Где находятся БП и какова их схема?
Независимо от схемы электрооборудования на автомобиле с двигателем 8 или 16 клапанов, монтажные устройства находятся не в салоне, а в моторном отсеке машины, в районе ветрового стекла. Автомобили с разной системой подачи горючего (инжекторный или карбюраторный двигатель) могут оснащаться блоками предохранителей ВАЗ 21099 нового образца.
Схема БП старого типа
Для начала нужно показать электрическую схему девайса и рассказать об обозначениях предохранительных деталей в изделиях старого типа.
Схема девайса старого образца
Значения реле на схеме.
Номер | Расшифровка |
1 | Применяется для активации механизмов очистки передней оптики |
2 | Девайс, контролирующий работу системы времени промывки заднего стекла |
3 | Деталь, применяющаяся для защиты электроцепи источников освещения аварийной «сигналки» и поворотных огней |
4 | Дворники лобового стекла |
5 | Перемычки, монтирующиеся в месте реле контроля исправности источников света |
6 | Этот компонент используется для обеспечения рабочего состояния системы прогрева заднего стекла |
7 | Резервное реле |
8 | Устройство, обеспечивающее рабочее состояние световых источников дальнего освещения |
9 | Оптика ближнего света |
10 | Предохранительный элемент |
11 | Реле контроля рабочего состояния вентилирующего устройства системы охлаждения. Повреждение этого компонента приведет к перегреву автомобильного мотора |
12 | Обеспечивает рабочее состояние рулевого сигнала — клаксона |
Описание назначения предохранительных устройств в БП старого типа
БП нового образца
Коробка нового типа характеризуется несколько другой схемой. Тем не менее в ней также находятся все элементы для защиты электросистем и девайсов, в том числе прикуривателя и печки. Ниже разберем, какой предохранитель за что отвечает.
Где находятся предохранители ВАЗ-2108 2109 21099
Блок реле и предохранителей у ВАЗ 2108-09-099 (карбюратор, инжектор) расположен под капотом, в отсеке перед лобовым стеклом с левой стороны.
Монтажный блок предохранителей 2114-3722010-18
- K1-реле включения очистителей фар;
- K2-реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации;
- K3-реле стеклоочистителя ветрового окна;
- K4-реле контроля исправности ламп;
- K5-реле включения стеклоподъемников;
- K6 — реле включения звуковых сигналов;
- K7-реле включения электрообогрева заднего стекла;
- K8-реле включения дальнего света фар;
- K9-реле включения ближнего света фар;
- F1-F16 — плавкие предохранители
Монтажный блок предохранителей 2114-3722010-60
- K1 — Реле включения очистителей фар
- K2 — Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации
- K3 — Реле очистителя ветрового стекла
- K4 — Реле контроля исправности ламп стоп-сигнала и габаритных огней
- K5 — Реле включения стеклоподъёмников
- K6 — Реле включения звукового сигнала
- K7 — Реле включения обогрева заднего стекла
- K8 — Реле включения дальнего света фар
- K9 — Реле включения ближнего света фар
- F1 — F16 — Плавкие предохранители
- F1 — F20 — Запасные предохранители
Монтажный блок предохранителей 17.3722
- 1 — реле включения очистителей фар (K6)
- 2 — реле времени омывателя заднего стекла (K1)
- 3 — реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (K2)
- 4 — реле стеклоочистителя (KЗ)
- 5 — контактные перемычки на месте реле контроля исправности ламп
- 6 — реле включения обогрева заднего стекла (K10)
- 7 — запасной предохранитель
- 8 — реле включения дальнего света фар (K5)
- 9 — реле включения ближнего света фар (K11)
- 10 — предохранитель
- 11 — реле включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя (K9)
- 12 — реле включения звукового сигнала (K8)
Описание предохранителей монтажного блока для ВАЗ 2109, 2108, 21099
F1-F16 — монтажный блок 2114-3722010-60, 2114-3722010-18.
Цифры от 1 до 16 — монтажный блок старого образца 17.3722
№ предохранителя | Расшифровка |
---|---|
1 (8 A)
F9 (7,5 A) |
Правая противотуманная фара |
2 (8 A)
F8 (7,5 A) |
Левая противотуманная фара |
3 (8 A)
F1 (10 A) |
Очистители фар (в момент включения).
Реле включения очистителей фар (контакты). Клапан включения омыва фар |
4 (16 A)
F7 (30 A) |
Очистители фар (в рабочем режиме).
Реле включения очистителей фар (обмотка). Электродвигатель вентилятора отопителя — предохранитель печки Электродвигатель омывателя стекол. Моторедуктор очистителя заднего стекла. Реле времени омывателя заднего стекла. Клапаны включения омыва ветрового и заднего стекол. Реле (обмотка) включения электровентилятора системы охлаждения двигателя. Реле (обмотка) включения обогрева заднего стекла. Контрольная лампа обогрева заднего стекла. Лампа освещения вещевого ящика |
5 (8 A)
F16 (15 A) |
Указатели поворота и реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме указания поворота). Контрольная лампа указателей поворота.
Задние фонари (лампы света заднего хода). Моторедуктор и реле включения очистителя ветрового стекла. Обмотка возбуждения генератора (при пуске двигателя). Контрольная лампа уровня тормозной жидкости. Контрольная лампа давления масла. Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора. Контрольная лампа стояночного тормоза. Лампа светового табло «STOP». Указатель температуры охлаждающей жидкости. Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва. Вольтметр |
6 (8 A)
F3 (10 A) |
Задние фонари (лампы стоп-сигнала). Плафон освещения салона |
6 (8 A)
F6 (30 A) |
Электростеклоподъемники передних дверей. Реле включения электростеклоподъемников |
7 (8 A)
F10 (7,5 A) |
Фонари освещения номерного знака. Подкапотная лампа.
Лампы освещения приборов. Контрольная лампа наружного освещения. Табло подсветки рычагов отопителя. Лампа освещения прикуривателя |
8 (16 A)
F5 (20 A) |
Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя, и реле его включения (контакты).
Звуковой сигнал и реле его включения |
9 (8 A)
F10 (7,5 A) |
Левая фара (габаритный свет).
Левый задний фонарь (габаритный свет) |
10 (8 A)
F11 (7.5 A) |
Правая фара (габаритный сеет).
Правый задний фонарь (габаритный свет) |
11 (8 A)
F2 (10 A) |
Указатели поворота и реле-прерыватель аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации).
Контрольная лампа аварийной сигнализации |
12 (16 A)
F4 (20 A) |
Элемент обогрева заднего стекла.
Реле (контакты) включения обогрева заднего стекла. Штепсельная розетка для переносной лампы. Прикуриватель |
13 (8 A)
F15 (7,5 A) |
Правая фара (дальний свет) |
14 (8 A)
F14 (7.5) |
Левая фара (дальний свет).
Контрольная лампа включения дальнего света фар |
15 (8 A)
F13 (7,5 A) |
Левая фара (ближний свет) |
16 (8 A)
F12 (7,5 A) |
Правая фара (ближний свет) |
Блок старого образца
Номер предохранителя: |
Сила тока: |
Что он защищает: |
F1 | 10А | Резервный (дополнительный) предохранитель |
F2 | 10А | Указатели поворотников, прерыватель аварийного сигнала (при включенной аварийке), контрольная лампочка аварийных сигналов |
F3 | 10А | Задние фары стоп-сигнала, лампочки подсветки салона |
F4 | 20А | Подогрева заднего стекла, контакты включения обогрева заднего стекла, розетка для переноски, прикуриватель |
F5 | 20А | Звуковой сигнал (клаксон), выключатель клаксона |
F6 | 30А | Резервный предохранитель |
F7 | 30А | Электромоторчик вентилятора печки, электромоторчик омывателя лобового стекла, реле включения электрического вентилятора радиатора, реле включения обогрева заднего стекла, контрольная лампа включения обогрева на заднем стекле, плафон подсветки бардачка |
F8 | 7,5А | Резервный предохранитель |
F9 | 7,5А | Резервный предохранитель |
F10 | 7,5А | Левая габаритная фара |
F11 | 7,5А | Правая габаритная фара |
F12 | 7,5А | Правая фара ближнего света |
F13 | 7,5А | Левая фара ближнего света |
F14 | 7,5А | Левая фара дальнего света, контрольная лампа включения дальнего света |
F15 | Правая фара дальнего света | |
F16 | 15А | Указатели поворотов и реле-прерыватель аварийки (при включенных поворотниках), контрольная лампа указателей поворотников, задние фонари заднего хода, моторедуктор и реле включения стеклоочистителей лобового стекла, контрольная лампа давления масла, контрольная лампа ручного тормоза, указатель температуры ОЖ, указатель уровня топлива, контрольная лампа резерва топлива, вольтметр |
Реле
Приведем в таблице номера реле и их функции:
Номер реле |
Функции |
1 | Работоспособность элементов очистки передней оптики |
2 | Работоспособность двигателя омывателя заднего стекла |
3 | Защита от поломки лампы поворотных сигналов и световой сигнализации |
4 | Защита от выхода из строя моторчика стеклоочистителей лобового стекла |
5 | Позволяет определить работоспособность лампы |
6 | Защита от перенапряжения системы обогрева заднего стекла |
8 | Лампы дальнего света фар |
9 | Лампы ближнего света фар |
11 | Отвечает за работу вентилятора охлаждения ДВС. Если данное реле выходит из строя, мотор может перегреться |
12 | Работа звукового сигнала |
особенности обслуживания с фото и видео рекомендациями Сам автоэлектрик
Владельцы «Самары» первых лет выпуска нередко жалуются на обгорающие контакты и отказывающую электронику. Причиной этого чаще всего являются некачественные комплектующие, которыми электропроводка ВАЗ 21093 изобилует в достаточном количестве. И при появлении первых симптомов, следует незамедлительно заняться починкой неисправных узлов, поскольку от этого зависит безопасность участников дорожного движения.
За проводкой следует присматривать с первых дней
Монтажный блок
Особое беспокойство вызывает монтажный блок, который находится в «мокрой» зоне под капотом – дренажное отверстие нередко забивается, и влажный воздух попадает внутрь, окисляя контакты. Подобные конструктивные ляпы есть и у ВАЗ 21099.
Из-за конструктивной особенности монтажный блок подвержен воздействию грязи и влаги
Симптоматика
Оригинальная схема проводки ВАЗ 21093 на карбюратор
О том, что с контактами не все в порядке, автомобиль сигнализирует владельцу самым необычным способом:
- При включении вентилятора двигатель начинает глохнуть;
- Аналогично ведет себя силовой агрегат при включении дальнего света фар;
- При включении стартера в салоне появляется запах горелого пластика;
- Аналогично при включении во время движения отопительной печки и т.п.
Такие «находки» — нередки на «Самаре»
Если один из этих симптомов проявился у вас – необходимо незамедлительно исправлять ситуацию своими руками, пока она не вышла из-под контроля.
Обратите внимание! Дело в том, что проводка ВАЗ 21093 на инжектор отличается достаточно высокими нагрузками, и любое неустойчивое соединение в цепи может обернуться бедой, цена которой – стоимость автомобиля и ваше здоровье
Способы устранения
Родная схема электропроводки ВАЗ 21093i устроена таким образом, что основная нагрузка приходится на следующую цепь (на фото ниже). Подобным образом устроена и проводка Москвич 2141.
Основные узлы, требующие контроля подведенной проводки
На схеме обозначены:
- АКБ;
- генератор типа 37.3701;
- монтажный блок;
- механический замок зажигания.
Начинать поиски лучше всего с монтажного блока. Снимайте клемму с аккумулятора, открывайте крышку и осмотрите каждый контакт.
Обгоревший контакт следует зашкурить и обезжирить. А колодку заменить новой
Блок предохранителей
Еще один проблемный узел «Самары» – блок предохранителей старого образца. О том, как самостоятельно модернизировать его вы можете узнать из видео, представленного ниже.
https://youtube.com/watch?v=VMIKX6_vqiU
Осветительные и звуковые приборы
- Вместо активации стоп-сигналов в задних фонарях при нажатии на тормозную педаль начинается настоящая «цветомузыка»;
- Звуковой сигнал работает нестабильно;
- Магнитола или радиоприемник также работают неустойчиво.
Поврежденные детали подлежат обязательной замене
Обратите внимание! Здесь инструкция будет аналогичной – незамедлительно найти обгоревший контакт (на фото) и отремонтировать. А при невозможности – заменить новыми деталями. О том, как исправить подобную проблему с контактами на ГАЗели — вы можете прочесть в другой нашей статье
О том, как исправить подобную проблему с контактами на ГАЗели — вы можете прочесть в другой нашей статье .
В заключение
На самом деле проводка ВАЗ 21093 на карбюратор или инжектор достаточно надежна, чего не скажешь о разъемах и клеммах
Именно их состоянию следует уделять самое пристальное внимание
А при обнаружении описанных в статье симптомов следует принять незамедлительные меры по устранению неисправностей. От этого зависит безопасность вашего автомобиля. Удачи на дорогах!
Как проверить работу электрической цепи?
В вариациях мотора карбюратор это выполняется предельно просто, так как контакты блока — полностью открыты. Если обнаружены множественные разрывы, то дешевле и проще будет просто заменить весь блок. Подойдет и нового образца, и даже с 2114 — они там используются идентичные.
Если же работает только одна из частей блока, то придется искать разорванную цепь. Поиск упростит знание следующих правил:
- если не работает цепь, отвечающая за питание печки, то искать неисправный элемент нужно с F4 или F7. Последний отвечает за работу вентилятора, задувающего вовнутрь салона теплый воздух;
- замена прикуривателя потребуется, если не работает сразу несколько цепей: F4, F10, блок 7;
- за омыватели, патрон переносной лампы и щетки заднего стекла отвечает реле F7;
- при неисправности бензонасоса «виновником» является плата предохранителей, что располагается с левой стороны руля (в салоне автомобиля).
Это указаны те неисправности, с которыми водителям чаще всего приходится иметь дело.
Разобраться с блоком предохранителей в ВАЗ 21099 карбюратор довольно просто. Самое сложное — это поиск неисправного элемента. Но устранить проблему не сложно, если в наличии есть запасные предохранители. В ВАЗ 21099, в отличии от ВАЗ 2108, они предусмотрены производителем. Не нужно забывать своевременно их восстанавливать при необходимости.
БП старого типа
Чтобы вы могли быть ознакомлены как с БП старого, так и нового образца, рассмотрим электрическую схему и назначение каждой отдельной коробки.
Устройство старого типа для ВАЗ 2108Предназначение предохранителей в блоке старого типа
Также необходимо рассказать нашим читателям и о назначении реле.
Номер | Предназначение |
1 | Обеспечивает работоспособность компонента, предназначенных для очистки передних фар. |
2 | Данный компонент предназначен для обеспечения функциональности моторчика для очистки заднего стекла. |
3 | Этот ПП предназначен для защиты от поломки лампочек фар поворотников и аварийной сигнализации. |
4 | Реле обеспечивает функционирование двигатель дворников для ветрового стекла. |
5 | При помощи этого разъема для реле можно определить работоспособность лампы дальнего или ближнего света, лампочки салона. Для этого нужно только подключить лампу к гнезду. |
6 | Данное реле обеспечивает функционирование обогревателя стекла заднего вида. |
8 | Обеспечивает функционирование лампочек дальнего света. |
9 | Отвечает за работоспособность фонарей ближнего света. |
11 | Отвечает за функционирование вентилятора системы охлаждения. |
12 | Рулевой гудок. |
Блок нового типа
Ниже рассмотрим электросхему и предназначение элементов БП нового образца.
Схема компонентов БП нового образца
Также рассмотрим назначение каждого компонента БП.
Предназначение предохранителей в блоке нового типа
Ниже представлена таблица назначение компонентов в БП нового образца.
Номер | За что отвечает |
К1 | Данное реле обеспечивает функционирование омывателя заднего стекла. |
К2 | Обеспечивает работу ламп поворотников, а также аварийной сигнализации. |
К3 | Предназначение этой детали заключается в обеспечении работоспособности мотора очистителя ветрового стекла. |
К4 | Этот компонент обеспечивает функционирование лампочек стоп-огней, а также габаритов автомобиля. |
К5 | Данный компонент отвечает за функционирование лампочек дальнего света. |
К6 | Данный компонент отвечает за работоспособность очистителя передних фар. |
К7 | Седьмой по счету элемент обеспечивает функционирование движка для транспортных средств, оборудованных электрическими стеклоподъемниками. |
К8 | Обеспечивает функционирование рулевого гудка. |
К9 | Данное реле предназначено для защиты вентилятора системы охлаждения. |
К11 | Отвечает за функциональность механизма устройства обогрева заднего стекла. |
К12 | Обеспечивает работоспособность фонарей ближнего света. |
Пошаговая инструкция по замене
Непосредственно сама процедура замены в машинах с БП нового и старого образца фактически ничем не отличается. Разница есть только в назначении компонентов блока.
Для начала необходимо открыть капот и отключить от питания аккумулятор. Любые работы по замене элементов, или в принципе связанные с электрикой, следует производить при отключенной АКБ.
В районе ветрового стекла, напротив водительского места, вам нужно найти ваш БП. Он скрывается за пластмассовой накладкой. Произведите демонтаж крышки, чтобы добраться до ПП.
С обратной стороны пластиковой накладки вы увидите нанесенную на крышку схему устройств, где размечено место нахождения, а также предназначение каждого предохранителя. К примеру, вам необходимо произвести смену элемента, обеспечивающего работу лампочек габаритов, освещения в салоне или топливного насоса. Чтобы найти вышедший из строя компонент, воспользуйтесь этим материалом или схемой, нанесенной на обратную сторону крышки. Для демонтажа ПП извлеките его при помощи специального пинцета. Если вам необходимо заменить реле, то вытащите его, покачивая вверх и вниз.
Замените вышедший из строя элемент на новый
Обратите внимание на номинал – он должен совпадать в обоих случаях. не забудьте подключить аккумулятор.
Откройте капот и найдите БП, установленный под ветровым стеклом в районе водительского места. Отогните защелки блока и отсоедините фиксаторы, после чего демонтируйте крышку БП. При помощи пинцета демонтируйте выгоревший компонент. Определите неработоспособность элемента по выгоревшей плавкой нити. На место вышедшей из строя детали установите новую, при этом соблюдая цифровой номинал, указанный на пластиковом корпусе.
Видео «Переделка БП на примере ВАЗ 2109»
В данном видео показана процедура переделки БП старого типа на новый на примере автомобиля ВАЗ 2109.
Была ли эта статья полезна?Статья была полезнаПожалуйста, поделитесь информацией с друзьями
Предохранитель генератора на ВАЗ 2109 инжектор: схема электрооборудования
На автомобилях ВАЗ 2109 с инжекторной системой питания предохранитель генератора находится в электрощите, под капотом автомобиля. Электрощит на ВАЗ 2109 расположен справа от аккумуляторной батареи и защищает электрооборудование и систему питания автомобиля от перегрузок и коротких замыканий.
Для доступа к предохранителю генератора необходимо выполнить следующие шаги:
- Открыть капот автомобиля.
- Найти электрощит, расположенный справа от аккумуляторной батареи.
- Открыть крышку электрощита, сняв защелки или отверткой открутив крепления.
- Внутри электрощита найти блок предохранителей и реле.
- Найти предохранитель генератора в блоке предохранителей.
Предохранитель генератора на ВАЗ 2109 инжектор представляет собой маленькую пластиковую или стеклянную трубочку с проводкой внутри. Он обычно отличается цветом или надписью на корпусе, которая указывает на его назначение. Например, предохранитель генератора может иметь надпись «GEN» или «ГЕН» на корпусе.
Если предохранитель генератора перегорел, это может быть причиной неработающего генератора на автомобиле. В случае перегорания предохранителя необходимо заменить его на аналогичный предохранитель той же номинальной мощности.
Важно помнить, что перед заменой предохранителя необходимо отключить питание автомобиля, сняв клемму отрицательного полюса аккумуляторной батареи. Это поможет избежать возможного короткого замыкания или повреждения электрооборудования при замене предохранителя
Схема электрооборудования ВАЗ 2109 инжектор
№
Наименование
Назначение
1
Генератор
Генерация и подача электрической энергии на аккумуляторную батарею и другие потребители
2
Предохранитель генератора
Защита генератора от перегрузок и короткого замыкания
3
Аккумуляторная батарея
Хранение электрической энергии для питания автомобиля
4
Провода и разъемы
Передача электрического сигнала и энергии между компонентами электрооборудования
Обратите внимание: в данной схеме представлена общая информация о схеме электрооборудования ВАЗ 2109 инжектор. Для более подробной информации о схеме электрооборудования рекомендуется обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля или обратиться к специалистам сервисного центра
Монтажный блок в салоне
В первых моделях ВАЗ 2105 блок предохранителей располагали в салоне автомобиля. Такой блок и сегодня можно увидеть в некоторых «пятёрках» под панелью приборов рядом с левой дверью. Каждый из предохранителей на блоке, расположенном в салоне, отвечает за тот же участок электрической цепи, что и соответствующий предохранитель на блоке, расположенном под капотом.
Как определить сгоревший предохранитель
Если возникают проблемы с какой-либо группой электрооборудования в машине, вероятность того, что дело в предохранителе высока, но не стопроцентна. Чтобы убедиться в выходе из строя предохранителя, иногда бывает достаточно внешнего осмотра: если на его корпусе имеются обгорелые следы, скорее всего, предохранитель сгорел. Такой способ проверки достаточно примитивен, и лучше в этом случае использовать мультиметр, который позволяет диагностировать неисправность:
- по напряжению;
- по сопротивлению.
В первом случае необходимо:
- Перевести мультиметр в режим измерения напряжения.
- Включить проверяемую цепь, например, освещение, печку и т. д.
- Проверить наличие напряжения на выводах предохранителя. Если на одном из выводов напряжения нет, предохранитель нужно заменить.
Во втором случае мультиметр переводится в режим измерения сопротивления, после чего наконечники прибора присоединяются к снятому предохранителю. Если значение сопротивления близко к нулю, предохранитель требует замены.
Если значение сопротивления близко к нулю, предохранитель требует замены
Демонтаж и ремонт блока
Снимается блок предохранителей, расположенный в салоне, в той же последовательности, что и установленный под капотом. Необходимо открутить крепёж, снять разъёмы и вынуть блок. Так же, как и в случае с блоком, расположенным под капотом, ремонт монтажного блока, установленного в салоне, заключается в замене предохранителей и восстановлении дорожек.
Если предохранитель перегорел в дороге и под рукой нет запасного, можно заменить его проволокой. Но при первой же возможности проволоку нужно убрать и установить вместо неё номинальный предохранитель. Схема расположения предохранителей изображена, как правило, на внутренней стороне крышки монтажного блока.
Следует помнить, что существуют монтажные блоки нескольких видов, которые внешне никак не отличаются друг от друга. Различия состоят в распайке дорожек. При замене блока нужно убедиться в том, что маркировки старого и нового блоков совпадают. В противном случае электрооборудование будет работать некорректно.
Блок предохранителей старого образца
В монтажных блоках старого образца используются цилиндрические (пальчиковые) предохранители, которые устанавливаются в специальные подпружиненные разъёмы. Такие разъёмы не отличаются надёжностью и долговечностью, вследствие чего вызывают множество нареканий со стороны автолюбителей.
В монтажном блоке ВАЗ 2105 старого образца используются цилиндрические предохранители
Каждый из 17 предохранителей, расположенных на монтажном блоке старого образца, отвечает за те же группы потребителей электроэнергии, что и соответствующие предохранители на блоке нового образца (см. таблицу выше). Отличие состоит только в значении номинального тока, на который рассчитаны цилиндрические предохранители. Каждому штекерному предохранителю (на блоке нового образца) номинальным током:
- 10 А соответствует пальчиковый предохранитель номинальным током 8 А на блоке старого образца;
- 20 А — 16 А;
- 7,5 А — 8 А.
Техобслуживание и ремонт блока предохранителей ВАЗ 2105 в большинстве случаев не вызывает затруднений у автолюбителей. Чтобы самостоятельно определить неисправность монтажного блока и устранить её, бывает достаточно даже небольшого водительского опыта
Для надёжной работы электрооборудования важно использовать предохранители с параметрами, указанными в технической документации