Габариты подвески контактного провода

Техническая эксплуатация сооружений и устройств технологического электроснабжения железнодорожного транспорта

Минимальное допустимое расстояние подвески контактного провода

Важно соблюдать правила минимального допустимого расстояния подвески контактного провода, чтобы предотвратить возникновение помех на линии связи или падение провода под воздействием сильного ветра или других факторов. Правильная подвеска контактного провода обеспечивает надежную и безопасную работу электропередачи

Для определения минимального допустимого расстояния подвески контактного провода используются специальные нормативные документы. Они устанавливают требования к высоте подвески провода над землей, расстоянию между проводами и другими объектами, а также расстоянию между проводами на одной подвеске.

В таблице ниже приведены примерные значения минимального допустимого расстояния подвески контактного провода:

Объект Расстояние Высота
Строения Не менее 5 м Не менее 7 м
Мосты Не менее 10 м Не менее 10 м
Деревья Не менее 3 м Не менее 5 м

Важно отметить, что установленные значения могут различаться в зависимости от конкретных условий и правил, установленных в регионе или стране. При проектировании и эксплуатации электрических сетей необходимо всегда учитывать требования безопасности и выполнять их для обеспечения эффективности и надежности работы системы

Контактная сеть троллейбуса

По сравнению с рельсовым транспортом, движение троллейбуса не предполагает постоянной электрической связи с поверхностью. Также повышаются требования к маневренности, что обусловливает изменения в организации инфраструктуры электрификации. Эти отличия и определили главную особенность электросетей для троллейбусов — наличие двупроводных линий. При этом каждый провод фиксируется с небольшими промежутками и снабжается надежной изоляцией. В результате контактная сеть усложняется и на прямых участках, и в зонах разветвлений и пересечений. К особенностям можно отнести и широкое применение секционирования с соответствующими изоляторами. Но в данном случае оболочка не только защищает провода от контактов между собой, но и оберегают материал в местах пересечения. Помимо этого, в инфраструктуре троллейбусных сетей не допускается применение дуговых токоприёмников и пантографов.

Требования на перегонах

На перегонах контактный провод должен быть подвешен на определенном минимальном расстоянии от поверхности земли. Это необходимо для обеспечения безопасности и нормального функционирования железнодорожного транспорта.

Для линий постоянного тока расстояние от подвеса контактного провода до земли должно быть не меньше 5,7 метра. Это связано с тем, что встречающиеся на дорогах автомобили и автобусы могут иметь высокий профиль и значительную высоту пространства для проезда.

Для линий переменного тока требования несколько отличаются. Расстояние от подвеса контактного провода до земли не должно быть менее 5,2 метра. Это связано с тем, что подвесной контактный провод для линий переменного тока имеет другую конструкцию и более низкий профиль, по сравнению с линиями постоянного тока.

Также следует отметить, что на перегонах разрешается временное снижение требуемого расстояния от подвеса контактного провода до земли в случаях, когда это предусмотрено проектом линии.

Тип линии Минимальное расстояние от подвеса контактного провода до земли (м)
Линии постоянного тока 5,7
Линии переменного тока 5,2

Определение минимального расстояния

Минимальное допустимое расстояние должно быть определено с учетом различных факторов, включая характеристики провода, условия эксплуатации и требования нормативных актов.

Одним из главных требований является соблюдение электрического допущения, чтобы избежать коротких замыканий и возгораний. Кроме того, необходимо учитывать такие факторы, как механические нагрузки, действие ветра, параметры контактной сети и другие факторы, которые могут повлиять на безопасность и надежность работы электросети.

Определение минимального расстояния требует проведения специальных расчетов и анализа, основываясь на требованиях нормативных документов и спецификации конкретного объекта

Важно учесть все риски, связанные с возможными аварийными ситуациями и абсолютно исключить возможность возникновения непредвиденных проблем

Помимо расчетов, необходимо также учитывать опыт и знания специалистов и выполнять тестирование системы на специализированных стендах и лабораториях. Это позволит установить допустимые значения расстояний и обеспечить безопасную и надежную работу электросети.

Влияние шероховатости и ветра

Шероховатость поверхности контактного провода может быть вызвана различными причинами, такими как износ, коррозия и загрязнение. Шероховатая поверхность может приводить к ухудшению контакта между проводом и токоприемником, что в свою очередь может приводить к проблемам с передачей электрического сигнала. В результате, минимальное допустимое расстояние подвески контактного провода на перегонах и станциях должно учитывать шероховатость провода для обеспечения нормальной работы системы электрификации.

Воздействие ветра также может оказывать влияние на подвешенный контактный провод. Сильный ветер может вызывать колебания провода, что может привести к его контакту с другими конструкциями или растояние между проводами может стать меньше. В случае чрезмерного приближения контактного провода к другим элементам, может возникнуть риск короткого замыкания или повреждения провода. Поэтому минимальное допустимое расстояние подвески контактного провода на перегонах и станциях также должно учитывать воздействие ветра, чтобы обеспечить надежность работы системы.

Фактор Влияние
Шероховатость поверхности контактного провода Ухудшение контакта
Воздействие ветра Колебания провода, риск контакта с другими конструкциями

Ограничения в зоне тоннелей

Для обеспечения безопасности проезда поездов и предотвращения возникновения аварийных ситуаций, устанавливаются четкие границы минимального допустимого расстояния подвески контактного провода от прилегающих объектов и конструкций. Это позволяет избежать замыкания и короткого замыкания проводов, что может привести к возникновению пожара или выходу из строя системы электроснабжения.

Такие ограничения в зоне тоннелей могут быть установлены как законодательными нормами, так и специальными техническими регламентами. Они могут варьироваться в зависимости от типа тоннеля, его геометрических характеристик и особенностей движения поездов.

Соблюдение минимального допустимого расстояния подвески контактного провода в зоне тоннелей является необходимым условием для обеспечения надежной работы системы электроснабжения и безопасности движения поездов. Это требование должно соответствовать всем нормам и стандартам, чтобы предотвратить возникновение аварийных ситуаций и обеспечить бесперебойное движение поездов по всей протяженности железнодорожной сети.

Проверка состояния контактного провода.

Прежде всего, проверяют рабочую поверхность
провода, на котором не должно быть трещин, подгаров, наплывов, заусенцев и
шеек. Если таковые имеются, то их зачищают бархатным напильником, обнаруженные
изгибы выправляют с помощью правила (деревянного бруска) и свинцового или
деревянного молотка, а перекрутки ¾ рихтовочными
ключами. В местах спайки не болжно быть каких-либо расслоений. В точках
повышенного местного износа и в других местах выборочно измеряют износ, то есть
оставшуюся высоту провода. Не допускается эксплуатация отожженного контактного
провода и с боковым износом. В тех местах, где обнаружины трещины, шейки и
износ, превышающий допустимую величину, устанавливают шунты или делают вставку
нового контактного провода.

При осмотре несущего троса обращают
внимание на целостность всех жил, следы проскакивания зажимов по тросу и
местные перегревы. Снижение сечения тросов вследствии обрыва жил не должно
превышать 15 %

Места обрыва жил должны быть забандажированы. Если повреждено
большее количество жил, устанавливают шунт. На ранее установленных шунтах
проверяют состояние соеденительных зажимов и качество крепления.

У каждой струны проверяют износ, особенно
в верхних звеньях и в струновых зажимах на несущем тросе, а так же износ
рессорного провода в местах крепления коротких вертикальных струн. Этот износ
не болжен превышать 30 % сечения. В противном случае струну заменяют. Тщателно проверяют
состояние струновых зажимов на НТ и КП, зажимов ресорной струны и состояние
жестких распорок между несущим тросом и основным стержнем фиксаторов: они не
должны иметь трещин и изломов и самопроизвольно перемещаться по проводу. Не
допускается наклон зажимов на контактном проводе, так как это может привести к
ударам полозами токоприёмников. Струны полукомпенсированой подвески должны
иметь отклонения от вертикального положения в зависимости от температуры
окружающего воздуха и расстояния в анкерном участке соответственно по монтажным
таблицам. В местах, где перемещение КП превышает половину длины струны, следует
применять скользящие струны. Размеры эластичных струн так же проверяют по
таблицам. Не допускается работа рессорных струн наизлом в местах крепления его
к несущему тросу. При проверки эластичной струны визуально проверяют качество
закрепления несущего троса в седле и состояние изоляторов. Высоту провода
измеряют вагоном- лабораторией. Но при регулировке подвески контролируют
вертикальный габарит контактного провода под каждой струной шаблоном или
рейкой, установленной на изолированной съёмной вышке. Не должно быть перепадо
высоты между отдельными точками крепления контатного провода в пролете, то есть
натяжение проводов и длины струн должны точно соответствовать монтажным
таблицам. Это позволяет обеспечить “бархатный путь”
для токоприемника электроподвижного состава.

Проверка стыковых соединений несущего
троса и контактного провода. Несущий трос может быть состыкован с помощью
трубчатых соединений или соеденительных зажимов

При проверки трубчатого
соединителя обращают внимание на отсутствие трещин в гильзе соеденителя и
следов проскалзования троса. Концы троса должны выходить из соеденителя на
20-30 мм

Анологичные требования предъявляют к стыковым зажимам контактного
провода. Все стыковые зажимы должны быть подвешаны к несущему тросу посредством
струн и на них не должно быть следов взаимодействия с полозом токоприёмника
электроподвижного состава.

2.
ОРГАНИЗАЦИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА

В условиях эксплуатации капетальный
ремонт контактной сети – это сложный и трудоемкий процесс, поэтому для
организационного проведения его необходима пщательная и продуманая подготовка.
Большое значение имеет уровень технической подготовки персонала, проводящего
капитальный ремонт, осбенно персонала, выполняющего работу впервые.

Подготовка к капитальному ремонту
контактной сети начинается с определения объёма предстоящей работы и
составления проектно-сметной документации, необходимость в замене или ремонте
отдельных элементов контактной сети выявляется во время ревизий и осмотров.

Специальная часть

Техника безопасности и охрана труда

Основные требования по технике безопасности.

Железнодорожный путь является
опасной зоной из-за угрозы поезда подвижного состава на людей. Находиться на
путях могут только работники железнодорожного транспорта во время исполнения
служебных обязанностей при строгом соблюдении правил по техники безопасности
(ТБ).

Находясь на путях, надо
проявлять постоянную бдительность, осторожность и осмотрительность. Особенно
бдительным надо быть в темное время суток, при ненасытной погоде, выходе на
пути из зданий, вагонов или других объектов

Меры безопасности на электрифицированных линиях.

Железные дороги
электрифицируют на постоянном токе напряжением 3,3 кВ и на переменном токе 25
кВ. Такое напряжение очень опасно для жизни людей, поэтому все железнодорожники,
работа которых связана с нахождением на перегонах и станциях
электрифицированных линий, должны знать Правила безопасности для работников
железнодорожного транспорта на электрифицированных линиях и строго соблюдать
их.

Высота подвески контактного провода
над уровнем верха головки рельса должна быть не менее 5750 мм на перегонах и
станциях. Все металлические конструкции, расположены от частей контактной сети
на расстоянии менее

5 м, металлические опоры и
детали крепления изоляторов к.с. на железобетонных опорах подлежат заземлению.
Расположенные в зоне влияния к.с. переменного тока металлические сооружения, на
которых могут возникать опасные напряжения, так же заземляют.

Категорически запрещается
приближаться к находящимся под напряжениям проводам или частям к.с. на
расстояние менее чем 2 м. Это значит, что на электрифицированных путях для
отключения и заземления проводов к.с. нельзя подниматься на крыши вагонов,
локомотивов, загружать и разгружать открытый подвижной состав.

В случаях, когда возникает необходимость
приближения к находящимся под напряжением частям на расстоянии менее чем 2 м с
к.с. снимают напряжение и заземляют её на весь период работы.

Запрещается притрагиваться к
контактным проводам, которые оборваны, не зависимо касаются они или не касаются
земли.

Основные понятия и составные части охраны труда.

Охрана труда — это система
законодательных актов, социально-экономических, организационных, гигиенических
и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность,
сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Исходя из этого определения и
сложившейся практики понимания смыслового содержания, понятия охраны труда
обычно выделяют три основные составные части: правовую, санитарно-гигиеническую
и технологическую.

Правовая часть включает в
себя: законодательные акты и социально экономические мероприятия,
рассматриваемые в трудовом законодательстве и системе управления охраной труда;
санитарно-гигиеническая, лечебно-профилактические мероприятия и средства, составляющие
содержание понятий гигиены труда и производственной санитарии;
техническо-организационные и технические мероприятия и средства, входящие в
понятие «охрана труда», направлено на создание таких условий труда,
при которых исключено воздействие на работающих опасных и вредных местах
производственных факторов.

ГОСТы

1.  
Несущий трос — ГОСТ 4775-75

2.  
Контактный провод — ГОСТ 2584-75

3.  
Изоляторы:

                а) штыревые —
ГОСТ 1232-82

                б)
тарельчатые — ГОСТ 6490-83

                в)
тарельчатые (без пестика) — ГОСТ 12670-77

4.  
Общие правила выполнения чертежей
—ГОСТ 2.301-68 — ГОСТ 2.316-68

Список используемой литературы

1.  
Электроснабжение и контактная сеть
электрифицированных железных дорог. Москва «Транспорт» 1989 г.

2.  
Контактная сеть. Москва
«Транспорт» 1990 г.

3.  
Технологические карты по
капитальному и текущему ремонту контактной сети. Москва «Трансиздат»
1997 г.

4.  
Охрана труда и основы экономии на
железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве. Москва
«Транспорт» 1993 г.

5.  
Окружающая среда и транспорт.
Москва «Транспорт» 1987 г.

Контактные сети трамваев

В трамвайных контактных сетях обычно используются провода из меди и схожих по характеристикам сплавов. Также не исключается возможность использования сталеалюминиевых проводов. Сопряжение секций с разной высотой подвески выполняется с уклоном проводки по отношению к продольному профилю пути. При этом отклонение может варьироваться от 20 до 40 % в зависимости от сложности и условий участка прокладки линии. На прямых участках контактная сеть трамвая располагается зигзагообразно. При этом шаг зигзага — независимо от типа подвески — не превышает четырех пролетов. Необходимо отметить и величину отклонения контактных кабелей от оси токоприемника — эта величина, как правило, составляет не больше 25 см.

Особенности воздушных контактных сетей

Воздушные сети наиболее распространены благодаря экономии пространства и более эффективной организации электрических линий. Правда, есть и недостатки такого устройства, которые выражаются в более высоких затратах на монтаж и техобслуживание. Итак, воздушная контактная сеть включает в себя несущий трос, арматуру, провода, стрелки с пересечениями, а также изоляторы.

Основные конструкционные особенности сетей такого типа сводятся к способу размещения. Коммуникации подвешивают на специальные опоры. При этом между точками установки могут отмечаться провисания проводов. Полностью устранить этот изъян невозможно, но его наличие может наносить вред К примеру, если опора контактной сети допускает сильное провисание, то движущийся вдоль кабеля токоприемник в местах подвески может терять связь со своей линией.

Чем опасно жить возле высоковольтных линий

Так, шведские ученые установили, что у людей, проживающих на расстоянии до 800 м от ЛЭП напряжением 200 кВ, статистически чаще встречаются лейкозы, опухоли мозга, онкология молочной железы. У мужчин снижается репродуктивная функция, снижается процент рождения мальчиков.

28.03.2023 На каком расстоянии нельзя приближаться к контактному проводу

Важность безопасности на железнодорожных мостах с электрифицированными участками не может быть недооценена. Приближение к контактному проводу и токоведущим частям, находящимся под напряжением, с боков и снизу на расстояние менее 2 метров запрещено

Это связано с тем, что при напряжении 110 кВ, человек может быть поражен током, если находится на расстоянии менее одного метра от провисшего провода. Поэтому к нему категорически запрещается приближаться.

Если обрыв произошел в контактной сети или воздушных линиях, необходимо немедленно сообщить дежурному по станции, энергодиспетчеру или поездному диспетчеру, оградить место обрыва и следить за тем, чтобы никто не приближался к нему ближе 8 метров. Радиус опасной зоны для шагового напряжения должен составлять не менее 4 метров в помещении и не менее 8 метров на открытой местности, если возникает напряжение свыше 1000 В.

Если контактный провод касается земли, то необходимо отойти от него как минимум на 10 метров, чтобы избежать поражения током. Обычно на расстоянии 20-30 метров от упавшего провода шаговое напряжение уже безопасно. Если напряжение превышает 1 кВ, необходимо принимать дополнительные меры безопасности и привлекать специалистов электриков.

Высота подвески контактного провода также играет важную роль в обеспечении безопасности. Высота подвески контактного провода не должна превышать 6,8 метров. При новом строительстве, обновлении и реконструкции высота подвески контактного провода должна быть на перегонах и железнодорожных станциях 6,5 метров, а на участках скоростного движения поездов (161-200 км/ч) — 6 или 6,25 метров. Высота подвеса контактного провода вне искусственных сооружений должна быть не менее 5750 мм на перегонах и железнодорожных станциях и 6000 мм на железнодорожных переездах.

Таким образом, соблюдение правил безопасности при работе на мостах с электрифицированными участками железной дороги и при обрыве проводов контактной сети является ключевым для предотвращения травм и потенциально смертельных исходов.

Общие сведения о контактных сетях

Это часть технического сооружения, которое входит в комплекс электрифицированных путей и дорог. Основной задачей данной инфраструктуры является передача энергии от до электрического подвижного состава. В целях обеспечения возможности снабжения техники энергией от нескольких подстанций контактная сеть разбивается на несколько участков. Таким образом, происходит формирование секций, каждую из которых питают отдельным фидером от конкретного источника.

Секционирование также используется для облегчения ремонтных операций. Например, в случае повреждения линии будет прекращена передача энергии только на одном участке. Неисправную проводку при необходимости можно подключить к работающей подстанции, что сократит время простоя. Кроме того, контактная сеть железных дорог обеспечивается специальными изоляторами. Такое решение обусловлено тем, что случайное образование дуги в момент прохождения токосъемников может нарушить основную оболочку проводов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Эдем на трейлере
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: