Технические характеристики битумовозов
Самой важной частью битумовоза является цистерна, в которой перевозится груз. Объём цистерны может быть разным: от 15 до 40 куб.м
Корпус прицепа выполнен
из надежного и прочного материала (например, сталь износостойкая 09Г2С), имеет эллиптическое или цилиндрическое сечение. В некоторых моделях днище выполнено в торосферической форме по торцам. Снаружи обшивка цистерны может быть из зеркальной нержавеющей стали, что также значительно увеличивает срок эксплуатации битумовоза. Внутри ёмкости-прицепа находятся специальные перегородки (волнорезы), которые позволяют предотвратить сильнейшие гидравлические удары во время движения или , например, при резкой остановке. К волнорезам прикреплены жаровые трубы по всей длине (обычно V-образной формы). Эти трубы имеют уширение (с огнеупорной обмазкой) на входе в цистерну, которое создает специальное топочное пространство, что и обеспечивает полное сгорание топлива (керосина). Топливо подается форсунками к 2-м стационарным горелкам. Другая сторона жаровых труб направлена в дымовую коробку. Через дымовую коробку отходят газы, которыми омывается заднее днище ёмкости. Затем эти газы уходят в атмосферу (по верхнему патрубку).
Залив в битумовоз-прицеп горючей жидкости осуществляется самотеком при температуре не ниже 180 градусов Цельсия.
Все цистерны оснащены заливными горловинами, оборудованными откидными крышками (для загрузки битума), которые герметично закрываются. Установлены сетчатые фильтра, термометры для отслеживания температуры жидкости и специальные приборы для измерения уровня жидкости (это могут быть указатели поплавкового типа, рейки металлические с делениями). Привод насоса, предназначенный для слива битума, включается от коробки отбора мощности или от дополнительно-установленного двигателя.
Прицепы и полуприцепы битумовозов имеют хорошую теплоизоляцию. Это необходимо для того, чтобы поддерживать определенную температуру специфического груза (битума). Система теплоизоляции представляет собой конструкцию из двойных стенок цистерны, между которыми проложен слой из матов стекловолокна в металлических листах.
Значение и виды физико-химических свойств
Столкнувшись с перевозкой наливных грузов специальными автоцистернами, нельзя забывать о таком важном моменте как физико-химические свойства и характеристики товара. Они влияют на используемый вид транспорта, а также на цистерну и её оснащение
Обязанностью компании, осуществляющей грузоперевозки различных наливных жидких грузов, является изучение параметров доставляемого товара.
Можно выделить несколько основных физико-химических характеристик.
- Плотность жидкости. Является соотношением массы и объёма. Плотность тесно связана с температурой. Нагреваясь, жидкость расширяется и уменьшается плотность. При охлаждении идёт обратный эффект. При заливке нужно учитывать текущую температуру, а также изменения в объёме при транспортировке. Если цистерна будет заполнена на 100% и начнётся нагрев, от избытка внутреннего давления не исключено нарушение герметичности цистерны.
- Показатели вязкости. Или текучести. Влияет на длительность залива продукции в ёмкость, а также на скорость слива. Чем выше вязкость, тем дольше товар заливается. В некоторых случаях для сильновязких субстанций применяются подогреватели и мощные специальные насосы.
- Свойство застывания. Когда осуществляется перевозка жидких грузов разными автоцистернами и танк-контейнерами, то обязательно учитывают способность товара застывать. Это происходит при определённой температуре. Нужно подбирать подходящий вид транспорта и системы для слива и залива. Из-за этого свойства для доставки некоторых грузов нужны системы обеспечения подогрева или температурного регулируемого охлаждения.
- Испаряемость. Это способность жидкости приобретать газообразное состояние. Актуально для топлива, всевозможных нефтепродуктов и не только. Испаряемость учитывают, чтобы исключить или минимизировать потери в процессе перевозки, хранения, слива и так далее. На испаряемость влияет множество факторов, а не только температура.
- Показатели теплоёмкости. Это количество тепла, которое требуется для нагрева на 1 градус по шкале Цельсия. Такой параметр необходим, чтобы определить временные и энергетические расходы для нагрева состава, которые нужны для нормального слива и залива смеси.
- Уровень токсичности. Это свойство, воздействующее на организм человека. В зависимости от уровня токсичности, подбирают соответствующее оборудование и средства индивидуальной защиты для людей, работающих с этим грузом.
- Температура вспышки. Минимальный показатель температуры, при котором испарения от жидкости могут воспламениться при наличии открытого источника пламени. Этот параметр является ключевым в вопросе определения класса пожарной опасности. Так можно заранее создать условия, обеспечивающие безопасность грузоперевозки.
- Температура воспламенения. Это температурный показатель для возгорания без наличия источника искры или огня. Помогает выбрать наиболее подходящую цистерну, а также организовать безопасный процесс погрузки и разгрузки.
- Электролизация. Показывает способность вещества накапливать статический электрический заряд. Это угроза для воспламенения и взрыва.
- Коррозийные свойства. Являются способность вещества разъедать металл. Актуально для разных кислот и щелочей в основном. Чтобы металл цистерны не разъело в процессе доставки, для них выбирают соответствующие сорта стали, а также наносят изнутри защитные покрытия, нейтральные в отношении кислоты или щёлочи.
- Кислотное и йодное число. Важные показатели для пищевых продуктов, поскольку показывают способность окисляться при контакте с металлическими и другими поверхностями. Если не учесть эти моменты, продукт может испортиться, потерять свои вкусные, а также пищевые ценности. Поэтому для пищевых наливных товаров используются цистерны, имеющие специальные покрытия и защитные слои.
Из этого внушительного списка можно понять, что множество характеристик и свойств действительно влияют на сохранность и пригодность к применению и употреблению жидких перевозимых на транспорте грузов. Они же влияют на выбор ТС, резервуаров, подготовку к транспортировке и организацию погрузочно-разгрузочных работ.
Немного истории.
До изобретения ледовых комбайнов лёд заливали вручную, и занимала эта процедура около часа, при условии, что задействовано около 3-4 человек. Согласитесь, ни о какой заливке между периодами не могло быть и речи. Точно так же подумал и Фрэнк Замбони, и изобрёл в 1949 году первый ледовый комбайн. И вы уже догадались, так появился, пожалуй, самый известный брэнд заливочных машин. Помимо Замбони на слуху ещё Олимпия и Айскэт, которые появились немного позже.
Фрэнк Замбони — Американский изобретатель.
Фрэнк Замбони.
Человека, придумавшего машину для обновления ледового покрытия катков, звали Фрэнк Джозеф Замбони и именно его фамилия стала названием целой компании. Родился он в 1901 году в штате Юта в семействе итальянских эмигрантов. в 1920 году семейство переселилось в Лос-Анджелес, где Фрэнк с братом некоторое время работали автомеханиками. в 1922 году братья Замбони открыли собственное дело, занявшись обслуживанием местных молочных предприятий.
Примерно в 1930 году когда начали появляться первые электрические холодильники, братья начали размышлять над перспективой разработки оборудования для поддержания надлежащего состояния льда на катках.
Принцип действия.
Принцип действия заливочного комбайна следующий: сначала ножом срезается верхний слой (4-8 мм, в зависимости от состояния льда), нож скользит по льду, примерно как бритва, а специальный механизм — горизонтальный шнек, собирает срезанный лёд. Далее такой же шнек, только вертикальный, отправляет срезанный лёд в специальный бак для сбора. Одновременно с этим процессом на поверхность льда поступает горячая вода, которая распределяется равномерно при помощи резинового полотенца, которое находится позади машины. Горячая вода подаётся специально, что бы немного растопить старый лёд и заполнить все сколы и трещины, что в итоге даёт гладкую и ровную поверхность льда после заливки.
На заливку льда при помощи заливочной машины уходит 10-15 минут, что позволяет выполнить этот процесс в перерывах между периодами. Хранится заливочная машина в специальном гараже, температура которого должна быть не менее 1 градуса, что бы вода в баках не замёрзла, а накопившийся снег скидывается в специальную яму, где его растапливают. На некоторых аренах воду, после растапливания снега фильтруют и заново используют для заливки льда.
Заливщик (Ледовар).
Занимается всем этим процессом специально обученный человек — заливщик. Как правило, заливщиков на катках несколько и работают они посменно. Но заливка льда — не единственное, что входит в обязанности заливщика. По истечении определенного периода уровень льда на арене поднимается, и заливщику необходимо срезать лишние миллиметры. Для этого существует специальный аппарат — машинка, которая срезает лед, внешне напоминающая газонокосилку. Принцип действия ее «немного попроще», нож (один или несколько) срезает лёд, а в специальный бак доставляется срезанный снег.
Электронные заливочные машины.
Многие страны сейчас переходят на электронные заливочные машины — принцип действия такой же, но сама машина функционирует за счёт электричества, а не привычного топлива. На самом деле, это вполне разумная тенденция, ведь выхлопные газы могут копиться в помещении ледовой арены и создавать определенный дискомфорт как хоккеистам и другим спортсменам, так и болельщикам.
Ледомер.
Использование данного программно-аппаратного комплекса:
- Определение толщины льда.
- Мониторинг состояния льда на разных частях ледового катка.
- Выявление неоднородностей и зон трещиноватости в ледовом массиве.
Классификация и обозначение автоцистерн
Автоцистернами (автомобилями-цистернами и автопоездамицистернами) называются автотранспортные средства, служащие для перевозки и временного хранения жидких, полужидких, газообразных, порошкообразных и сыпучих грузов.
К автоцистернам (АЦ) относят также автозаправщики, предназначенные для перевозки нефтепродуктов и заправки ими транспортной техники.
Цистерны (резервуары автоцистерн) устанавливаются на шасси грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов (рис. 1). Прицепы-цистерны (рис. 2) и полуприцепы-цистерны (рис. 3) агрегатируют с тягачами. В связи с этим различают автомобили-цистерны (рис. 4) и автопоезда-цистерны (рис. 5).
Рисунок 1 – Цистерны, устанавливаемые на шасси грузовых автомобилей и прицепного состава
Рисунок 2 – Прицеп-цистерна
Рисунок 3 – Полуприцепы-цистерны
Рисунок 4 – Автомобиль-цистерна
Рисунок 5 – Автопоезда-цистерны
Классифицируются автоцистерны по следующим признакам (рис. 6):
- а) по типу базового шасси – автомобиль-цистерна, прицепцистерна, полуприцеп-цистерна;
- б) по проходимости – обычной проходимости, повышенной и высокой;
- в) по назначению – для транспортирования, для транспортирования и заправки;
- г) по виду транспортируемого (заправляемого) груза – для жидких, газообразных, порошкообразных, сыпучих и полужидких грузов;
- д) по классам – 1 класс – для взрывчатых веществ; 2 – для сжиженных и сжатых газов, а также растворенных под давлением; 3 – для легковоспламеняющихся жидкостей; 4 – для легковоспламеняющихся веществ и материалов;
- е) по вместимости (грузоподъемности) цистерны – малой, средней и большой вместимости;
- ж) по типу несущей системы – рамные (цистерна установлена на раме) и несущие (подвески и колеса крепят к цистерне);
- з) по типу технологического оборудования для выгрузки продукта – под действием гравитационных сил (самотеком и ссыпанием), механическая выгрузка, пневматическая выгрузка, выгрузка с помощью насосов (своих или сторонних), самосвальная выгрузка.
Рисунок 6 – Классификация автомобилей-цистерн
При проектировании АЦ учитывают свойства перевозимого продукта: плотность, давление насыщенных паров, электризуемость, коррозионность, токсичность и т. д.
Дополнительные требования к автоцистернам:
- вывод глушителя вперед и вправо вне зоны цистерны с наклоном выпускного отверстия вниз;
- защита топливного бака со стороны глушителя: спереди экраном (металлическими щитками) и снизу металлической сеткой с размером ячеек 10×10 мм (на расстоянии не менее 20 мм);
- в электрических цепях необходимо установить дополнительные предохранители, выключатель «массы» аккумуляторной батареи (при его наличии) должен находиться в кабине водителя;
- лампы освещения с защитными решетками;
- электропроводка прокладывается в трубках;
- заземление АЦ металлической цепью;
- наличие двух огнетушителей вне кабины;
- система информации об опасности (надписи, проблесковый фонарь) и т. д.
Обозначение автоцистерн состоит из ряда букв и цифр.
Буквы обозначают тип базового шасси (А – автомобиль, П – прицеп, ПП – полуприцеп) и назначение цистерны (Ц – цистерна транспортная, ТЗ – топливозаправочная цистерна).
Цифры обозначают номинальную вместимость цистерны в метрах кубических и марку шасси.
Наряду с буквами Ц и ТЗ применяются обозначения:
- ЦЗ – цистерна-заправщик,
- МЗ – маслозаправщик,
- ТМЗ– топливомаслозаправщик.
Специальные обозначения вида перевозимого грузов:
- М – масло,
- В – вода,
- С – спирт,
- СЖ – специальные жидкости.
Например, АТМЗ-4,5-375: автотопливомаслозаправщик, с цистерной основной под топливо вместимостью 4,5 м3, на шасси автомобиля Урал-375; АЦ-4,2-53А – автомобиль-цистерна транспортная, вместимостью 4,2 м3, на шасси автомобиля ГАЗ-53А; ЗСЖ-66 – заправщик специальными жидкостями на шасси автомобиля ГАЗ-66.
Характеристики некоторых моделей прицепов битумовоза
Модель | РЛТ-10 | РЛТ-20 | РЛТ-30 | РЛТ-40 |
Емкость (м3) | 10 | 20 | 30 | 40 |
Выход (тонн/час) | 4/5 | 4/5 | 5/6 | 5/6 |
Потребление топлива (газ (тонн)/уголь(кг) | 5/6 | 5/6 | 5/6 | 5/6 |
15/30 | 15/30 | 15/30 | 15/30 | |
Полный вес (кг) | 5660 | 6430 | 7200 | 8000 |
Размер плана (м)
Высота x ширина x длина x |
3×2.4×2.9 | 5×2.4×2.9 | 7×2.4×2.9 | 10×2.4×2.9 |
Емкость насоса (тон/час) | 4/30 | 4/30 | 6/30 | 6/30 |
Падение температур град/час) | от модели | от модели | от модели | от модели |
Средняя серия битумовозов
ППЦБ 24 – объемом 24 т, цистерна с 1 отсеком, шасси САТ-110;
ППЦБ 912505 – объемом 24 т, цистерна круглого сечения с 1 отсеком, шасси BPW с тремя осями;
ППЦБ 26 – объемом 26 т, цистерна с 1 отсеком, шасси САТ-110;
ППЦБ 912502 – объемом 26 т, цистерна круглого сечения с 1 отсеком, шасси BPW с тремя осями;
ППЦБ-912507 – объемом 28 т, цистерна круглого сечения с 1 отсеком, шасси BPW с тремя осями;
ППЦБ 30 – объемом 30 т, цистерна с 1 отсеком, шасси САТ-110;
ППЦБ 912503 – объемом 30 т, цистерна круглого сечения с 1 отсеком, шасси BPW с тремя осями;
Малая серия битумовозов
ППЦБ 17 – объемом 17 т, цистерна с 1 отсеком, шасси САТ-47, САТ-110;
ППЦБ 20 – объемом 20 т, цистерна с 1 отсеком, шасси САТ-110;
ППЦБ 22 – объемом 22 т, цистерна с 1 отсеком, шасси САТ-110.
Важные особенности наливных грузоперевозок
Теперь необходимо ознакомиться с важными правилами по перевозке разнообразных наливных грузов различными ТС.
Именно в зависимости от выполнения правил перевозки различных жидких грузов наливом обеспечивается безопасность окружающей среды, а также сохранность самого товара. Кто-то может сказать, что у наливных грузов нет такой проблемы как хрупкость и появление дефектов. Но если выполняется перевозка пищевых наливных жидкостей, ГСМ и не только, всегда остро стоит вопрос их порчи, потери технических, эксплуатационных, вкусовых и прочих характеристик.
Также ошибочно считать, что в случае перевозки химических или нефтяных продуктов намного важнее соблюдать эти правила и рекомендации. Хотя стоит признать, что разлив химических веществ нанесёт куда больший ущерб окружающей среде, нежели перевёрнутая цистерна с молоком или соком.
Если говорить о правилах, то тут можно выделить несколько основных пунктов.
- Специальная подготовка. Водители, доставляющие цистерны для перевозки того же аммиака, ГСМ, топлива и других наливов, включая опасные и неопасные грузы, должны предварительно пройти специальную подготовку. Это же относится и к тем, кто перевозит аммиачные и прочие цистерны по железной дороге, морю или рекам.
- Характеристика и специфика транспортируемого груза. У всех видов наливных грузов, которые предназначены для последующей транспортировки, есть свои особенности. Опираясь на них, выбирают наиболее подходящие ёмкости и виды транспорта.
- Разные жидкости и разные ёмкости. Основным правилом считается то, что налив с разными физико-химическими свойствами нельзя перевозить в одном и том же резервуаре. Грубо говоря, цистерну с битумом нельзя применять, чтобы доставлять потом бензин или моторное масло.
- Один резервуар для разных жидкостей. Это касается лишь тех случаев, когда свойства и различные характеристики наливных грузов одинаковые или схожие. Но даже в этой ситуации заливать следующий груз нельзя до тех пор, пока не будут проведены работы по тщательной очистке наливной ёмкости. А вот пищевые и непищевые товары перевозить наливом в одном резервуаре категорически запрещено.
- Индивидуальные резервуары. Это идеальные условия грузоперевозок, которые не всегда удаётся выполнить. Но оптимальным вариантом считается перевозка одного вида груза в одном резервуаре. То есть бензин перевозится только в бензиновых цистернах, дизельное топливо в дизельных резервуарах, а молоко в молочных ёмкостях.
- Очистка пищевых цистерн. В отношении пищевых наливных грузов требования достаточно жёсткие. Прежде чем заливать новую партию, даже если это абсолютно аналогичная жидкость, всё равно нужно пройти процедуру подготовки. Она состоит из очистки, дезинфекции, мойки насосов и обработки ёмкостей защитными средствами, если это необходимо.
- Принятие налива и проверка информации о нём. Перевозчик обязан изучить данные про тип жидкости, её характеристики и условия для доставки. Если это скоропортящийся товар, тогда нужно уточнить, какие условия требуются и сколько времени продукция может находиться в цистерне. Это защищает от невыполнимых задач клиентов. К примеру, если на доставку нужно 3-5 дней, а продукт, даже при соблюдении всех условий, потеряет свойства или товарный вид уже через 48 часов.
- Работа с агрессивными жидкостями. Сюда относятся щёлочи, кислоты и прочие едкие жидкие смеси. Для них требуется использовать специальные ёмкости, которые могут противостоять агрессивной среде. Иначе произойдёт утечка, что приведёт к потере товара, загрязнению окружающей среды.
Правильная перевозка моторного масла, различных нефтепродуктов, пищевых жидкостей автоцистернами и другими видами транспорта и резервуаров — это крайне сложная, а также ответственная работа. И доверять её можно только квалифицированным, опытным специалистам.
Перевозчику необходимо соблюдать идеальный баланс между скоростью доставки и безопасностью, обеспечением идеальных условий хранения. Даже если товар скоропортящийся и на доставку следует тратить минимум времени, это ни в коем случае не должно достигаться путём нарушения скоростного режима и игнорирования правил дорожного движения.
В чём главная сложность доставки жидкого груза, на ваш взгляд? Какой вид транспорта считаете оптимальным? Какие наливные грузы доставляли и что было использовано для этого?
Понятие о наливном грузе
Наливным грузом считается жидкость, для транспортировки которой используют не штучную тару, а крупные, вместительные резервуары. Чаще всего это цистерны. Хотя сейчас активно набирают популярность танк-контейнеры. Эти 2 вида резервуаров наиболее удобные для жидкого груза.
При этом различные жидкости и смеси могут характеризоваться определёнными требованиями, правилами и условиями транспортировки и хранения. И перевозчик обязан это учитывать и выполнять.
В основном транспортные компании перевозят следующий список наливных грузов, который состоит из:
- нефти;
- топлива;
- моторных масел;
- растительных масел;
- сжиженного газа;
- пищевых продуктов;
- химических веществ.
Эти грузы могут иметь различную плотность и вязкость. Иными словами, наливной груз — это как обычная вода, так и жидкий асфальт, перевозимый для строительства дорогих. При этом оба состава должны перевозиться в специальных герметичных ёмкостях.
Ещё наливные грузы разделяют на 2 категории:
- Опасные. Сюда включают нефть, а также некоторые виды производимых нефтепродуктов, химические жидкости и сжиженных газ. В эту категорию входят смеси, способные навредить здоровью и жизни людей, а также нанести большой ущерб окружающей среде.
- Пищевые и неопасные. Здесь речь идёт уже о воде, спирте для производства алкогольных напитков, растительных видах масел, соках, молоке и так далее.
Отдельно стоит упомянуть наливные грузы, для которых необходимо соблюдать строгие температурные условия в период их доставки и хранения. Причём этом могут быть как пищевые продукты, так и нефтепродукты, к примеру.
Взять тот же асфальт или жидкий битум. Пищевыми их точно не назовёшь. Это субстанции, используемые в строительстве. Если не обеспечить должный температурный режим, буквально за несколько часов жидкость превратится в монолит. И для дальнейшего применения застывший асфальт или битум уже будет непригоден.
Поэтому, если грузу нужен специальный режим, ёмкости для перевоза оснащают вспомогательными системами. Они обеспечивают нужную высокую или низкую температуру. Тут уже нужно отталкиваться от конкретного груза. В некоторых случаях требуется всю дорогу подогревать продукцию. В иной ситуации не обойтись без охлаждения, что в основном актуально для скоропортящейся жидкости.
Базовые шасси для битумовозов
Базой, на которую устанавливаются прицепы и полуприцепы битумовозов, являются шасси и седельные тягачи разной грузоподъемности и с всевозможной колесной формулой (в зависимости от объёма прицепа). Практически каждый битумовоз оборудован системой АBS, противооткатными упорами, коробками экологическими для предотвращения разлива битума, а также ящиками с нейтрализующими веществами и разнообразное современное электрооборудование. Все эти современные технологии необходимы для безопасности при эксплуатации автомобиля специального назначения на протяжении долгосрочного периода. Примерами шасси для битумовозов являются такие известные производители как КАМАЗ, Scania, Volvo, MAN, МАЗ, Renault, Mercedes-Benz и др.
Разновидность битумовозов
На сегодняшний день модельный ряд битумовозов достаточно велик.
Во время производства специализированной техники для перевозки опасных горючих жидкостей применяют исключительно особые материалы, которые обеспечат надежную безопасность перевозок.
Автоцистерны битумовозов можно разделить на три вида в зависимости от системы обогрева:
Электрическое. Нагрев полностью автоматизирован и происходит за счет керамических элементов от центральной сети.
При помощи генераторной установки.
Битумовоз КАМАЗ 65115-1964 Евро 3 Объем цистерны – 10,7м3 Поперечное сечение -Чемоданное Материал – Сталь Ст3СП 5 кат. Отсеков, 2 шт.
При помощи горелок низкого давления. Поддержание температуры и нагрев происходит через жаровые трубы. Подразумевает наличие насосной установки, которая обеспечивает циркуляцию жидкого груза внутри цистерны и защищает от перегрева.