазка не смешивались, предусмотрено конструкцией наличие прокладки между головкой и основным блоком.
Инструментарий
Из инструмента потребуется динамометрический ключ с калибровкой усилия (момент затяжки на разных автомобилях отличается) и торцевая головка под конкретный вид крепежа:
Щелчковый (пружинный или предельный) ключ. Предназначен для быстрой затяжки резьбовых соединений с заданным крутящим моментом. Щелчок, сообщающий о необходимости прекратить затяжку текущим моментом, раздается при срабатывании в ключе пружинного механизма при достижении требуемого усилия. При правильном использовании и корректном хранении щелчкового ключа погрешность не превышает 4%.
Стрелочный (торсиальный) ключ. Представляет собой рычаг со стрелкой и шкалой усилия/индикатором часового вида. Самый простой ключ в использовании. При проворачивании рычага стрелка указывает на текущий момент затяжки. К недостаткам можно отнести значительную погрешность (в диапазоне 5-20%) и потерю упругости сталью при длительном использовании, что не позволяет проводить регулировку.
Цифровой ключ. Самый точный инструмент среди всех ключей с погрешностью, не превышающей 1%. Такой ключ также называют цифровым адаптером. Благодаря точности затяжки болтов крепления ГБЦ применяется при монтаже резьбовых соединений, где требуется особая аккуратность.
Другие приспособления. Применение самодельных динамометрических ключей допускается в случаях, когда нет возможности использовать другие инструменты. Как правило, такие ключи состоят из трещотки и старых пружинных весов. Пружинные весы можно заменить на современные цифровые. Главный недостаток ― погрешность, значительно превышающая погрешность заводских динамометрических ключей. Происходит это из-за неправильной калибровки усилия.
Если нет динамометрического ключа
Моменты затяжки креплений ГБЦ сложно
соблюсти без динамометрического ключа. Поэтому желательно использовать
специальный инструмент. Но при необходимости опытные водители могут обойтись
без него. Для этого потребуются обычные ключи, насадка для удлинения. Этот метод
можно применять только на некоторых автомобилях старых моделей.
Затяжка болтов без динамометрического ключа
Протяжка без специнструмента
Для затягивания болтов обычным
инструментом нужно чувствовать, сколько требуется силы. Поэтому способ не стоит
применять при отсутствии опыта. Его использование запрещается на современных
авто. Протяжка без динамометрического ключа осуществляется также, как и с этим
приспособлением. Алгоритм процедуры следующий:
- закрутить болты руками;
- произвести первый подход со
средней силой; - увеличить усилие на втором этапе;
- сделать третий подход с
максимальным моментом.
Можно воспользоваться безменом. Для этого
надо измерить длину ключа. Пусть показатель равен 20 см или 0,2 м. Так можно
получить примерный момент протяжки вкгс·м. Поскольку длина ключа не 1 м, а в 5 раз меньше, нужно будет
умножать килограммы безмена на 5. Ход решения задачи прост. Момент для KIA
CEE’D (ED) 1.6 CRDi 128 равен 49 Н·м. Один Н·м равен 0,1 кгс·м. Значит 49 Н·м
будет 4,9 кгс·м. Если бы длина ключа составляла ровно 1 метр, то хватило бы
приложить усилие, равное 4,9 килограмма по шкале безмена. Но ключ короче в 5
раз. Поэтому 4,9 надо умножить на 5. Получится 24,5 кг. Осталось зацепить
крючок безмена за край ключа и тянуть до тех пор, пока стрелка на шкале покажет
24,5 килограмма.
Главное
— не сорвать резьбу. Иначе придется менять болты, а может и растачивать
отверстия под крепеж, нарезать новую резьбу.
Выбор прокладки
При установке ГБЦ надо знать не только,
сколько силы нужно применить при протяжке, но и как правильно выбрать
прокладку. Для замены рекомендуется применять оригиналы. Их артикулы указаны в
инструкции по использованию машины или в Интернете. Разрешен монтаж
качественных неоригинальных изделий. Перед покупкой такой запчасти желательно
проконсультироваться с механиками СТО или опытными автовладельцами.
Теперь читатели знают, каковы моменты
затяжки болтов ГБЦ и как выполнить эту операцию. Нарушение порядка и усилия
затягивания чревато опасными последствиями. Поэтому начинающим автовладельцам
рекомендуется доверить эту работу квалифицированным механикам. Обращение в
автосервис — хороший вариант при подозрении на неисправность головки, других
компонентов двигателя.
Методы затягивания
Количество автопроизводителей, выпускающих моторы, достаточно велико. Несмотря на это, предусмотрено два варианта затягивания болтов головки:
- затяжка в несколько подходов до определенного усилия с последующим двойным докручиванием до нужного угла;
- затяжка в несколько подходов до нужного значения без выполнения докручивания.
Располагая информацией о типе болтов, выбирается метод затягивания. Первый из указанных методов используют для затяжки болтов с маркировкой TTY. Такая маркировка указывает на свойство растяжения. Благодаря упругой деформации выполняется укладка детали между блоком и головкой блока с компенсацией расширения элемента при нагревании. Для достижения требуемого результата крепежи переводятся в специальный режим, для чего нужно определить угол.
Для нерастягивающихся крепежей рекомендуется второй метод затягивания. Как правило, такой метод используется при ремонте старых автомобилей. К преимуществам такого метода относится возможность повторного использования. Однако при эксплуатации автомобиля необходимо постоянно докручивать крепеж.
Последствия неправильной протяжки
Неправильный момент затяжки головки блока
цилиндров негативно сказывается на работе автомобильного двигателя. Несоблюдение
порядка или усилия протяжки нарушает герметичность между прокладкой и головкой.
Антифриз проникает в моторную смазку, изменяя ее свойства. Возможно усиление
шума при работе мотора. Мощность авто нередко снижается.
Слабая протяжка болтов вызывает снижение
компрессии. Соединение блока цилиндров и головки становится негерметичным.
Прокладка может прогореть, а рабочие газы — попасть в систему охлаждения или
смазки автомобильного двигателя. Антифриз проникает в камеру сгорания. Это
нередко приводит к серьезным поломкам мотора. Понадобится дорогой ремонт.
Через прокладку ГБЦ течет масло
Протечка масла из-под прокладки ГБЦ
Повышенное усилие при затягивании
креплений ГБЦ тоже опасно. Не исключено повреждение детали. Может разрушиться
резьба. Часто возникают трещины в головке. Для устранения неисправности
потребуется сложный и недешевый ремонт.
Нарушение порядка затяжки болтов нередко
вызывают деформацию ГБЦ. В местах соединения ее с блоком возникают зазоры. Это
приводит к прогоранию прокладки, проникновению газов в систему смазки или
охлаждения мотора. Охлаждающая жидкость может оказаться в камере сгорания. Это
часто становится причиной существенных неисправностей силового агрегата.
Для чего применяется протяжка болтов ГБЦ?
Если все болты блока цилиндров в порядке и не требуют замены, но момент намного ниже установленных производителем значений, необходимо провести протяжку болтов. Для этого вам понадобится следующий инструмент:
- Специальный динамометрический ключ с индикатором момента;
- Штангельциркуль или любая небольшая линейка.
Протяжка болтов блока цилиндров проходит в 4 основных этапа:
- Для начала, используя динамометрический ключ, нужно затянуть болты в указанном по рисунку, расположенном ниже, порядке до значения усилия 2,0 кг/см.
- Далее в том же порядке нужно пройти по второму кругу и дотянуть значение момент до показателя 8 кгс/м.
- По окончании работ нужно будет по 3-ему кругу довернуть болты до 90 градусов.
Замена болтов ГБЦ и их затяжка – несложный процесс, который требует только использования специального инструмента и сноровки. Если вы выполняете данный тип работ первый раз, то обязательно следите за точностью момента и выставлением правильно угла затяжки.
Снятие и установка головки цилиндров на автомобиле ВАЗ 2115-14
Головку цилиндров снимают с двигателя на автомобиле, если для устранения неисправности не требуется разбирать весь двигатель. Например, если необходимо удалить нагар с поверхности камер сгорания и клапанов или заменить клапаны или направляющие втулки клапанов.
Снимайте головку цилиндров в следующем порядке:
— установите автомобиль на подъемник и уберите давление в системе подачи топлива. Для этого отсоедините колодку жгута проводов электробензонасоса от жгута проводов системы зажигания, запустите двигатель, дайте ему поработать до остановки, а затем включите стартер на 3 с для выравнивания давления в трубопроводах;
— отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи;
— поднимите автомобиль и слейте охлаждающую жидкость из радиатора и блока цилиндров, для чего откройте кран отопителя и отверните сливные пробки на радиаторе и блоке цилиндров;
— отсоедините приемную трубу глушителей от выпускного коллектора, снимите кронштейн подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости и поддерживающие кронштейны впускной трубы;
— опустите автомобиль, отсоедините шланги подвода и слива топлива от трубок на двигателе. Закройте отверстия шлангов и трубок, чтобы в них не попала грязь;
— отсоедините трос привода акселератора от дроссельного патрубка и от кронштейна на ресивере;
снимите шланги вытяжной вентиляции картера, отсоединив их от патрубков на крышке головки
Рис. 1. Снятие узлов и
деталей системы подачи
воздуха: 1 — воздушный
фильтр; 2 — датчик
массового расхода воздуха;
3 — дроссельный патрубок;
4 — уплотнительная
прокладка; 5 — ресивер; 6 —
выпускной патрубок
системы охлаждения
двигателя; 7 — хомуты
крепления шлангов; 8 —
подводящая труба насоса
охлаждающей жидкости; 9 —
шланги подогрева
дроссельного патрубка; 10 —
шланг впускной трубы
— ослабьте стяжные хомуты и отсоедините от дроссельного патрубка шланг 10 (см. рис. 1) впускной трубы, шланг продувки адсорбера (если на автомобиле имеется система улавливания паров бензина), шланги 9 подвода и отвода охлаждающей жидкости;
— отсоедините от ресивера шланг отбора разрежения к вакуумному усилителю тормозов;
— отсоедините провода от свечей зажигания, от датчиков контрольной лампы давления масла и указателя температуры охлаждающей жидкости, от дроссельного патрубка и от датчика температуры на отводящем патрубке рубаошки охлаждения; отсоедините провода от жгута проводов форсунок;
— отсоедините шланги от отводящего патрубка рубашки охлаждения двигателя;
— снимите переднюю защитную крышку зубчатого ремня и крышку головки цилиндров;
Рис. 2. Метки для определения ВМТ поршней первого и четвертого цилиндров
Рис. 3. Проверка совпадения установочных меток на шкиве распределительного вала и задней защитной крышке
— установите рычаг переключения передач в нейтральное положение и поверните по часовойстрелке коленчатый вал в такое положение, чтобы метка на маховике (см. рис. 2). видимая в люкекартера сцепления, находилась против среднего деления шкалы. При этом метка на шкивераспределительного вала (см. рис. 3) должна находиться против установочной метки на заднейкрышке зубчатого ремня;
— отверните гайку крепления натяжного ролика и снимите его вместе с дистанционной шайбой;снимите ремень со шкива распределительного вала;
— придерживая шкив распределительного вала от проворачивания приспособлением 67.7811.9509,отверните болт крепления и снимите шкив со шпонкой;
— отверните гайку крепления задней крышки зубчатого ремня к головке цилиндров;
— отверните болты крепления и снимите головку цилиндров с прокладкой.
Устанавливайте головку цилиндров в порядке, обратном снятию, соблюдая рекомендации,изложенные в подразд. «Сборка двигателя». Прокладку между головкой и блоком цилиндровповторно применять не допускается, поэтому замените ее новой.
Рис. 4. Болт крепленияголовки цилиндров
Если болты крепления головки цилиндров вытянулись и их длина превышает 135,5 мм (см. рис. 4). то замените болты новыми. Болты затягивайте в четыре приема в порядке, указанном в подразд. «Сборка двигателя».
После установки головки цилиндров отрегулируйте натяжение ремня и привод акселератора. Проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры в клапанном механизме. Проверьте работу системы управления двигателем.
Правильная работа с динамометрическим ключом
Такой инструмент, как динамометрический ключ, позволяющий выполнять затяжку болтов с равным усилием, требует большой аккуратности в работе и наличия определенных навыков.
Примерная последовательность затяжки болтов таким ключом выглядит следующим образом:
- установить держатель в положение «ноль»;
- начать плавное вращение инструмента, одновременно следя за его показаниями;
- в случае, если вращение инструмента (особенно на начальном этапе затяжки) происходит без изменения момента на индикаторе, то это может говорить о небольшом внутреннем растяжении крепежных элементов. Это явление абсолютно нормальное, и вращение инструмента следует продолжить;
- при достижении момента затяжки, соответствующего требуемому, движение инструмента следует прекратить.
Применять вместо динамометрического ключа какой-то другой инструмент (в том числе механизированный, с возможностью нормирования усилия заворачивания) — не следует. Ведь только ключом можно добиться абсолютно точного и плавного закручивания болтов, благодаря которому прокладка окажется равномерно прижатой по всей поверхности блока. Это поможет сделать срок ее службы максимальным, избежать появления прогаров, протечек масла и вытекания охлаждающей жидкости.
. 2115 ()
|
||||||||||||||
|
Крышка ГБЦ и порядок затяжки её болтов
Металлическая крышка, устанавливаемая на ГБЦ, не должна пропускать воздух. В точках соприкосновения с другими деталями герметичность должна сохраняться тоже. Поэтому на кромку крышки наносят герметик. Пример показан на фото.
Крышка ГБЦ перед монтажом
Здесь нужно применять материалы: Локтайт-574, АНАКРОЛ и т.д. Винты на крышке закручивают ключом «на 8».
Откручивать винты можно в любом порядке. Их количество равно 15 или 14.
При монтаже лучше соблюдать последовательность, показанную у нас ниже.
Порядок затяжки крышки отмечен цифрами и стрелочками
Заменять винты обычно не требуется – нагрузка слишком мала. Желаем успеха.
Полезное видео
Дополнительную полезную информацию вы сможете почерпнуть из видео ниже:
Ну, и в конце следует еще раз напомнить о том, что перед началом затяжки нужно проконтролировать длину всех болтов (она должна быть равна 135,5 мм). В случае, если длина будет отличаться от указанной, особенно в большую сторону, то никакого толка даже от самого тщательного затягивания таких болтов — не будет.
Головкой блока цилиндров (или сокращенно ГБЦ) называется одна из самых важных комплектующих всей системы двигателя вашего автомобиля. Сам по себе процесс ее затяжки довольно прост, так же как и промывка системы охлаждения двигателя . Для качественного выполнения работы потребуется только специальный набор инструментов и сами болты ГБЦ.
Моменты затяжки гбц ВАЗ 21114
Затяжку болтов головки блока цилиндров выполнять в четыри приема по схеме, приведенной внизу на рисунке:
Для закручивания болтиков необходимо применять переходник типа 02 15
12 10 ф. «Stahlwille», 234 N 10L ф. «USAG», IN 30L10 ф. «GEDORE», S09H410 ф. «JONNESWAY» для метизов 2108-1003271, головка сменная 14, ключ ТЛ-98-110 размера Е14 для болтов 2108-1003271-01, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП — 3111, ключ моментный.
Момент затягивания болтов гбц составляет:
- Первый прием — 18 ÷ 22 Н.м (1,8 ÷ 2,2 кгс.м);
- Второй прием — 70 ÷ 85 Н.м (7,0 ÷ 8,5 кгс.м);
- Третий прием — доворачиваем на 90о;
- Четвертый прием — закручиваем на 90о.
Дальнейшие действия
Крайне важно соблюдать момент затяжки болтов ГБЦ. Крышка закручивается без соблюдения каких-либо требований
Следующий этап — это выкручивание болтов, на которых закреплена крышка клапанной системы. Если вы проводите ремонт автомобиля классической серии, то потребуется выкрутить восемь болтов. На «девятках» и более новых машинах используются всего две гайки. Эти болты и граверные шайбы можно использовать в дальнейшем. Резьба на них не устаёт.
Но обязательно необходимо контролировать момент затяжки болтов ГБЦ. Основные проблемы возникают тогда, когда неправильно произведена сборка узла. На автомобиле классической серии необходимо снять привод цепи и шестерни. Чтобы это сделать, потребуется ослабить натяжитель, отпустив контргайку. В этом случае ослабнет цепь и можно снять шестерню. Перед этим рассмотрите шайбу и выкрутите болт.
Снимать цепь полностью необязательно, поэтому достаточно зафиксировать ее при помощи проволоки на звездочке и подвесить на каком-нибудь элементе двигателя. На автомобилях девятого или десятого семейства, например, нет цепи, поэтому эти пункты можно опустить. После нужно выкрутить 9 болтов, которыми закреплена крышка распредвала.
Обязательно нужно отключить приемную трубу, которая соединяется с выпускным коллектором. Она зафиксирована при помощи четырех гаек из латуни. При установке обязательно используйте новую прокладку.