Датчик фаз — ДФ
Он же датчик распредвала. Датчик фазы ВАЗ предназначен для определения углового положения распредвала. Основная функция — при работе двигателя датчик фаз выдает на контроллер импульсный сигнал синхронизирующий впрыск топлива с открытием впускных клапанов. Отказ датчика фаз переводит топливоподачу в попарно-параллельный режим, что приводит к некоторому ( до 10% ) повышению расхода топлива. А также добавлю от себя это «чудо природы» является головной болью и источником кучи ошибок, например знаменитых 0301, 0302….По моему скромному мнению это такая же гадость и мерзость как гидрокомпенсаторы старого образца. Но что выросло, то выросло. (Как избавиться навсегда от него, лямбды, датчика крена — будет написано в статье про чиптюнинг). Единственный нормальный производитель этого датчика «Автовазагрегат». На фото виден логотип.
Измерение скорости автомобиля уже давно осуществляется не механическим способом. За это отвечает датчик скорости, принцип работы которого основан на эффекте Холла. Этот датчик подает в контроллер электромагнитные импульсы, на основе которых последний вычисляет скорость движения машины.
Измерение скорости автомобиля происходит следующим образом. Датчик за каждый километр пройденного пути посылает контроллеру фиксированное количество импульсов – 6004. Чем быстрее движется машина, тем выше частота передачи. Таким образом, контроллер вычисляет скорость по временному интервалу между импульсами.
Помимо своей основной функции, этот датчик косвенным образом помогает автовладельцу экономить топливо. Когда автомобиль движется накатом со скоростью свыше 20 км/ч, контроллер, основываясь на показаниях датчика, не открывает подачу горючего.
Снятие датчика положения дроссельной заслонки
Датчик положения дроссельной заслонки установлен на оси дроссельной заслонки и представляет собой резистор потенциометрического типа.
На один конец его обмотки подается от контроллера стабилизированное напряжение +5 В, а другой соединен с «массой» контроллера.
С третьего вывода потенциометра (ползунка) снимается сигнал для контроллера.
Периодически измеряя выходное напряжение сигнала ДПДЗ, контроллер определяет текущее положение дроссельной заслонки для расчета угла опережения зажигания и длительности импульсов впрыска топлива, а также для управления регулятором холостого хода.
При выходе из строя ДПДЗ или его цепей контроллер включает сигнализатор неисправности и рассчитывает предполагаемое значение положения дроссельной заслонки по частоте вращения коленчатого вала и массовому расходу воздуха.
Снятие и установка датчика
Выключив зажигание, отсоединяем электрический разъем датчика
Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления датчика к дроссельному узлу
Снимаем датчик.
Устанавливаем датчик на дроссельный узел в обратной последовательности.
При этом дроссельная заслонка должна находиться в закрытом положении
Снятие датчика детонации
Датчик детонации (ДД) закреплен на передней верхней части блока цилиндров.
Пьезокерамический чувствительный элемент датчика генерирует сигнал напряжения переменного тока, амплитуда и частота которого соответствует параметрам вибраций двигателя.
При возникновении детонации амплитуда вибраций определенной частоты возрастает.
При этом для гашения детонации контроллер корректирует угол опережения зажигания.
Снимаем генератор.
Выключив зажигание, отсоединяем разъем датчика.
Накидным ключом «на 13» отворачиваем болт крепления датчика к блоку цилиндров и снимаем датчик. На фото 1–3 приемная труба и корпус воздушного фильтра для наглядности сняты
Перед установкой датчика очищаем поверхность его прилегания на блоке цилиндров
Устанавливаем датчик в обратной последовательности. Момент затяжки болта крепления датчика 20–25 Нм.
Снятие датчика кислорода
Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике.
Отсоединяем разъем датчика кислорода.
Ключом «на 22» отворачиваем датчик и вынимаем его
При установке датчика не допускаем попадания смазки или грязи на наконечник датчика с прорезями и на разъем жгута проводов.
Заворачиваем датчик моментом 30–45 Нм.
Снятие датчика скорости
Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике.
Выключив зажигание, отсоединяем разъем датчика
Ключом «на 22» отворачиваем датчик скорости и снимаем его
Устанавливаем датчик в обратной последовательности
Отказала приборка на Ниве — причина
Для большинства классических версий актуальны проблемы.
- Перегорел соответствующий пpeдoxpaнитель. Обычно это вставка F2.
- Имеются проблемы с проводкой. В классических моделях авто подобные проблемы не редки. Здесь следует проверять провода на предмет повреждений изоляции, расшатывание, окисление контактных групп, обрывы.
- Повреждение приборки. Здесь следует проверить схему устройства на предмет поломок и наличия подгораний.
Если речь идет о современных модификациях с ЭБУ, поиск проблемы легче выполнить посредством компьютерной диагностики. Стандартные ошибки БК точно укажут на расположение неисправности.
Не горит панель приборов Нивы
Аналогично проверяется подсветка щитка. Если панель периодически моргает либо погасла только часть индикаторов — проверьте проводку. Здесь обычно окисляются контактные группы. Также возможно нарушение целостности изоляции, перегорание отдельных лампочек. Если подсветка погасла целиком — проверьте пpeдoxpaнитель освещения.
Замена гибкого вала привода спидометра Ваз 2121 Нива 2131
08 декабря 2014
Снятие гибкого вала привода спидометра на автомобиле Ваз 2121 и Нива 2131 выполняют для замены на новые в случае повреждения сердечника, оболочки или его крепления. Подготовьте стандартный набор инструментов и проделайте следующую последовательность действий:
Устанавливаем автомобиль на смотровую яму и очищаем от грязи место его крепления к раздаточной коробке. После чего пассатижами отворачиваем гайку его крепления к раздатке.
- Отсоединив гибкий вал от раздаточной коробки, снимаем маслоотражательную шайбу, чтобы она не потерялась.
- Отсоединяем комбинацию приборов от панели и отвернув гайку крепления вала, отсоединяем его от комбинации.
- Вытягиваем вал в салон автомобиля.
- Выполните его замену или какой-либо другой необходимый ремонт, после чего установку проведите в обратной последовательности.
На этом ремонтные работы по снятию гибкого вала привода спидометра на автомобиле Ваз 2121 и Нива 2131 завершены.
Устройство системы охлаждения ДВС и узлов
Схема системы охлаждения двигателя ВАЗ 21213 Нива (а также моделей 2131, 21214) вполне проста и фактически не менялась с момента разработки. Узел относится к жидкостному типу с закрытой принудительной циркуляцией охладителя. На карбюраторных системах вентилятор имеет механический привод. В инжекторной схеме предусмотрены 2 электровентилятора на Ниве 2131. Основные узлы схемы охладительного узла:
- Помпа механическая. Монтируется в блоке цилиндров (БЦ) спереди, крыльчатка частично погружена в жидкость охлаждения (работает с помощью ременной передачи).
- Термостат смонтирован справа от (БЦ). Его патрубки отходят к радиатору и водяной рубашке.
- Радиатор и два пластиковых бачка с обеих сторон с передней части двигателя.
- Вентилятор с воздушным диффузором на внутренней стороне радиатора.
- Расширительный бачок с крышкой и клапанами, подключенный к радиатору патрубком.
- Теплообменник отопления салона с краном.
Контроль за температурой в системе охлаждения в разных моделях Нивы отличается. В модели 21213 с карбюраторным двигателем датчик встроен в головку цилиндров с индикатором на приборной панели. В ВАЗ Нива 21214 (инжекторный двигатель) датчик расположен в патрубке на головке цилиндров.
Он также связан с узлом, который готовит топливную смесь относительно температуры силовой установки и включает вентиляторы. Еще одно отличие от общей схемы присутствует в ВАЗ 2131: радиатор не оборудован краном слива и рассчитан на постоянную циркуляцию антифриза.
Приборные панели Лада Нива 4х4
Замена.
Чтобы снять ДС необходимо установить автомобиль на ровную площадку. После этого лучше всего отключить клеммы аккумуляторы, чтобы избежать появления ошибок в БК.
Отсоединяем клеммы проводов, для этого нужно нажать на пластиковый фиксатор на колодке. После этого при помощи ключа выворачиваем датчик из посадочного места. Если выкрутить его сразу не получается, то не рекомендуется применять излишнее усилие. Нужно обработать резьбовое соединение средством WD-40, подождать несколько минут и продолжить демонтаж.
Установка нового ДС производиться в обратном порядке. При покупке новой детали необходимо обращать на внешнее состояние: контакты должны быть обработаны достаточным количеством лака, поскольку это защищает от попадания влаги. После выполнения работ необходимо обнулить ошибки бортового компьютера для того, чтобы убрать ошибку CHECK ENGINE.
Установка приборной панели ВАЗ 2110 на Lada 4×4 (ВАЗ 2121, 2131)
Потребуется: панель приборов VDO с каталожным номером 21150-3801010, накладка комбинации приборов (артикул: 21214-5325124-00), датчик скорости, для карбюраторной Lada 4×4 нужен еще датчик уровня бензина от инжекторной, клеммы «мама» не менее 8 шт, провод 0,75 около 10 м.
Снимаем старую приборную панель. Белая и красная колодки нового щитка приборов имеют другую распиновку (см. схема панели Lada 4×4), поэтому главная задача переподключить провода в нужном порядке.
Номер белой колодки | Старая панель | Новая панель | Цвет |
---|---|---|---|
1 | Пусто | Корпус (масса) | Черный (дополнительно) |
2 | Контрольная лампа дальнего света | Низковольтный вход тахометра | Коричнево-красный |
3 | Контрольная лампа габаритов | Высоковольтный вход тахометра | Коричневый |
4 | К клемме «15» замка зажигания | К клемме «30» замка зажигания | дополнительный от кл.»30″ |
5 | К выключателю аварийки | К датчику указателя ТОЖ | зеленый |
6 | К выводу «D» генератора | Контрольная лампа габаритного света | желтый |
7 | Пусто | Подсос (карб. модели) | Серый |
8 | Контрольная лампа ПТФ | Лампа «Сheck Еngine» | черно-белый |
9 | Контрольная лампа обогрева стекла | К клемме 15 замка зажигания | гoлyбой |
10 | Лампа «Сheck Еngine» | К клемме 15 замка зажигания | Оранжевый |
11 | К датчику уровня топлива | К «ВК» стояночного тормоза | розово-черный |
12 | Лампа «Сheck Еngine» | К выводу «D» генератора | коричнево-белый |
13 | К датчику указателя ТОЖ | К датчику давления масла | серо-гoлyбой |
Номер красной колодки | Старая панель | Новая панель | Цвет |
---|---|---|---|
1 | Пусто | К датчику температуры воздуха | Дополнительный |
2 | К клемме «15» замка зажигания | К клемме «15» замка зажигания | Оставить |
3 | Низковольтный вход тахометра | Корпус (Масса) | Черный |
4 | К регулятору освещения приборов | К регулятору освещения приборов | Оставить |
5 | Высоковольтный вход тахометра | К правым указателям поворотов | Гoлyбой (Дополнительный) |
6 | Корпус (масса) | К левым указателям поворотов | Гoлyбой-черный (Дополнительный) |
7 | К клемме «50» замка заж. (стартер) | К датчику уровня тормозной жидкости | Розовый |
8 | К выключателю стояночного тормоза | К маршрутному компьютеру | |
9 | Пусто | К выходу датчика скорости | Дополнительный |
10 | К лампе резерва топлива | К датчику уровня топлива | Розово-красный |
11 | К датчику блокировки дифференциала | К дальнему свету | Зелено-черный |
12 | К датчику давления масла | К выкл. аварийной сигнализации | |
13 | К датчику уровня тормозной жидкости | К клемме «50» замка зажигания (стартер) | Красно-синий |
Блокировка дифференциала была подключена к лампе подсоса. Для ламп поворотников следует проложить дополнительные провода от кнопки аварийки. Остаются не задействованы провода подогрева заднего стекла (зелено-красный), задних противотуманок (оранжево-черный) и поворотников (гoлyбо-белый).
Стоит отметить, что после установки комбинации приборов от ВАЗ 2110 VDO с двумя окнами мы не только получаем более современный интерьер внедорожника, но и возможность выводить на панель температуру наружного воздуха, часы и вольтметр.
Кстати, а вы знаете, как сделать тюнинг панели ВАЗ 2110? Например, установить накладку , колодцы или затонировать !
спидометр Нива Шевроле
Для этого существует процедура самодиагностики панели. Процесс проверки проходит следующим образом: Выключаем зажигание и нажимаем на кнопку сброса суточного пробега.
Использование раздатки на ниве шевроле.
Не отпускаем кнопку и включаем зажигание. Стрелки на исправных приборах при этом должны троекратно совершить движение от нуля к максимальному делению.
Здесь все понятно — если спидометр отказывается выполнять условия теста, дело либо в самом приборе, либо в плате приборки. Скорее всего, придётся менять плату в сборе.
Проверяем контакты спидометра и датчика скорости В цепи спидометра контактных колодок не так много. Часто бывает, что от вибрации сдвигается колодка, идущая от общего пучка проводов к приборной панели. Чтобы исключить возможность потери контакта в этом месте, придётся отодвинуть приборку и несколько раз вынуть и вставить фишку на тыльной стороне платы панели.
Иногда колодка может просто быть установлена с перекосом, тогда контакт может быть непостоянным, либо отсутствовать вовсе. Расположение датчика скорости схематически. Если это не помогло, придётся искать разъем контактов на датчике скорости.
Как мы и говорили, он находится на корпусе раздаточной коробки и его разъёмы часто страдают от воды и реактивов, которыми посыпают дороги.
Контакт нужно отсоединить и оценить его состояние. Кроме этого, часто попадают под раздачу сами провода, идущие к датчику скорости.
Да и расположение датчика не совсем удачно, провода может просто вырвать корягой. Проверка датчика скорости Конструкция датчика скорости проста — это металлический или пластиковый корпус, ферромагнитный сердечник и обмотка, в которой вращается ротор, вырабатывая электрический импульс — чем быстрее вращается валик датчика, тем больше импульс, тем дальше стрелка спидометра отклоняется от нуля.
Чаще всего, если не видно потёртостей у проводки, то виноват датчик скорости.
Снятие датчика массового расхода воздуха
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) термоанемометрического типа расположен между воздушным фильтром и шлангом подвода воздуха к дроссельному узлу.
В зависимости от расхода воздуха напряжение выходного сигнала датчика изменяется от 1,0 до 5,0 В.
При выходе из строя датчика, контроллер рассчитывает значение массового расхода воздуха по частоте вращения коленчатого вала и расположению дроссельной заслонки.
ДМРВ имеет встроенный датчик температуры воздуха (ДТВ), чувствительным элементом которого является термистор, установленный в потоке воздуха.
Выходной сигнал датчика изменяется в диапазоне от 0 до 5,0 В, в зависимости от температуры воздуха проходящего через датчик.
При возникновении неисправности цепи ДТВ контроллер включает сигнализатор неисправности и заменяет показание датчика фиксированным значением температуры воздуха (33˚С).
Выключив зажигание, отсоединяем электрический разъем датчика.
Крестообразной отверткой ослабляем хомут крепления подводящего шланга и снимаем его с патрубка датчика массового расхода воздуха.
Ключом «на 10» отворачиваем два болта крепления датчика к корпусу воздушного фильтра
Снимаем датчик массового расхода воздуха и уплотнитель датчика
Устанавливаем датчик в обратной последовательности. Момент затяжки болтов 8–11 Нм.
Устройство охладительной сети автомобиля
Система охлаждения ВАЗ Нива является достаточно эффективной и практически не претерпела изменений с момента своего создания. В нее входят следующие агрегаты и элементы:
- Механический водяной насос (помпа). Установлен в блоке цилиндров с передней стороны, его крыльчатка погружена в охлаждающую жидкость, циркулирующую по водяной рубашке двигателя ВАЗ-2121. Приводится в действие ременной передачей.
- Механический термостатический элемент (термостат). Находится с правой стороны от блока по ходу движения. От него патрубки идут к водяной рубашке и радиатору.
- Радиатор охлаждения с 2 пластиковыми бачками по бокам. Расположен в передней части машины.
- Вентилятор с воздушным диффузором. Прикреплен к внутренней стороне радиатора.
- Расширительный пластмассовый бачок с крышкой, оборудованной клапанами. Подключен патрубком к радиатору.
- Теплообменник отопителя салона, снабженный краном.
Контроль температуры в сети охлаждения двигателя Нивы осуществляется разными способами. В карбюраторной модели ВАЗ-21213 в головку цилиндров встроен датчик, связанный с указателем температуры на приборной доске. На модели ВАЗ-21214, где топливо подает инжектор, имеется второй датчик, вмонтированный в патрубок на головке цилиндров. Он связан с контроллером, готовящим топливную смесь в зависимости от нагрева силового агрегата и включающим вентиляторы.
Есть еще 2 отличия в конструкции охлаждения моторов с карбюратором и инжектором:
- на машинах с прямым впрыском топлива на радиаторе установлено 2 электрических вентилятора вместо 1 механического;
- патрубки для подогрева нижней части карбюратора в модели 21214 обеспечивают нагрев блока дроссельной заслонки.
В автомобилях ВАЗ-2131 Chevrolet Niva система охлаждения в целом аналогична обычной Ниве с инжектором. Радиатор отопителя ВАЗ-2131 не оборудован краном, из-за чего через него круглогодично протекает антифриз.
Назначение устройства.
На панели приборов Нивы установлен спидометр, который необходим для отображения текущей скорости автомобиля. В случае неисправности, управление автомобилем становиться затруднительным, поскольку на большинстве дорог устанавливаются скоростные ограничения, которым необходимо следовать. Помимо этого, неисправность спидометра может повлиять на расчет других данных бортовым компьютером. На основе данных ДС определяется необходимый расход топлива, обеспечивается экономия бензина во время работы на холостых оборотах.
Поэтому необходимо как можно скорее провести диагностику и выявить причину поломки.
Датчик детонации
Проверка ДМРВ на Chevrolet Niva и ВАЗ 21214
Перед тем, как судить о неисправности датчика, следует изучить его симптомы неисправности. Итак, признаки могут быть следующими:
- повышенный расход топлива;
- горит лампа Check Engine;
- проблемы с горячим пуском;
- снижение мощности двигателя;
В диагностике по ДМРВ могут быть следующие ошибки:
- Р0100 — обрыв цепи;
- Р0101 — выход сигнала за допустимый уровень;
- Р0102 — низкий уровень сигнала;
- Р0103 — высокий уровень сигнала;
Если есть вышеперечисленные симптомы, можно выполнить следующую проверку:
- Снимаем разъем ДМРВ.
- Запускаем двигатель.
- Обороты должны подняться до 1500.
- Если поведение двигателя изменилось в лучшую сторону, то ДМРВ неисправен, проводка датчика целая.
Есть и более точный способ проверки — мультиметром. Для этого измеряем выходное напряжение датчика массового расхода воздуха при включенном зажигании. Приложите щупы к минусу датчика (зеленый провод) и к плюсу (желтый провод). Напряжение не должно выходить за рамки: 1,01-1,03 Вю Если напряжение выше, значит ресурс датчика исчерпался.
Напряжение ДМРВ можно найти не только при помощи мультиметра. В любой диагностической программе, например, Open Diag, напряжение расходомера есть в параметрах. Например:
В данном примере ДМРВ можно смело считать нерабочим.
ВАЗ-2131. Панель приборов
ВНИМАНИЕ! Не допускайте работу двигателя в красной зоне, а также работу двигателя с частотой менее 800 мин-1 при трогании и движении. Рис
14. Комбинация приборов
Рис. 14. Комбинация приборов
3 — контрольная лампа включения указателей поворота по левому борту. Загорается зеленым мигающим светом при включении левого поворота. 4 — контрольная лампа включения указателей поворота по правому борту. Загорается зеленым мигающим светом при включении правого поворота. 5 — спидометр. 6 — указатель уровня топлива. 7 — контрольная лампа резерва топлива. Загорается оранжевым светом, если в топливном баке осталось менее 4 — 6,5 л.
8 — контрольная лампа включения габаритного света. Загорается зеленым светом при включении наружного освещения. 9 — контрольная лампа аварийного состояния рабочей тормозной системы. Загорается красным светом при понижении уровня жидкости в бачке гидропривода тормозов ниже метки «MIN»
ВНИМАНИЕ! При загорании контрольной лампы движение запрещено до устранения причин снижения уровня жидкости. 10 — контрольная лампа включения дальнего света фар
Загорается синим светом при включении дальнего света фар. 11 — кнопка сброса показаний. 12 — индикатор пробега. Верхняя строка индикатора индицирует суммарный пробег автомобиля, а нижняя — является суточным счетчиком пройденного пути. Сброс показаний суточного счетчика проводите удержанием кнопки 11 в нажатом положении более 5 с на остановленном автомобиле. Обнуление показаний суточного счетчика происходит так же и при снятии клеммы с аккумуляторной батареи. 13 — контрольная лампа «проверьте двигатель». Лампа загорается при включении зажигания и гаснет после запуска двигателя, если отсутствуют неисправности в системе управления двигателем. В случае обнаружения какого-либо дефекта в системе лампа горит постоянно или мигает. 14 — контрольная лампа включения аварийной сигнализации. Загорается красным мигающим светом при включении аварийной сигнализации. 15 — индикатор часов, температуры и напряжения бортовой сети. Переключение между индикацией времени, индикацией температуры окружающего воздуха и индикацией напряжения бортовой сети осуществляется кратковременным нажатием на кнопку 11. При включении зажигания при температуре окружающего воздуха выше +20С всегда появляется индикация часов. При понижении температуры окружающей среды ниже +20С индикатор в течение 3 с высвечивает показания часов, а затем переходит на индикацию температуры, показание которого первые 10 с происходит в мигающем режиме. При повышении температуры наружного воздуха выше +30С и повторном ее снижении до + 20С: — в случае индикации часов индикатор автоматически переключается на индикацию температуры, показания которого первые 10 с высвечиваются в мигающем режиме; — в случае индикации температуры ее обычный режим прерывается десятисекундным мигающим режимом. Установка часов и минут производится в режиме индикации времени путем вращения кнопки 11 в сторону знаков «h» — часы и «mo-минуты. После снятия клеммы с аккумуляторной батареи и последующего восстановления напряжения отсчет времени производится от нулевого значения. 16 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи. Загорается красным светом при включении зажигания и гаснет после пуска двигателя. Яркое загорание лампы или ее свечение в полнакала при работающем двигателе указывает на слабое натяжение (обрыв) ремня привода генератора или на неисправность в цепи заряда, а возможно самого генератора. 17- контрольная лампа включения стояночного тормоза. Загорается красным светом при включении стояночного тормоза. 18 — контрольная лампа недостаточного давления масла. Загорается красным светом при включении зажигания и гаснет после пуска двигателя. При работающем двигателе загорается красным светом, если давление в системе смазки двигателя недостаточное. 19 — резерв.
ВНИМАНИЕ! Никогда не допускайте полной выработки топлива. Это увеличивает износ узлов топливной системы и может привести к аварийной ситуации на дороге из-за неожиданной остановки Вашего автомобиля, а также к перегреву и повреждению нейтрализатора
ВНИМАНИЕ! В случае загорания сигнализатора аварийного давления масла, немедленно прекратите движение, заглушите двигатель и обратитесь на аттестованное ПССС для устранения неисправности, т.к. недостаточное давление в системе смазки приведет к тяжелым повреждениям двигателя