Техника вождения
Когда дороги покрыты снегом и льдом, правильная техника вождения становится особенно важной. Вот несколько советов, которые помогут вам оставаться безопасными за рулем в зимних условиях:
Скорость: снизьте скорость движения и увеличьте дистанцию до впереди идущих автомобилей. Помните, что на ледяной и снежной дороге тормозной путь значительно увеличивается.
Ускорение: плавно набирайте скорость после остановки или поворота, чтобы избежать пробуксовки колес.
Рулевое управление: избегайте резких поворотов и маневров на скользкой подстилке. Руль нужно держать мягко и стабильно, чтобы сохранить контроль над автомобилем.
Торможение: при торможении на протяжении нескольких секунд сильно нажимайте на педаль тормоза, a затем резко отпускайте. Это поможет устранить скопление льда и снега между тормозными колодками и дисками.
Полный привод: если ваш автомобиль оснащен системой полного привода, не забудьте включить ее перед началом поездки. Она обеспечит лучшую тягу на скользкой дороге.
Управление педалями: будьте осторожны при использовании педали газа и педали тормоза. Резкие движения могут вызвать пробуксовку или блокировку колес.
Свет: убедитесь, что фары и задние фонари вашего автомобиля чисты. Это поможет вам видеть и быть видимым в условиях ограниченной видимости.
Проверка состояния автомобиля: регулярно проверяйте давление в шинах, работу аккумулятора и состояние тормозной системы своего автомобиля
Важно, чтобы ваш автомобиль был готов к зимним условиям.
Следуя этим рекомендациям и обладая правильной техникой вождения, вы сможете повысить свою безопасность на дороге в зимний период.
Зимняя резина липучка
Липучка — это фрикционная шина.
С каждым годом ее совершенствуют. На данный момент она составляет конкуренцию
шипованным моделям, и даже лучше ее по некоторым свойствам. К примеру, совершенно
не боится сухой зимней дороги.
Основные преимущества фрикционных шин
Основные преимущества липучки
Протектор липучек характерен своим рисунком. Здесь
много канавок, позволяющих выдавливать влагу и грязь из пятна контакта. Быстрое
отведение воды способствует улучшению сцепления с дорогой, покрышка буквально
липнет к покрытию. Из-за этого свойства уменьшается коэффициент
аквапланирования, водитель чувствует себя увереннее за рулем также на мокрых
трассах.
Преимущества и недостатки резины липучки
Фрикционная резина имеет несколько достоинств:
- отличное сцепление на голом асфальте,
почти как летние (на самом деле им до них далеко); - уникальный протектор — на такой покрышке
используется резина с особым химическим
составом (в морозы шина становится мягкой для лучшего прилипания к снегу, а во
время потепления — жесткой, чтобы лучше держать сухую дорогу); - большое количество ламелей — за счет
чего «фрикционки» быстрее самоочищаются.
Самоочищение фрикционной резины
Фрикционная шина на снегу
Есть и недостатки. Например, липучки хуже ведут себя
на льду и утоптанных снежных покрытиях. Также они быстро перегреваются на голом
асфальте, и однозначно уступают в этом отношении летним шинам. Поэтому в
качестве всесезонки не подходят.
Казалось бы, факт —
какими бы ни были новые технологии, законов физики им не обмануть. Поэтому на
настоящем снежном покрытии липучки уступают шипам. Металл есть металл, никакие
«пупырышки» его не заменят. С другой стороны, многочисленные испытания
показывают, что современная фрикционная резина отличается превосходными
эксплуатационными свойствами зимой. Почему это так? Отметим, что протектор
липучки очень неоднороден, универсален. За счет этого обеспечивается хорошее
сцепление, в том числе со снежной дорогой. Главное, чтобы было за что зацепиться
— любая неровность дорожного полотна только приветствуется.
Классически считается, что липучки на льду ведут
себя крайне плохо.
На самом деле, это не так. Как и было сказано выше, все зависит от температуры
воздуха. Если погода очень холодная, и ртутная шкала опускается ниже -15°
Цельсия, такие шины показывают себя с лучшей стороны. Особенно хорошо едут они
по неровному, шершавому льду. Однако на подтопленном покрытии, когда дорога
становится еще более скользкой, «фрикционки» проигрывают, так как не имеют чем
уцепиться за полотно.
Результаты теста шиповки
Результаты теста, проведенного журналом «За рулем»
Как сделать с помощью подручного инструмента?
Шиповка шин своими руками может быть выполнена различными вариантами:
- Ручной способ является длительным и сложным. Его суть заключается в использовании особого ключа и обычной отвёртки, также потребуется молоток. Единственным преимуществом является отсутствие необходимости в специальном инструменте, который потребуется покупать или брать в аренду. Зато придётся изрядно потрудиться руками.
- Полуавтоматический вариант реализуется за счёт использования шуруповёрта и насадки. Суть такого метода заключается в проталкивании шуруповёртом шипа внутрь резины. Здесь работа будет выполняться быстрее. Недостаток этого способа заключается в необходимости контролировать положение каждого элемента.
- Автоматический метод является самым удобным и быстрым, но он может быть реализован только при наличии специального оборудования — пистолета пневматического типа. Зато каждый шип будет надёжно и правильно зафиксирован, следовательно, конечный результат будет гораздо качественнее. Оборудование стоит немало, придётся искать возможность оформления аренды на компрессор, пневматические магистрали и сам пистолет.
Если по стечению обстоятельств вам приходится использовать ручной способ, то наверняка наше практическое руководство придётся кстати:
- Вымытая покрышка с очищенными отверстиями надевается на торец доски.
- Оправка удерживается в левой руке.
- Каждый шип смачивается в мыльной воде. Использовать другие средства запрещается. Например, машинное масло будет разрушать резину вокруг шипа, и он в скором времени выпадет. При большом количестве масла можно и вовсе получить сквозное отверстие.
- Правой рукой сдвигаем стержень вверх, а шип помещаем в нижнюю область трубки.
- Оправка устанавливается шипом на отверстие строго перпендикулярно относительно протектора.
- Молотком ударяем по торцу и вбиваем элемент в протектор.
Если вам повезло и под рукой оказалось оборудование для автоматической ошиповки, то действовать нужно следующим образом:
При отсутствии в шинах отверстий их необходимо сделать. Для этого используются дрель и трубчатое сверло. Обязательно должна присутствовать фиксация глубины.
Шина должна быть хорошо зафиксирована.
Резину смачиваем мыльным раствором. В этом случае вхождение шипов в резину будет проходить легче.
В пневмопистолет закладывается нужное число шипов.
Пистолет ставится вертикально, в отверстии закрепляются лапки.
Пневмопистолет плотно прижимается к отверстию
Важно устанавливать его ровно, перекосы недопустимы.
Спускаем курок и проверяем правильность расположения шипа.
Когда работа завершена, резина оставляется до полного высыхания раствора.
Особенности шин с шипами
Этот тип шин имеет свои преимущества и недостатки.
Дизайн протектора. Конструкция улучшает тягу шин на внедорожных поверхностях. Есть много взаимосвязанных элементов протектора, которые обеспечивают хорошее сцепление с камнями и грязью, а также достаточное сцепление на асфальтированных дорогах.
Усиленные боковые стенки. Усиленные боковые стенки присутствуют на некоторых моделях вездеходных шин, это обеспечивает большую грузоподъемность. Это, как правило, более агрессивные шины для тяжелых грузовиков и более внедорожного транспорта. Дома на колесах также часто используют усиленные внедорожные шины, так как эти транспортные средства имеют большую нагрузку для перевозки.
Круглогодичная работоспособность. Поскольку шипованные внедорожные шины считаются универсальными, они также обеспечивают сцепление на снежных и ледяных поверхностях. Если для вашего автомобиля достаточно стандартной производительности, вам не нужно менять зимние шины на внедорожные. Однако зимние шины по-прежнему имеют преимущество перед вездеходами из-за их рисунка протектора и резиновых смесей.
Для особо суровых зим, некоторые водители предпочитают особо шипованные покрышки
Шум. Эти покрышки более шумны, чем обычные всесезонные шины из-за конструкции протектора. Грязевые, внедорожные и внедорожные шины имеют блокированные рисунки протектора, которые создают более громкий шум. Такие шины обычно имеют довольно симметричные канавки, в то время как туристические шины имеют много разных типов рисунков. Это делает воздух, проходящий через них, завихренным, езда звучит по-разному.
Более короткий срок службы протектора. Более мягкая резина шин означает более короткий срок службы протектора, хотя она не ниже, чем в среднем 40 000 километров. Такие мягкие резиновые соединения помогают вездеходам обеспечивать достаточную производительность на всех поверхностях. Есть более длительные модели шин с пробегом в 50 000-70 000.
Близость к купированию (скручиванию). Внедорожные шины склонны к купированию из-за их конструкции, поскольку чем более агрессивной является шина, тем больше она может «скручиваться». Основной причиной обычно является недостаточно исправная работа амортизаторов. Проверяйте их время от времени каждые 10-12 тысяч километров убеждайтесь, что с покрышками все в порядке
Также обратите внимание на изношенные элементы колес и баланс шин.
Более низкая топливная экономичность. Шины для внедорожников оцениваются с точки зрения эффективности использования топлива как средние, поскольку обычные уличные шины не создают такой силы трения, вследствие чего топлива расходуется меньше
Механическое трение, сопротивление ветру, раскачиванию, рисунки протектора влияют на расход бензина. Сопротивление качению может быть устранено при помощи покрышек с более жесткими боковыми стенками и почти без протектора, но последнее также устранит тягу.
Что такое липучки?
В последние несколько лет на слуху появилось новое понятие – шины-липучки. Конечно они не настолько популярны как шипованная резина, тем не менее с каждым годом продажи фрикционной резины растут. Ее производители утверждают, что она прекрасно подходит для передвижения по городу, как раз когда асфальт практически сухой и чистый.
От обыкновенной не шипованной резины липучки отличаются особым составом, благодаря которому покрышки гораздо быстрее и лучше адаптируются к различным погодным и дорожным условиям. Шины-липучки более мягкие, имеют особый рисунок протектора. Благодаря специальному составу вода с дорожного покрытия впитывается гораздо лучше, то есть покрышка просто прилипает к дороге, а значит увеличивается сцепление с ней. Благодаря такой «липучести» автолюбители и дали такое название данным видам шин.
Еще десяток лет назад считалось, что для зимней дороги нет и ничего не может быть лучше, чем шипованная резина. Однако климат со временем меняется, сейчас уже нет настолько снежных зим, какими они были ранее. Производство тоже не стоит на месте, появляются новые технологии, чтобы улучшить и обезопасить жизнь любого водителя и его пассажиров.
С каждым годом улучшаются показатели фрикционных шин, сейчас они прекрасно ведут себя как на мокром асфальте, так и на сухом, в результате автомобиль едет гораздо увереннее. В случае с использованием фрикционных шин уменьшается тормозной путь на мокрой дороге, шум при движении практически не слышен. Конечно на ледяном и заснеженном покрытии немного лучше себя показывает именно шипованная резина.
Виды липучек
Сейчас на рынке можно встретить европейские и арктические модели, последние часто называют скандинавскими. Для регионов с мягким климатом лучше подойдут именно европейские модели, часто их сравнивают с всесезонной резиной. А вот для северных районов с холодными и снежными зимами, наиболее оптимальным вариантом станут скандинавские модели.
Задача
Любая задача должна иметь условия. И мы их сейчас определим.
- Мы будем говорить о движении в городах и по трассам, так как в деревнях и сёлах могут быть самые разнообразные условия эксплуатации шин и машин.
- Мы будем говорить о шинах для обычных легковых авто и паркетников, так как шины для тяжёлых внедорожников и шины для всяких прочих специфических авто — тема отдельная.
- Мы будем говорить только о торможении на льду. Это и есть наш главный постулат. Собственно, это самая большая проблема зимой. Просто потому, что на всех остальных покрытиях разница между шипованными шинами и фрикционными (без шипов, липучка) очень невелика и практически никак не влияет на безопасность. Да и сам тормозной путь на асфальте, пусть и на мокром, много короче, чем на льду. Вы можете увидеть это в любом шинном тесте. К тому же, если у вас под колёсами неожиданно приключился асфальт, то это не беда. А вот если — лёд, и столь же неожиданно, да ещё, например, в тот момент, когда надо срочно остановиться… В общем, говорим о торможении на льду. И всё тут! И кстати, я об этом уже писал довольно подробно. Вообще, ту статью тоже не вредно было бы прочесть.
- Мы будем говорить про регионы, где вообще случается продолжительная зима с морозами, снегом и льдом.
- Мы будем говорить о факторах, влияющих на свойства шин, чтобы сделать для себя выводы. Мы постараемся перечислить и проанализировать максимальное количество влияющих факторов, чтобы наши выводы были точнее. Ведь от выбора шин зимой очень сильно зависит безопасность.
- Конечной целю является выработка рекомендаций по выбору зимних шин.
Забегая вперёд, скажу, что выводы оказались несколько обескураживающими. Я, честно говоря, не ожидал такого результата. Но, что имеем… Читайте. Наслаждайтесь.
Как восстановить шипы на зимней резине (дошиповка)
Чтобы восстановить выпавшие элементы самому, потребуется простой набор материалов:
- резиновый клей;
- шило или самая тонкая отвертка;
- непосредственно ремонтные шипы;
- плоскогубцы или специализированный пистолет;
- терпение.
В домашних условиях ремонт выполняется в стандартной последовательности.
- Очистить посадочные места на покрышке от грязи, песка и воды. Наиболее удобно использовать шило или тонкую отвертку. Некоторые автомобилисты выбивают грязь мойкой высокого давления.
- Полностью высушить колеса сжатым воздухом или на солнце.
- Внимательно осмотреть гнезда вставок. На краях не должно быть разрывов. В противном случае потребуется установка деталей с расширенной пяткой.
- Влить порцию клея внутрь монтажного отверстия.
- Плоскогубцами или другим инструментом посадить шип на крепление.
- Замерить высоту пина над протектором. Должно быть не более 1,5 мм. Если допуск превышен – утапливаем еще.
- Выждать не менее 2-3 суток до полного застывания клея.
Можно самому восстановить утерянные шипы, не выходя из дома.
Во время обкатки (300-400 км) нужно максимально аккуратно использовать газ и тормоза, не увеличивать скорость движения более 60-70 км/ч.
После притирки на машине можно ездить в обычном режиме.
Особенности самостоятельной «ошиповки»
Ошиповка покрышек своими руками потребует от автовладельца определенных навыков и знаний
Приобретают такие шипы отдельно, причём их качеству изготовления необходимо уделить повышенное внимание. Нужно учитывать регион эксплуатации автомобиля, от чего будет зависеть сплав металлических элементов и их форма
Приобретать чрезвычайно мягкие легкие алюминиевые детали не следует, так как они быстро деформируются, что приводит к ухудшению характеристик покрышек. Также не рекомендуется использовать мягкие элементы при эксплуатации автомобиля в сельской местности.
Выполняя ошиповку покрышек и используя такой автомобиль, следует помнить о том, что во многих странах, в том числе в Евросоюзе, использование шин с металлическими элементами в протекторе запрещено на законодательном уровне. Поэтому перед зимней поездкой за рубеж потребуется менять покрышки на обычные зимние фрикционные шины. На сегодняшний день использовать такие покрышки с шипами можно исключительно в России и Беларуси.
Выполняя самостоятельно шиповку резины, следует помнить о том, что на протектор покрышек будет оказываться повышенное давление, что может привести к растрескиванию и быстрому истиранию шин. Поэтому выбирать бэушные и уже изношенные колеса для такой работы не следует. В противном случае срок их эксплуатации составит 1-2 сезона, после чего потребуется вновь приобретать новые зимние шины или проводить их ошиповку.
Правильная установка шипов
1. Перед установкой шипов необходимо тщательно очистить поверхность шины от грязи и пыли. Для этого может потребоваться промыть шину, особенно если на ней есть остатки соли или реагентов. Чистая поверхность позволит шипам лучше удерживаться и обеспечит надежность крепления.
2. Проверьте состояние шины перед установкой шипов
Обратите внимание на глубину протектора и наличие повреждений, таких как разрывы или порезы. Шипы устанавливаются только на новые или хорошо состоявшиеся шины, чтобы избежать дальнейшего износа и повреждений
3. Выбирайте качественные и подходящие шипы для вашей резины и условий эксплуатации. Учитывайте размер и тип шипа, а также глубину протектора. Неправильно подобранные шипы могут повлиять на сцепление с дорогой и поведение автомобиля.
4. Установите шипы с помощью специального инструмента или при помощи специалистов. Некорректная установка шипов может ухудшить шину, вызвать неравномерный износ и потерю сцепления.
5. После установки шипов рекомендуется провести тестовую поездку на маленькой скорости и оценить поведение автомобиля. Если вы замечаете вибрацию, шум или другие нештатные ситуации, обратитесь к специалисту или проведите дополнительные настройки.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете правильно установить шипы на зимнюю резину и обеспечить безопасность и комфортное вождение в зимних условиях.
Можно ли изготовить шипы самостоятельно?
Теоретически вручную можно изготовить элементы для ошиповки резины. Но на практике не стоит реализовывать эту затею. Такие самодельные элементы будут обладать очень низким качеством, их фиксирование в резине будет слабым, а установка — проблематичной. Не так уже и дорого стоят готовые элементы для ошиповки, даже если брать в рассмотрение продукцию от известных производителей. В процессе их изготовления используется особый сплав со сложной формулой. Даже аналогичные и поддельные шипы подвергаются быстрому износу, что влечёт за собой стремительное разрушение резины. Одним словом, мы не советуем заниматься самостоятельным изготовлением элементов для ошиповки.
Самостоятельная ошиповка имеет право на существование. Легко и быстро не будет, зато конечный результат стоит всех этих сложностей, затрат времени и денег. Советуем не отказываться от такой идеи.
Мой опыт «общения» с шинами
Когда-то я был молодым, носился по дорогам с дикой скоростью на жутких рыдванах, стараясь успеть везде, всё и сразу. Безопасность — это было последнее, о чём я думал. Быстрее-быстрее, деньги-деньги… Впрочем, тогда было мало машин и, по большому счёту, отсутствовала массовая автомобильная культура в современном её понимании. Иными словами, о безопасности было просто не принято думать. Кроме того, не было ни хороших зимних шин, ни импортных машин в сколько-нибудь значимых количествах. Да и дороги были несравнимо хуже нынешних. Соответственно, и скорости были совершенно иными. От Воронежа до Москвы ездили не за пять часов, как сейчас, а за восемь. В дорогу на Волгоград и на Саратов брали по три запаски, так как двух могло и не хватить. Такие там были «шикарные» дороги. В общем, всё было совершенно иначе.
Потом я купил Фольксваген Джетту (первая моя иномарка) и поставил на зиму мишленовскую липучку. Шипованных шин ещё не было в продаже, да и как-то не принято тогда было даже думать о шипах. И это было… Это было… После летней резины российского производства, на которой все ездили и зимой… Ну, была «Снежинка» и даже шипованная, но, во-первых, она была в дефиците и достать (именно так тогда говорили) её было трудно, во-вторых, я пытался на ней ездить, и это было ужасно. Не помню уже, что там и как именно было, но я её снял и продал. Предпочёл ездить зимой на шинах БИ-391, которые в зимний период вели себя лучше других летних. Но вернёмся к мишленовским фрикционным шинам. Начав на них ездить, я был глубоко потрясён открывшимися возможностями. Я никоим образом не предполагал, что зимняя езда может быть настолько простым и приятным занятием. А дальше — больше.
Ездил много, машины менялись часто, как и резина, и я уже не помню, когда впервые поставил шипованную резину. Это уже не потрясло так, как Мишлен после советского ассортимента, но, попробовав поочерёдно несколько раз шипы и липучку, я решил, что буду ездить на шипованной резине. Потом у меня появился шинный магазин, и я стал специально пробовать различные шины, чтобы иметь возможность что-то рассказывать покупателям не с чужих слов, а из личной практики. Кроме того, я ведь пол жизни ещё и на чужих машинах езжу регулярно. Таким образом, я опробовал многие сотни разных моделей шин. Мне доводилось ездить на всяких шинах во всякие времена года. И на зимних летом, и на летних зимой. И по хорошим дорогам, и по плохим. То есть, в природе очень немного людей с подобным опытом эксплуатации такого количества различных шин в столь разных условиях.
Это всё, разумеется, не к тому, что я крутой парень, а к тому, что мой личный опыт тоже позволяет делать выводы. И в данной статье я намерен использовать это на всю катушку.
Зимняя резина: шипы или липучка ?
Вовремя менять шины на автомобиле – очень важно. Ведь от качества и вида шин зачастую зависит жизнь водителя и его пассажиров, других водителей и пешеходов
Для максимальной безопасности шины должны обеспечивать лучшее сцепление с дорожным покрытием. Поэтому, для езды зимой на автомобиле обязательно должна быть установлена зимняя резина. А вот какие зимние шины лучше использовать – с шипами или на «липучках мы рассмотрим в этой статье.
Вообще, автомобильные шины по сезонности делятся на три типа:
— Летние
— Всесезонные
— Зимние
То, что летние шины зимой лучше не использовать, это и так понятно. Всесезонная резина для большинства регионов нашей страны не подходит – она предназначена лишь для мягкой «зимы где-нибудь в Европе или на юге России.
Поэтому, рассматривать будем только зимнюю резину. Она бывает двух видов:
— Шипованная
— Нешипованная, или «на липучках.
Как и шипованные зимние шины, шины «на липучках изготавливаются из мягкой резины. Причём, более мягкой. А для лучшего сцепления с зимней дорогой их протектор имеет большое количество бороздок. Благодаря такому строению протектора такая резина впитывает влагу с дорожного покрытия и «прилипает к нему. Вдобавок к этому, по бороздкам отводится лишняя влага, что усиливает эффект «прилипания. Подробнее о принципе работы этих шин читайте в статье «Как работает липучка.
Ну а шипованная резина в подробном описании не нуждается. Шипы впиваются в заледенелую дорогу и уменьшают тормозной путь, всё итак понятно.
Так какая же зимняя резина: шипы или липучка лучше? Рассмотрим достоинства и недостатки этих шин. Начнём с шипованной резины.
Достоинства шипованной резины
Главное достоинство шипованной резины в сравнении с «липучкой – это лучшее сцепление с дорогой. Благодаря этому у шипованной резины меньший тормозной путь и быстрый разгон на обледенелой дороге. Также автомобиль меньше подвержен заносам и лучше управляется.
Недостатки шипованной резины
За вышеописанные достоинства шипованной резины водителю приходится расплачиваться повышенным уровнем шума от движения и увеличенным расходом топлива. Ещё один минус шипованной резины заключается в том, что шипы периодически выпадают. Также при движении по чистой и мокрой дороге зимняя резина теряет все свои достоинства и становиться обузой: тормозной путь автомобиля увеличивается, резина быстрее изнашивается.
В общем, если вы передвигаетесь преимущественно по небольшим дорогам в не самых оживлённых городах, по загородным трассам или вообще по сельской местности, где дороги редко чистят и ничем не посыпают, то зимние шины на автомобиле должны быть обязательно.
Теперь рассмотрим шины-липучки.
Достоинства шин-липучек
Главное достоинство резины на липучках – это низкий уровень шума, как у летней резины и такой же расход топлива. Второе достоинство – это лучшее, по сравнению с шипованной резиной, сцепление с сухим и мокрым асфальтом, не покрытым льдом.
Недостатки шин-липучек
Главный недостаток резины на липучках заключается в том, что на обледенелой дороге у этих шин ухудшается сцепление с поверхностью. Из-за этого тормозной путь автомобиля увеличивается и появляется повышенная склонность к заносам.
Поэтому, резину на липучках лучше использовать в крупных городах, где на дорогах редко образуется гололёд.
Подводя итог в вопросе, какая зимняя резина – шипы или липучка – лучше, можно сделать вывод, что выбирать зимние шины следует, исходя из условий эксплуатации машины зимой. Если вы живёте в некрупном городе или в сельской местности и ездите по загородным трассам, то лучшим выбором будет шипованная резина. А для жителя мегаполиса, который не выезжает за его пределы, вполне может хватить резины на «липучках.
Как работает в зимних условиях шипованная резина
Практически всё, сказанное выше, относится и к моделям с шипами. Они имеют те же три характерных черты:
- Сделаны из мягкой резины.
- Специфический рисунок протектора.
- Блоки изрезаны ламелями.
Иными словами, резина с шипами или без и какая лучше определиться довольно тяжело, но шипованная модель на льду ведёт себя увереннее, чем фрикционный аналог. Однако лёд бывает разный, на замёрзшей реке он один, на загородном шоссе – другой, а при выезде со двора – третий.
Показатель трения-скольжения нешипованной покрышки во всех перечисленных случаях критически низкий – 0,15-0,25. Для примера, этот же коэффициент на асфальте – 0,50-0,75. Чтобы хоть как-то добиться стабильной езды на льду, применяют шипы.
Какие шины лучше с шипами или без для покрытия «лёд + вода»
От нагрева дороги солнечными лучами на льду может появиться тонкий слой влаги. В таких условиях фрикционная шина однозначно будет уступать «шиповке». Вода шипам не помеха, они легко достанут до льда, а вот фрикционному аналогу нужно сперва отвести влагу через канавки и ламели, и только потом протектор коснётся твёрдой поверхности.
Исследования показывают, что, начиная с -15℃ лёд станет твёрдым, как бетон. Шипы уже не могут работать с прежней эффективностью, а вот фрикционные колёса от такого мороза только выиграют – с повышением твёрдости льда увеличивается и показатель трения-скольжения.
В таких условиях вполне понятно, какие шины лучше использовать шипованные или липучку:
- До -15℃ «шиповки» превосходят по эффективности фрикционные модели.
- При -20℃ гололёд лучше преодолевают «фрикционки».
Поведение «шиповок» на асфальте
Сравнивая эффективность торможения покрышек с шипами и без, мы зачастую не принимаем во внимание, что разница состоит не только в наличии шипов, а и в протекторном рисунке и составе резины:
- Протектор формирует поведение авто на снегу, талой каше и асфальте.
- Шипы не играют роль в вышеприведённых условиях, пробить асфальт, как лёд, они не могут.
Именно на последнем факте базируется заблуждение, шипованные колёса на асфальте трансформируются в коньки, на которых автомобиль при торможении скользит. Это было бы так, ели бы шипы выступали над протектором на 1-2 см, но сердечник выглядывает всего лишь на 1 мм. более того, под фланцем шипа есть упругая прокладка, благодаря которой шип спрячется внутрь протектора при наезде на твёрдую поверхность.