Виды осветительной оптики
Лампы накаливания
Классическая лампочка Эдисона представляет собой сферическую стеклянную конструкцию, где в безвоздушном пространстве находится вольфрамовая проволока, которая и излучает свет при нагревании. Электроны разогревают тончайшую проволоку, провоцируя электромагнитное тепловое и световое излучение. КПД таких приборов колеблется в диапазоне 6–8%. Он зависит от максимальной температуры накаливания, поэтому большинство бытовых лампочек ограничены в интенсивности свечения. Её жёлтый оттенок обусловлен низкой по современным меркам температурой нити — 2000 градусов по шкале Кельвина. Так, цветовая температура далека от оттенка солнечного света, что делает автолампу накаливания не самой приятной глазу человека. При более высоких температурах нить перегорает, а из-за оседания частиц вольфрама на стекле ограничивается прозрачность последнего. Таким образом, лампам накаливания свойственно затуманивание. В силу своей конструкции, классические автолампочки не позволяют фокусировать их световой поток отражателями. Такие приборы R2, но в магазине их не встретить — стоит признать, что место им в музее.
Галогенные лампы
Их появление лишило пользователей множества неудобств, связанных с использованием классических ламп. Улучшения начались с формы колбы, которая позволила сократить длину нити. Сама же конструкция из кварцевого стекла стала похожа на цилиндр. Полость таких автоламп наполняется инертным газом с парами галогена (йод, бром и прочие). Такой внутренний состав ламп позволил им совершать самоочищение, так как молекулы вольфрама попадают обратно на нить накаливания. Стеклянная поверхность постоянно пропускает много света, делая такие автолампы более практичными в эксплуатации. Именно галогенные осветители начали поддерживать более высокую температуру накаливания, изменив диапазон цветовой температуры до 2700–3000К.
Ксеноновые лампы (газоразрядные)
Такие осветительные приборы являются самой последней технологией в автомобилестроении. Схожие внешне с галогенными лампами, работают они иначе: колба, накачанная ксеноном, получает разряд, который провоцирует дугу электронов создавать свечение. Цветовая температура этой оптики самая высокая и на значении около 8000К излучает синий оттенок. Спектр света на отметке 5000–7000К похож на солнечный, что делает такие автолампы наиболее приятными для зрения. Их эффективность в разы выше ранее описанных, а долгий срок работы и надёжность обеспечены конструкцией: отсутствует нить накаливания, которая могла бы сломаться в случае тряски. Они разжигаются быстрее классических и дают далёкий и чистый свет.
В качестве минусов таких приборов отмечена потребность в стороннем оборудовании. Помимо этого, для разжигания требуется до 20000 вольт. Спорным качеством является и уровень света: с одной стороны, он повышает обзор хозяина машины, но с другой — может ослепить встречных водителей.
Ввиду сложной конструкции могут быть произведены только на заводе, что повышает их качество в целом, исключая шанс приобретения кустарных образцов.
Светодиодная оптика
Изначально в качестве автомобильные светодиодные лампы были использованы в верхних стоп-сигналах и задних фарах. Впервые белые светодиоды в освещении использовала фирма Audi в модели A8 W12 в 2004 году. Прошло чуть более десяти лет, но технология LED готова полностью заменить использующиеся на данный момент технологии. Ежегодно мощность светодиодов удваивается, что делает допустимым создание киловаттного устройства всего через 5 лет.
Преимуществами LED-технологии являются:
- Устойчивость к вибрации и ударам;
- Долгий срок службы;
- Малые затраты энергии;
- Высокий показатель яркости;
- Экологическая чистота.
Для замены обычных ламп на светодиодные не нужно менять цоколь или покупать стороннее оборудование — достаточно просто узнать тип гнезда и свериться по таблице идентичности осветителей.
Технические характеристики ламп для автомобилей
Назначение | Тип | Напряжение, В | Мощность, Вт | Световой поток, Лм | Цоколь |
---|---|---|---|---|---|
Дальний-ближний свет | R2 | 61224 | 45/4045/4055/50 | >600400-550 | P45t-41 |
Противотуманные фары, дополнительные фары, ближний-дальний свет для четырехфазных систем | H1 | 61224 | 555570 | 135015501900 | P14.5e |
Дальний свет, ближний свет фар | H2 | 61224 | 555570 | 130018002150 | X511 |
Противотуманная фара, дополнительная фара | H3 | 61224 | 555570 | 105014501750 | PK22s |
Дальний-ближний свет фар | H4 | 1224 | 60/5575/70 | 165010001900/1200 | P43t-38 |
Дальий-ближний свет фар для четырехфазных систем | H7 | 12 | 55 | 1500 | PX26d |
Ближний свет для систем с четырьмя фарами | HB4 | 12 | 55 | 1100 | P22d |
Дальний свет для систем с четырьмя фарами | HB3 | 12 | 60 | 1900 | P20d |
Сигнал торможения, проблесковый сигнал, задний противотуманный фонарь, фонарь заднего хода | P21WPY21W | 612 | 21 | 460 | BA15s |
Сигнал торможения | P21/5WPY21W | 61224 | 21/521/521/5 | 440/35440/35440/40 | BAY15d |
Передний и задний габаритные фонари | P5W | 61224 | 5 | 50 | BA15s |
Задний габаритный фонарь | R10W | 61224 | 10 | 125 | BA15s |
Подсветка номерного знака, задний габаритный фонарь | C5W | 61224 | 5 | 45 | SV8.5 |
Лампа заднего хода | C21W | 12 | 21 | 460 | SV8.5 |
Передний габаритный фонарь | T4W | 61224 | 4 | 35 | BA9s |
W5W | 61224 | 5 | 50 | W2.1×9.5d | |
Передний габаритный фонарь, освещение номерного знака | W3W | 61224 | 3 | 22 | W2.1×9.5d |
D1S | 8512 | 3540 | 3200 | PK32d-2 | |
Ближний свет фар для четырехфарной системы | D2S | 8512 | 3540 | 3200 | P32d-2 |
Ближний свет фар для четырехфарной системы | D2R | 8512 | 3540 | 2800 | P32d-3 |
Маркировка цоколя
Цоколь — это элемент крепления лампы в патроне, который передаёт напряжение от проводки к механизму освещения и поддерживает герметичность колбы лампы. Многие модели являются газонаполненными, поэтому цоколь должен справляться с защитой весь срок службы, чтобы не допустить его выхода. В светодиодных осветителях цоколь служит исключительно для установки прибора в классическое гнездо, так как LED-технология не нуждается в герметичности.
Введение ГОСТ 2023-88 позволило отсеять огромное количество видов цоколей , оставив несколько основных категорий.
Цоколи ламп:
А — Автомобильная лампа обыкновенная.
АМН — миниатюрная автомобильная лампа.
АС — софитная.
АКГ — кварцевая галогенная лампа.
Т — цокольная миниатюрная.
R — оптика цоколем из металла.
R2 — колба имеет диаметр более 40 мм.
P — 15 мм цоколь и колба до 26,5 мм.
SV(C) — софитная автолампа с цоколями с обоих концов. Чаще всего они используются для освещения номеров.
BA — штифтовой тип конструкции, где каждый штифты имеют симметрию.
BAY — аналогичная предыдущей, но один штифт смещён по высоте.
BAZ — один из штифтов смещён по высоте и радиусу.
W — цоколь сделан из стекла.
Категоризация не по цоколю
Литера «H» говорит о галогенной наполненности лампы.
Y — Если буква указана в начале, то автолампа имеет оранжевый цвет колбы.
Принцип выбора
Чтобы правильно подобрать оптику для своего автомобиля, нужно отталкиваться от заводских характеристик самой машины — маркировку цоколей, размер гнёзд и допустимую мощность
Внимание стоит обратить и на условия, в которых будет использоваться освещение: от этого зависит оттенок света и расстояние обзора
Для грамотного подбора осветительных приборов достаточно знать марку и модель автомобиля, год её выпуска и объём двигателя. Тип автоламп указан на колбе, цоколе и упаковке. Сейчас наиболее распространены виды — галогеновые, накаливания, ксеноновые и светодиодные. Последние известны как наиболее современные, долговечные и мощные, но в то же время экономные в плане потребления энергии. Некоторые приборы комплектуются двумя спиралями одновременно, что позволяет им брать на себя несколько функций: габаритные огни, стоп-сигнал и прочее. Производители указывают множество характеристик с пояснениями, поэтому выбрать комплект освещения для своей машины можно по номеру или параметрам машины.
Классификация, типы и обозначение
Какие бывают типы цоколей автомобильных ламп и чем они отличаются между собой? Ответы на эти вопросы вы найдете ниже.
Разновидности европейских и отечественных ламп
На территории России до сих пор выпускаются лампочки с цоколями, которым был присвоен ГОСТ еще во времена СССР:
- А — стандартная автолампа;
- АМН — дословная расшифровка — автомобильная миниатюрная лампочка;
- АС — софитный тип устройств;
- АКГ — кварцевая галогенная лампочка.
Обычно после этих аббревиатур на цоколевке отмечаются цифры, свидетельствующие о мощности устройства, а также номер разработки. Следует отметить, что такую маркировку вы сможете увидеть только на отечественной продукции. Основной минус таких продуктов — это отсутствие в шифре определенного типа устройства.
Что касается европейских товаров, в данном случае маркировка лампочек осуществляется по стандарту ЕСЕ:
- Т — миниатюрная лампа;
- R — устройство, диаметр цоколевки которого составляет 1.5 см, а размер колбы в данном случае равен 1.9 см;
- Р — деталь, в которой диаметр цоколя равен 1.5 см, а колбы — 2, 65 см;
- W — в данном случае цоколь элемента будет стеклянным;
- Н — галогенка;
- У — если эта буква имеется в маркировке, то это свидетельствует о том, что цвет колбы оранжевый.
Виды лампочек в зависимости от типа цоколя
Необходимо отметить, что виды цоколей могут различаться между собой по маркировке присоединительного компонента. Разновидности соединителей в зависимости от типа позволяют избежать возможного монтажа элемента в другие патроны.
Основные разновидности устройств такие:
- ВА — деталь, оборудованная цоколевкой штифтового типа;
- W — стеклянный компонент, в данном случае проволочные контакты выводятся наружу, этот тип обычно применяется для установки в поворотные огни;
- Р — такая маркировка свидетельствует о наличии фланцевой цоколевки — внутри конструкции расположена линза, предназначенная для направления света в определенную область;
- Е — данный символ предупреждает о том, что устройство имеет резьбовую поверхность, которая сначала использовалась в лампочках накаливания, на данный момент этот тип наиболее популярен среди автомобилистов;
- ВАY — эта комбинация также говорит о цоколевке штифтового типа;
- BAZ — устройство относится к подвиду штифтовых элементов, однако в конструкции должно быть незначительно смещение штифтов;
- G — компонент со штыковой цоколевкой.
Это были рассмотрены наиболее популярные виды, теперь вкратце расскажем о других разновидностях:
- F — конструкция устройства предусматривает наличие одного штыря.
- R — в данном случае контакт утоплен. Такой подвид рассчитан на более повышенную мощность, а также он может использоваться в среде с более высокой температурой. Как правило, это обозначение кварцевых и галогенных устройств, поскольку сами по себе они характеризуются небольшой массой и размерами.
- Т — телефонный тип, однако применяется он для обеспечения освещения в контрольном щитке транспортного средства.
- b — элемент оборудован рифленый штырем.
- с — в данном случае штырь будет иметь особую форму.
- а — цилиндрический тип штыря;
- S — софитное устройство, в котором цоколевка расположена на одной из сторон трубчатой лампочки. В быту такие детали используются в подсветках, светильниках, но и в автомобильных приборах софитные лампочки — не редкость.
- К — конструкция устройства подразумевает наличие кабельных соединений (автор видео — канал ПРОСТЫЕ ШТУКИ).
Также следует отметить, что между собой цоколевки могут отличаться не только по виду, но и по различному количеству контактов.
В данном случае маркировка будет следующей:
- s — это значит, что в конструкции используется один контакт;
- d — два контакта;
- t — устройство с тремя контактами;
- q — четыре;
- р — лампочка, в конструкции которой предусмотрено пять контактов.
Чтобы лучше разбираться в обозначении световых компонентов, предлагаем вам также ознакомиться с фотографиями устройств. Не каждый автолюбитель должен знать обо всех видах, тем более, что как видно в статье, разновидностей осветительных устройств достаточно много.
Понятие и функция цоколя
Цоколь является неотъемлемым элементом любой автолампы, предназначенный для надежной фиксации устройства в патроне. Этот компонент позволяет обеспечить передачу напряжения для осуществления питания устройства по контактам. В зависимости от вида, цоколи автомобильных ламп могут иметь газ, который позволяет предотвратить возможную утечку напряжения. Что касается основных контактов, то это так называемые лепестки, площадки, а также специальные проволочные штыри. Кроме того, данный компонент позволяет обеспечить более надежную герметизацию колбы от контакта с различными внешними раздражителями.
Отдельно нужно сказать о светодиодах. В случае со светодиодами ситуация немного другая — герметичность конструкции не требуется. Так что в светодиодах цоколевка не выполняет эту роль. На сегодняшний день светодиоды являются одним из наиболее популярных вариантов источников освещения.